Ах, Антониони, ах, Феллини...

Сколько утеряно произведений искусства за всю историю человечества? Уйма. Это если говорить только о тех, которые на слуху. А ведь наверняка были уникальные поделки неизвестные, так сказать, широкой общественности. И что? Жизнь застопорилась, пошла наперекосяк, замерли биологические процессы, приливы наотрез отказались сменяться отливами, в мире стало меньше жестокости и насилия? Хотя бы на капельку? Ничуть! А вот лицемерие по-прежнему правит бал. Ко всякого рода социологическим опросам я отношусь достаточно скептически. Но один, не помню за давностью лет кем проведённый, вызвал саркастическую усмешку. Мужчинам и женщинам в возрасте от 30-ти до 50-ти лет задавали вопрос, касающийся выбора телепередачи для просмотра. По разные стороны «баррикад» оказались запись симфонического оркестра на канале «Культура» и откровенный эротический фильм. Около 80(!)%  отдали предпочтение чарующим звукам скрипки и контрабаса. Можно конечно, сдержать смех и поверить в эти ошеломляющие, заставляющие вытянуться в струнку от гордости за столь одухотворённый народ, цифры. Запросто! Правда, загодя надобно хлопнуть стаканчик сорокаградусной и захрустеть, в смысле закусить, огурчиком. Только не подумайте, что я за снос галереи Уффицы, музеев Прадо или Метрополитен и строительстве на их месте диснейленда либо кинотеатров, где демонстрируются фильмы категории ХХХ. Отнюдь. Однако, надо признать, как бы это прискорбно:) не прозвучало, что среди естественных людских потребностей упомянутых ещё стариком Энгельсом, хождение по выставкам и посещение оперных театров не значатся. И к чему в таком случае огород городить? Ну, не сложилось увидеть воочию статуи с «особым цинизмом» (почти по Гоблину) недавно старательно  разбитые под камеру в высшей степени странными персонажами, большинству населения нашей многострадальной планеты. Вряд ли у этого большинства из-за такого невезения открылась язва желудка, пропал аппетит или того хуже, резко снизилось сексуальное влечение. В конце концов, не финал лиги чемпионов пропустили. Шутка. Хотя, в каждой шутке есть только доля…шутки. Кстати, раз уж из каждого утюга доносится вселенский вой о вандалах, раскурочивших надысь то ли подлинные  скульптуры, то ли их муляжи из папье-маше, не мешало бы поинтересоваться происхождением ряженых варваров (артистов?) ловко орудующих кувалдой и болгаркой. Откель эти «воины тьмы»? Кто они, приверженцы какой-нибудь религии, придерживаются ли убеждений, состоят ли в организации со строгой иерархией и беспрекословным подчинением? Предположим( упреждающая просьба к господам, уже во всём разобравшимся с помощью услужливых СМИ, не надо истерик, успокойте пульсирующие жилки на висках, я же говорю, предположим) мы наблюдаем возрождение сторонников «Сендеро Луминосо» в новом обличье, али маскирующихся под исламистов восставших из пепла красных  бригад, а может всё проще пареной репы и перед нами разыгрывается спектакль, целью которого банальная нажива. Недаром на аукционе в Британии  всплыли и были проданы некие артефакты из Сирии.
 О чём это я собственно? А, да-о любви к искусству. Ах, Антониони, ах, Федерико Феллини, ой, держите меня, Рафаэль с Тицианом…впридачу. Бросьте, ребята! Зачем пыжиться, пытаясь не прослыть профаном. Или вы думаете, что те, кто досконально знает детали полотен Ван Гога или у кого от зубов отскакивают термины, принятые в балете, априори лучше вас, честнее, самоотверженнее? «Bullshit», как любят выражаться где-нибудь в районе «Адской кухни» на Манхэттене. Не тот ли Антониони, перешедший в межсезонье из «Ювентуса» в «Фиорентину»? Не тот? Режиссёр, говоришь? Ну, нехай себе кино сымает...Готов биться об заклад, если попросить ответить в каком стиле творил Рембрандт наугад десять (сотню, тысячу) граждан, прогуливающихся по улицам Стамбула, Каира, Екатеринбурга, сидящих  в кабаке в порту славного города Марселя или выходящих из метро «Спортивная»  и спешащих на стадион «Петровский», то подавляющее большинство в растерянности пожмёт плечами.
Моё поколение несомненно помнит фильм «Достояние республики». Эпизод в конце, когда атаман Лагутин (Игорь Кваша) предлагает Маркизу в исполнении Андрея Миронова расстрелять скульптуры в обмен на жизнь-по-настоящему ключевой. Маркиз метким выстрелом убивает атамана и погибает от рук бандитов. Безусловно, авторский  замысел ясен, но верен ли подобный подход, недвусмысленно заявляющий- искусство превыше всего? Вообще-то нелепо, на мой взгляд, так уж скорбеть по разломанным  статуям, сожжённым  картинам и взорванным дворцам, учитывая, что люди на всём протяжении своего существования, по сей день уничтожают друг друга самыми изуверскими способами и жизнь человека во все времена не стоила и ломаного гроша.


Рецензии