Два лица Амбруаза Воллара
Амбруаз - это было окно в мир, где идеи и полотна находили жадные глаза зрителя, а иногда и покупателя...
Амбруаз - это было что-то невозможное... над ним подтрунивали, откровенно смеялись все они, люди видевшие мир по-другому, люди, наносившие один мазок за другим на непослушное полотно, закрашивая, зачеркивая его трепетную наготу, бросавшую вызов их умению перемешивать цвета, подменяя реальность своими выдумками, ибо таковой они и видели эту реальность!
Что же делал Амбруаз?
Самое важное из того, что он делал, это то, что он не умел рисовать!
Это была катастрофа для него самого, и в какой-то период времени он даже серьезно задумался о том, что жизнь не удалась и пришло время покончить с нею счеты... Но... но в нем жил художник.
Именно вот этот живший в нем художник не дал погибнуть в безвестности сотням картин тогда еще безвестных творцов живописи будущего.
Его способность видеть - дар ничем не меньший, чем их дар творить...
Они любили его и глумились над ним, и испытывали первозданный трепет каждый раз, когда отдавали ему на суд свое очередное полотно, детище...
Воллар был родовспомогателем их картин, а его выставка - родовыми путями, пройдя которые, картины появлялись на свет.
Пикассо писал Воллара не единожды...
и на некоторых его портретах он двулик.. анфас и профиль... стареющий и молодой... вдохновленный зритель и уставший мизантроп в вечно серебрящейся жилетке под черной двойкой... он любил костюмы из серебристой ткани...
а может это и не жилетка от костюма?
Может это доспехи рыцаря, воюющего с близорукостью, косностью и слепотой современников.
Посмотрите на картину слева и чуть свысока.
Это же молодой стройный рыцарь в серебряных доспехах, поблескивающих из-под черного плаща, накинутого на плечи - с рыжей непокорной шевелюрой и непослушной прядкой на широком лбу.
Он прикрыл глаза и в ожидании очередной битвы, опустил голову... но не опустил рук!
Давайте обойдем картину справа.
Кто это?
Стареющий мужчина с огромной лысиной в пол-головы.
Ожесточение, черствость, жадность превратили его лицо в маску.
И даже мимолетная дрема не в состоянии разгладить морщины с его обрюзгшего лица. И кажется нам, что слышно его тяжелое беспокойное дыхание.
... Таким он и был - молодым и старым одновременно, яростно-живым и обрюзгло-усталым.
Человек, открывший нам будущее.
Пикассо писал Амбруаза не единожды...
Но этот портрет - лучший, хотя сам Воллар не любил его, ибо на видел, по всей вероятности, второго своего образа!
Свидетельство о публикации №215071201371