О своей стихии и ложном чувстве вины

Когда человек с детства привыкает к строгой, но формальной и неискренней обстановке, помноженной на глубинное равнодушие (не слов, а отношения и поступков) - он убирает из лексикона местоимения Мы и Наше.

Не "мой дом".  А "моя комната" (а то и уголок).

Не "моя семья". А мой Мир.

У него не получается искренне произнести и "моя страна", или "моя церковь".

В таких обстоятельствах это вовсе не диагноз эгоизма, себялюбия и высокомерия. Гораздо чаще (особенно - в наш век) это прямое свидетельство тонкого устройства душевной организации, объективного непонимания и патологической неприязни к успокоительному самообману.

Но тот, кто никогда не был в по-настоящему СВОЕЙ среде (как те же битлы в группе) - не может корить сам себя за личные несовершенства: это ничто иное, как акт глупости под маркой педагогики. Невозможно спрашивать с личности за "неиспользованную возможность", или "бездарно потраченную жизнь", не давая ей ни единого шанса окунуться в родную стихию.

Это - садизм, и не надо покрывать его христианством. Любой человек неавтономен, и только в СВОЕМ кругу - растет, преображается, расцветает; да и вообще - узнает о самом себе, вытаскивает из себя (в хорошем смысле) то, чего никак не предполагал...

Поэтому, единственный вопрос, который нужно адресовать самому себе со всей строгостью - а что ты сделал для того, чтобы созреть, понять, распознать свою среду и (в конечном итоге) - проявить себя в ней?

Гении, впрочем, создают свои миры сами - но, на то они и гении, коих не может быть много...



***


"Репрессивная педагогика" предпочитает разговор о любом человеке с позиций его бесконечной вины - от личных неурядиц до грехопадения Мира))

Ты - неблагодарный "наемник Божий", и достоин бесконечных мордований об асфальт страданиями. От личных бед - до войны всему родному народу (которую пожелал недавно эпатажный негодяй Чаплин).

Совершенно очевидно, что точек соприкосновения в этих позициях нет, и попытка полноценного диалога (хотя бы для синтеза мнений) обречена на провал.


Рецензии