Проверка временем. Глава 1. город моей юности

                Мы рождены,чтоб сказку
                сделать былью!...               

   В далеком зауралье, на восточном склоне Конжаковского камня, в прибрежье реки Турьи, в девятнадцатом веке, обнаружен уголь. Его разработка началась в тысяча девятьсот одиннадцатом году. Рядом вырос рабочий поселок.

   К тридцатым годам двадцатого столетия это уже был город, трижды сменивший свое название.  В пятнадцати километрах планировалось строительство алюминиевого завода. Дальше были шахты и тысячи тонн железной руды поглощал металлургический завод расположенный в городе моего детства. А где-то восточнее   велась добыча золота, и в те далекие годы железнодорожная станция называлась "Урал золото".

   Вот такая, не полная география этого района. Щедр древний богатырь.
Город горняков и машиностроителей располагался среди бескрайних лесных массивов, имея четыре добычных и один вскрышной разрезы, с мощной по тем временам инфраструктурой.

   Во время войны, когда фашисты находились в Поволжье, нагрузка по обеспечению страны и фронта легла на плечи Урала Сибири и Дальнего востока. Месторождение интенсивно разрабатывалось и к концу пятидесятых, объем добычи угля резко сократился.

   В этом городе я оказался спустя семь лет после первой, памятной поездки с мамой, в гости к дядьке. К сожалению, в городе его не оказалось и наши родственные связи вновь были утеряны.

   Здесь по прежнему, на высоком берегу реки, в одиночестве стояло знакомое с детства здание железнодорожного вокзала. Внизу, под кручей, лениво несла свои слезы, пересыхающая речка Турья.

   Напротив вокзала, хмуро понурив побитую голову стоял старый, в прошлом красивый храм, построенный в тысяча семьсот шестьдесят седьмом  году. Его позолоченный купол снесен. Здание превращено в складское помещение. В большом, верхнем зале открыт клуб для молодежи. В вечернее время здесь было многолюдно, гремела музыка. На уровень танцевального зала поднималась наружная ржавая, сварная лестница с грубыми металлическими поручнями. Под ней лежал, годами копившийся, проросший мусор и битое стекло. Удивительно, но здесь в тысяча девятьсот сорок седьмом году меня крестили. Красивое здание восемнадцатого столетия, стояло на пригорке, гостеприимно распахнув перед посетителями свои удивительные двери...

   Юркий, шумный. беспокойный трамвай, как и прежде, добросовестно трудился. Весь  световой день он бегал от железно дорожного вокзала, заглядывая во все улицы и переулки, подбирая запоздавших пассажиров. В ночной тишине успокаивался возле старого двух этажного корпуса, с большой дворовой спортивной площадкой нашего техникума.

   Небольшой, благоустроенный город состоял из частных строений старого города и примыкавшего к нему нового, благоустроенного района. Двух этажные дома, светлой окраски, стояли стройными рядами, формируя улицы и дворовые квадраты, асфальт которых придавал какую-то строгость и уют. Вдоль пешеходных аллей, стройными рядами стояли ухоженные деревья. В центре города по улице Ленина располагалась пара четырех этажных зданий и кинотеатр с большими часами на фронтоне - место встреч влюбленных. Рядом - большой, роскошный парк. На его территории, за высоким, красивым, кованным ограждением, в окружении парковых аллей и зеленых лужаек, красовалось нарядное здание дворца культуры, с высокой, широченной парадной лестницей, балюстрадой и обзорной площадкой.

   Здесь мы часто любовались раскрывающимися красотами парка. Полянами поросшими густой бархатистой травой. Тихими уютными  аллеями со стройными, зелеными стражами, стоявшими ровными рядами. Тишина и уют парка привлекали влюбленные пары. Разросшиеся, преимущественно хвойные деревья, тянулись к улыбающемуся солнцу, медленно плывущим бело розовым облакам. Вся эта красота уходила куда-то на север. Там, на горизонте, смутно просматривались головные блоки громадных машин, лениво  поворачивающихся с каким-то таинственным подвыванием.
 
   В жаркий воскресный день, когда воздух прогрет и неподвижен, деревья с трудом держали жару. Прогретые аллеи отдавали избыточное тепло. Душно. На городских улицах безлюдно. Изнывая от жары люди искали спасение за городом, под кронами деревьев, на берегу водоемов. А где-то там, высоко в далекой синеве медленно плыли белыми лебедями бесконечные облака.

   В сороковые годы, в городе было много военнопленных, работавших на угольных разрезах и строительстве города. Это их руками построено здание горисполкома со встроенными во фронтон большими деревянными часами, с боем отмерявшим стремительный бег времени. Позднее, большинство немцев вернулось на родину, а часы прекратили свой неудержимый бег. Но были и те, кто здесь обрел семью и вторую Родину. В районе их проживания вырос поселок с аккуратными, одно этажными домами барачного типа, с благоустроенными дворовыми площадками. Так и сохранилось за ним название Берлин.

   В майские дни улицы города оглашались веселым смехом и возгласами участников демонстраций и большой легко атлетической эстафетой, на приз городской газеты, в честь Великой победы. На стадионе кипели спортивные страсти. Массовость была огромная. Город жил своей напряженной трудовой жизнью. Здесь прошла моя юность.




               


Рецензии
Это не Карпинск?

Вадим Светашов   30.01.2018 05:01     Заявить о нарушении
Что, почему?

Вадим Светашов   31.01.2018 16:54   Заявить о нарушении
В своей главе я покаал
город своей юности.
Да, это Карпинск 1959года.

Виктор Костылев   31.01.2018 22:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.