О стихах Георгия Адамовича
Постепенно вернулись на Родину почти все поэты русского зарубежья. Изданы холодный, как лёд, Ходасевич, вошли в наш обиход замечательные стихи Ивана Бунина и Георгия Иванова, издаются сочинения Владимира Набокова, Дмитрия Мережковского и Зинаиды Гиппиус.
Следует, впрочем, отметить, что в связи с трагическими событиями, произошедшими в нашей стране в последние десятилетия, множество талантливых людей из бывшего СССР оказались за рубежом. В результате большое количество учёных (физиков, математиков, биологов и т.д.) работают в западных фирмах, колледжах, университетах. Поэтому сейчас в западных научных журналах большой процент авторов – это бывшие наши. Это, кстати, ситуация всеобъемлющая. Чуть ли не ежедневно по радио и ТВ рассказывается о происшествиях на море (пиратство и т.д.), причём команды на суднах под самыми разными флагами часто состоят из русских, украинцев и прочих тоже наших. Множество талантливых спортсменов, музыкантов осели за рубежом. Победители конкурсов песни «Интервидение» последних лет из разных стран оказываются выходцами из бывшего СССР. Оказывается, что сказанное в полной мере касается и гуманитариев, в частности, поэтов. Достаточно известны такие русские поэты – эмигранты, как Межиров, Елагин, Чиннов, конечно, Бродский и ещё кое-кто. Но, эти имена только вершина айсберга. На самом деле, количество талантливых поэтов, пишущих на русском языке и живущих в США, Германии, Израиле, Франции, Канаде и других странах сейчас достаточно велико. В самых разных странах проводятся фестивали и конкурсы русскоязычных поэтов и прозаиков. Помимо известных конкурсов и фестивалей, проходящих на Украине и в Казахстане, можно упомянуть международный конкурс «Пушкин в Британии», Чеховский литературный фестиваль в Греции, американский фестиваль Булата Окуджавы, ежегодный поэтический турнир русской поэзии в Дюссельдорфе и некоторые другие. Недавно Владимир Тугов издал объёмную антологию русской поэзии под названием «Земляки». В ней представлено 170 поэтов из 24 стран, причём 60% стихотворений принадлежат авторам, живущих за пределами России.Мою статью об этой антологии смотри по адресу http://www.stihi.ru/2009/09/10/3430. Так что вполне назрела потребность критических статей, обсуждающих поэзию этих новых эмигрантов.
Однако, сейчас мне хочется написать несколько строк об одном поэте русского зарубежья, эмигрировавшего из России в 1923 году и всё ещё относительно мало раскрученного в современной России. Это Георгий Адамович (1892-1972). Он более известен, как талантливый литературный критик, с мнением которого считались практически все известные на Западе русские писатели. Тем не менее, процитируем Георгия Иванова: «Георгия Адамовича в эмиграции все знают как критика. Знают и то, что он поэт, но в глазах многих поэзия его заслоняется критической работой. Как это несправедливо, просто нелепо, поймет каждый, кто прочтет хотя бы стихи, напечатанные в этой книжке Совр<еменных> записок». Говорю «хотя бы», потому что любое стихотворение Адамовича свидетельствует, что он один из самых подлинных и своеобразных современных поэтов, и никакая «критическая деятельность», как бы умна и талантлива она ни была, с его поэзией ни в какой уровень не может идти. Как и все стихи Адамовича — и эти три безошибочны на слух, полны лиризма (от того, что лиризм Адамовича всегда сдержанный, — он только выигрывает в очаровании), и, как всегда, они чуть «тронуты» воспоминанием о родственной Адамовичу поэзии двух великих поэтов: Анненского и Лермонтова».Лучшим русским поэтом в эмиграции считал Адамовича Иван Бунин.
Русская поэзия всегда была полна печали и грусти. Но, представляется, что поэзия Адамовича, да и самого Георгия Иванова, практически вся насквозь пронизана этими лучами русской вековой грусти.
Как холодно в поле, как голо,
И как безотрадны очам
Убогие русские села
(Особенно по вечерам).
Изба под березкой. Болото.
По черным откосам ручьи.
Невесело жить здесь, но кто-то
Мне точно твердит - поживи!
Недели, и зимы, и годы,
Чтоб выплакать слезы тебе
И выучиться у природы
Ее безразличью к судьбе.
Уже в самых своих первых стихах Адамовича, наряду с любовью к нашей многострадальной России звучит бесконечная жалость к её трагической судьбе:
Опять, опять лишь реки дождевые
Польются по широкому стеклу,
Я под дождем бредущую Россию
Всё тише и тревожнее люблю.
Как мало нас, что пятна эти знают,
Чахоточные на твоей щеке,
Что гордым посохом не называют
Костыль в уже слабеющей руке.
Когда в России заканчивалась эра символизма, и буйным цветом бушевали всякие модернистские течения, Адамович оставался верен классическим традициям русской поэзии:
Холодно. Низкие кручи
Полуокутал туман.
Тянутся белые тучи
Из-за безмолвных полян.
Тихо. Пустая телега
Изредка продребезжит.
Полное близкого света,
Небо недвижно висит.
Господи, и умирая,
Через полвека едва ль
Этого мертвого края,
Этого мерзлого рая
Я позабуду печаль.
Вряд ли кого сейчас особо восхищают мотивы одиночества и тоски у Надсона,у которого они выглядят надуманными и искусственными. Но Георгий Адамович вкладывает в свои стихи столько искренности, столько сердечного трепета, что это не может не задевать сердца его читателей:
Ни с кем не говори. Не пей вина.
Оставь свой дом. Оставь жену и брата.
Оставь людей. Твоя душа должна
Почувствовать - к былому нет возврата.
Былое надо разлюбить. Потом
Настанет время разлюбить природу,
И быть все безразличней - день за днем,
Неделю за неделей, год от году.
И медленно умрут твои мечты.
И будет тьма кругом. И в жизни новой
Отчетливо тогда увидишь ты
Крест деревянный и венец терновый.
Говорят, что в настоящей поэзии, впрочем, как и в прозе, написанное должно составлять вершину айсберга, шесть седьмых которого находится под водой. Вот стихотворение Адамовича, посвящённое Зинаиде Гиппиус:
З.Г.
Там, где-нибудь, когда-нибудь,
У склона гор, на берегу реки,
Или за дребезжащею телегой,
Бредя привычно за косым дождем,
Под низким, белым, бесконечным небом,
Иль много позже, много дальше,
Не знаю что, не понимаю как,
Но где-нибудь, когда-нибудь, наверно...
Написано так мало, а не написанное вызывает столько чувств! Такой и должна быть настоящая поэзия.
Свидетельство о публикации №215071100931
Троянда 15.05.2018 23:19 Заявить о нарушении
Александр Абрамов 2 15.05.2018 23:44 Заявить о нарушении
Что касается отцов. Мой тоже занимался литературой. Ну и что? Какое это отношение имеет к качеству поэзии Адамовича, Гиппиус, Гумилёва? Или к нашим субъективным мнениям об их творчестве?
Троянда 16.05.2018 10:07 Заявить о нарушении
Александр Абрамов 2 16.05.2018 11:34 Заявить о нарушении
Троянда 16.05.2018 20:04 Заявить о нарушении
Троянда 16.05.2018 22:02 Заявить о нарушении
Александр Абрамов 2 16.05.2018 22:12 Заявить о нарушении
Александр Абрамов 2 16.05.2018 22:16 Заявить о нарушении
Александр Абрамов 2 16.05.2018 22:34 Заявить о нарушении
Такие стихи мог бы написать гимназист:
"Не о любви прошу, не о весне пою,
Но только ты одна послушай песнь мою.
И разве мог бы я, о, посуди сама,
Взглянуть на этот снег и не сойти с ума...."
или эта вычурная слащавость:
"...И за плечом твоим глядит любовь моя
На этот снежный рай, в котором ты и я..."
И остальные стихи какие-то мещанские, надуманные, как бумажные цветы.
То, что Иванов приветствовал нашествие фашистов на СССР - факт. За это многие из эмигрантов с ним и его женой дружбу не водили и руки не подавали. Обида его на советы понятно. Работать в СССР они не хотели, а побреденьки про дождичек, про небушко и про любовьюшку тогда не были сильно востребованы. К тому же, они смогли поначалу очень безбедно устроится за счёт богатенького тестя, который их спонсировал до самой своей смерти. Невозможно представить, чтобы эти бездельники-болтуны где-нибудь преподавали или бы учили "кухаркиных детей". Ну что они могли написать в тяжёлое для страны время? Не были востребованы по причине отсутствия божьего дара. А дневники подчистили позже, чтобы не компрометировать вовсе.
Что касается репрессий в СССР. Они что, только поэтов коснулись? Надо было их завистливым собратьям поменьше доносов друг на друга строчить и этого бы не случилось. Виновата интеллигенция, создавшая культ вождя (чтобы посытее устроится) и толкавшаяся локтями у кормушки.
Троянда 17.05.2018 00:34 Заявить о нарушении
Александр Абрамов 2 17.05.2018 00:53 Заявить о нарушении
Сохранились воспоминания, записи. У наших новодельцев, как только речь касается эмиграции в период Второй мировой войны, сразу отсыхает язык. Всё есть в архивах: и письма Мережковского вождям 3 рейха и радостные вопли Берберовой, Шмелёва (и даже Бунина) и прочих по поводу нападения гилеровцев на СССР. Это когда Гитлер проиграл они другие песни запели или посмывались в Америку. К сожалению, слов из песни не выкинуть. Что было, то было.
Может Вы раздобыли примеры их антифашистских выступлений или что-то в этом роде? Нет, жрали они свои ананасы и рябчиков жевали, пока дымили печи Освенцима и не парились. А некоторые и активно зиговали, что вовсе неудивительно.
Троянда 17.05.2018 01:16 Заявить о нарушении
"Я иду по улице. Я думаю о различных вещах. Салат, перчатки... Пыльно, тепло. Эта женщина, конечно, красива, но мне не нравится. Она в нарядном платье и идет улыбаясь, но я представляю ее голой, лежащей на полу с черепом, раскроенным топором. Я думаю о сладострастии и отвращении, о садических убийствах, о том, что я тебя потерял навсегда, кончено"... "Я иду по улице, думаю о Боге, всматриваюсь в женские лица. Вот эта
хорошенькая, мне нравится. Я представляю себе, как она подмывается.
Расставив ноги, немного подогнув колени. Чулки сползают с колен, глаза
где-то в самой глубине бархатно темнеют, выражение невинное, птичье. Я думаю
о том, что средняя француженка, как правило, аккуратно подмывается, но редко
моет ноги, К чему?"...
Записки наркомана, эротомана или шизанутика? Оно нам надо? Может его в школьную программу вместо "Как закалялась сталь"?
Троянда 17.05.2018 01:55 Заявить о нарушении
холодновато, как после купанья. С напряжением, с особенным наслаждением. Она
лежала, как спящая. Я ей не сделал зла. Напротив, эти несколько судорожных
минут жизнь еще продолжалась вокруг нее, если не для нее. Звезда бледнела в
окне, жасмин доцветал. Семя вытекло обратно, я вытер его носовым платком. От
толстой восковой свечи я Закурил папиросу. Мимо. Мимо."
Больной он. Чижило.
Троянда 17.05.2018 02:00 Заявить о нарушении
Надо ли их доставать из нафталиновых домовин и мучить их произведами школяров?
Чему они у этих людей научатся? Ненавидеть?
Троянда 17.05.2018 10:01 Заявить о нарушении
Александр Абрамов 2 17.05.2018 11:50 Заявить о нарушении
Нельзя написать хорошо, наблюдая жизнь из лимузина или из окна крутого ресторана. Это просто красивые слова.
Сейчас есть современные поэты, они на порядок лучше пишут. Тот же Николай Лобанов. Но и среди современных поэтов нет таких, которые войдут в историю, как трибуны. Поэты пишут, в основном, о своих личных семейно-бытовых переживаниях (любила-разлюбила, украл-выпил-в тюрьму...романтика). Нет таких, кто бы взялся за серьёзную тему и осилил.
Троянда 18.05.2018 09:12 Заявить о нарушении
Александр Абрамов 2 18.05.2018 13:42 Заявить о нарушении
В стихи бросались раньше, словно в омут.
Аорты рвали. Шли на эшафот.
В иных баталиях впадали в кому.
А власть поэтам затыкала рот.
Чего ж сейчас поэты поутихли
В дискуссиях о странностях любви.
Кончай, поэты, ваши фигли-мигли,
Что надо сделать, чтоб проснулись вы?
Александр Абрамов 2 18.05.2018 13:55 Заявить о нарушении
Троянда 18.05.2018 20:12 Заявить о нарушении