Поэт в России больше, чем поэт

«Поэт в России больше, чем поэт» -
а кто в России журналист?
 (размышления о месте журналиста в жизни современной России)
Олег Кашин
olegkaspi@gmail.com

«Поэт в России - больше, чем поэт. В ней суждено поэтами рождаться лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства, кому уюта нет, покоя нет.» – трудно не согласиться с этой мыслью, столь ярко выраженную в стихах замечательного поэта современности Евгения Евтушенко. Невольно возникает вопрос: «А какова роль журналиста в современной России? Кто такой современный журналист – беспристрастный «регистратор» происходящих в мире событий, простой «передатчик» информации или же творческая личность – критик, философ, литератор?»
Каталог специальностей [1] определяет понятие «журналистика» следующим образом: «Журналистика … – это вид общественной деятельности по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации». О том, что журналистика имеет дело только с самой свежей, актуальной, злободневной информацией говорит и этимология самого слова – от французского jour – день, свет, наше время; journal – буквально – ежедневник, т.е. ежедневное издание: газета, журнал.
Значит ли это, что результат труда журналиста есть нечто преходящее, мимолётное, сиюминутное: «горячая» новость, мелькнувшая в газете или на экране телевизора, в лучшем случае – статья или телепередача о результатах журналистского расследования, которая займёт умы читателей/зрителей на несколько дней и тоже канет в Лету? Неужели поколению современных журналистов суждено уйти в своё время со сцены, «не бросивши векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда» (М.Ю.Лермонтов, «Дума»)?
Профессия журналиста, на мой взгляд, очень неоднозначна. Журналист всегда находится на грани, на острие, в поиске очень хрупкого равновесия. Это –
– равновесие между беспристрастной объективностью и правом отстаивать собственное мнение;
– равновесие между свободой слова и необходимостью быть в русле государственной политики;
– равновесие между профессиональной этикой и соблазном получить известность или коммерческую выгоду за счёт публикации сенсационных материалов без оглядки на то, каким путём они добыты и как отразятся на чувствах людей;
– равновесие между натурализмом в изображении действительности (особенно, конечно, это касается военных конфликтов, стихийных бедствий, техногенных катастроф, тяжких преступлений, фактов жестокого обращения с животными) и той чертой, за которой обыватель привыкает к чужой боли и перестаёт принимать её близко к сердцу;
– равновесие между ремеслом по каждодневной добыче информации и творчеством, которое сродни творчеству писателя или художника.
Я думаю, основной принцип журналистики лучше всего отражён в словах основателя Московского университета М.В.Ломоносова, под руководством которого в 1755 году была создана газета «Московские ведомости»: «Нельзя превращать сочинение «в ремесло и орудие для заработка средств к жизни, вместо того чтобы поставить себе целью строгое и правильное разыскание истины» [2].
Российская журналистика прошла огромный путь – от начала выпуска газеты «Ведомости» (первой газеты в России, издаваемой типографским способом, газеты, материалы которой отбирались и редактировались лично императором Петром I) и до наших дней.  Наверное, описать все этапы её становления можно разве что в многотомном труде. Но даже при относительно беглом знакомстве с историей развития журналистики (например, [3, 4]) можно усмотреть такую тенденцию: на каждом переломном этапе общества – будь то революция, гражданская или Великая Отечественная Война, перестройка, и т.д., – всегда происходят кардинальные изменения характера деятельности журналиста – как по содержанию, так и по форме. Если в начале каждого такого этапа задача журналиста состоит, в основном, в добыче фактического материала, и среди всех журналистских жанров преобладают хроники, репортажи с места событий, заметки, то по мере того, как историческое развитие достигает стадии зрелости (если так можно выразиться) в рамках данного этапа, «маятник» начинает смещаться в сторону аналитического исследования – в СМИ начинает появляться всё больше статей, обзоров, интервью и даже мемуаров, т.е. труд журналиста становится всё ближе к труду писателя или художника, результаты которого адресованы не только современникам, но и потомкам…
Мне кажется такое положение дел вполне естественным – ведь художественное, литературное творчество не возникает на пустом месте – оно всегда основано на обобщении огромного предшествующего опыта, как персонального опыта самого автора, так и опыта общественного.
Понятно, что чем крупнее система, тем она инертнее – это свойство характерно не только для физических систем, но и для систем социальных. Журналистика сегодня стала гигантской информационной индустрией: только в Союзе журналистов России числится 100 000 человек, в российском реестре печатных СМИ зарегистрировано свыше 74 000 изданий, совокупный тираж которых составляет около 5 миллиардов экземпляров [1]. Понятно, что такая огромная отрасль не может измениться в один момент – её развитие происходит эволюционно. Наверное, во многом, критическое (если не сказать «пренебрежительное») отношение к журналистике сформировалось у россиян ещё в 90-е годы в связи с теми явлениями, которые наблюдались в СМИ в связи с распадом Советского Союза и всеми вытекающими из этого последствиями. К сожалению, отголоски этих явлений мы наблюдаем и сейчас – я имею в виду изобилие «жёлтой прессы», пошловатых развлекательных телепередач, телесериалов, рассчитанных на обывателей с неразвитым интеллектом. Жаль, но журналистика сегодня сильно коммерциализирована – рыночные отношения диктуют свои правила. Но, как мне кажется, в российском обществе есть уже понимание того, что стране нужна новая журналистика. Замечу, что одном из интервью агентству ТАСС президент Российской Федерации В.В.Путин заявил, что относится к этому не без сожаления: «Мы что, страна, где федеральные каналы должны исключительно зарабатывать деньги и думать о стоимости минуты рекламного времени, поэтому с утра до вечера нужно крутить так называемые дефективы? А всё позитивное, воспитывающее, дающее стандарты восприятия мира фундаментально-философского, эстетического характера показывать лишь на канале «Культура» ? Наверное, ведь нет.» При этом он подчеркнул невмешательство государства в деятельность СМИ: «Кстати, обращаю ваше внимание, госорганы смотрят на это со стороны» [5].
На мой взгляд, сейчас во всём мире происходят качественные изменения в журналистике, происходит понимание того, что ценна не информация сама по себе, а то знание, которое она позволяет получить, понимание того, что помимо журналистов-«ремесленников», добывающих крупицы информации, в профессию должны прийти журналисты-аналитики, журналисты-критики, журналисты-учёные, творчески преобразующие эту информацию в полезные знания, в научные труды и литературные произведения. Как один из признаков этих качественных изменений я рассматриваю становление медиакритики – направления журналистики, связанного с анализом и оценкой медийного продукта, причём не только его формы и содержания, но и общественного значения в контексте современных условий [6].
Я уверен, что в современных условиях журналист в России – больше, чем журналист (если перефразировать слова поэта), – это, в первую очередь, высокообразованный, думающий гражданин своей страны, творческая, неравнодушная личность, осознающая всю полноту ответственность за результаты своего труда – и не только перед современниками, но и перед будущими поколениями.
Я надеюсь быть именно таким журналистом, «чтоб смог и я, сквозь время прорубясь, сказать о нем товарищам-потомкам...» (Е.Евтушенко. «Братская ГЭС»)

Использованные источники:
1._Каталог специальностей (Интернет-ресурс)
2. М.В. Ломоносов. Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии. Избранные произведения в 2 томах.  М.:, 1986. т. 1. с. 217—218.
3. Есин Б.И. История русской журналистики (1703—1917). Учебное пособие. М: Флинта: Наука, 2000, http://evartist.narod.ru/text4/01.htm
4. Беспалова А.Г., Корнилов Е.А., Короченский А.П., Лучинский Ю.В., Станько А.И. История мировой журналистики. Москва – Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2003. http://evartist.narod.ru/text8/49.htm
5. Путин отрицает вмешательство государства в работу СМИ // #Говорит Москва, 23/11/2014, https://govoritmoskva.ru/news/19980/
6. А.П. Короченский. Медиакритика в теории и практике журналистики. Докт. дисс. (филологические науки), Санкт-Петербургский государственный университет, 2003 г.


Рецензии