Плавучий дом

Плавучий дом.

                Есть одна интересная птица, о которой я уже писал  в своих  рассказах «Танцы на воде» и «Из жизни полосатиков – 4». Особенность этой птицы в том, что она может строить плавучие гнёзда. Своего рода дом без адреса: подул ветер, гнездо унесло в одну часть озера, переменил ветер направление, и вскоре гнездо окажется у противоположного берега. И так, пока не выведутся птенцы. У этой птицы одно латинское, но два русских имени. Назови её чомгой – и ты будешь прав, назови большой поганкой – опять назвал правильно. Эти водоплавающие птицы почти не уступают нашей самой крупной речной утке крякве ни размерами, ни весом.
                Неоднократно видел самих птиц, наблюдал за их брачными играми, встречал их выводки со смешными полосатыми птенцами, но вот гнездо долгое время не попадалось на моём пути. Наконец, это произошло.  В начале июня решил порыбачить на илистом озере, затерянном среди заливных лугов и заодно осмотреть колонию чаек, постоянно гнездящихся здесь. Рыбаки почему-то не баловали вниманием это озеро. Может быть потому, что  не водилась крупная рыба, а лишь небольшие карасики и окуньки. А может быть из-за нескончаемого шума, создаваемого крикливыми чайками – рыбаки обычно предпочитают тишину и покой. А может из-за заболоченных берегов с высокими кочками, через которые надо было пробираться метров семьдесят и тащить на себе лодку. Так или иначе, я в это время несколько лет подряд хотя бы один раз сюда забирался, подсчитывал количество гнёзд в колонии, осматривал состояние кладок. Иногда удавалось  увидеть или найти что-либо новое и интересное среди редкого тростника и рогоза.
                Вот и сегодня, на маленькой лодочки добрался  до покрытой грязью и гниющими растительными остатками сплавины, на которой и расположилась колония малых чаек. Насчитал 23 гнезда с тремя яйцами в каждом и с удивлением обнаружил на самом краю сплавины четыре гнезда речных крачек, устроенных недалеко друг от друга.  Птицы не очень боялись человека. Кода близко подходил к гнезду, они взлетали и с резкими криками носились надо мной, но стоило только отойти они тут же садились на гнездо, и недолго повозившись, замирали. О жизни такой гнездовой колонии я ещё напишу, а сейчас по теме рассказа.
                Отплыв на противоположный конец озера, я спрятался за жиденькую стенку тростника от ветра и волны и забросил удочки. Клевало откровенно плохо и я, чтобы не терять даром время, достал из рюкзака бинокль и принялся разглядывать окрестности. Ничего особо интересного не замечалось, кроме, разве что, камышового луня, барражировавшего над тростниками Что-то он уж очень долго кружился над одним местом. Присмотревшись внимательно, замечаю в эпицентре его кругов тёмное пятно, похожее на обычную кочку. Рассмотреть лучше не удаётся: мешают заслоняющие стебли сухого тростника и рогоза. В это время один поплавок дёрнулся и резко ушёл под воду. Подсёк и вытащил окуня. Пока  снимал его с крючка, насаживал червя, забрасывал, прошла пара минут, и когда я вновь взялся за бинокль, луня уже не было, а кочка, как мне показалось, сдвинулась с места. Стал смотреть относительно стеблей тростника. Кочку сносило по ветру! Как только кочку вынесло на чистое место, стала заметна сидящая на кочке птица. Была хорошо видна высоко поднятая голова на длинной шее. Утки так не сидят. Вскоре кочка причалила к тростниковому залому и остановилась. Какая уж тут рыбалка! Быстро сматываю удочки и берусь за весло.
                Подплыв метров на сорок, останавливаюсь, поднимаю бинокль. Узнаю птицу. Чёрная голова с красноватым острым клювом и чёрные «ушки», чёрная шея. Щёки, горло и грудь ослепительно белые. Спина буровато-рыжая, бока светлые с рыжеватым оттенком. На шее красуется ярко-рыжий воротник с чёрной каймой. Брюхо у сидящей чомги не видно, но я знаю, что оно белое. Птица сидит спокойно  не шевелясь. Значит, она на гнезде! Ветер постепенно сносит лодку к залому. Когда до гнезда остаётся семь-восемь метров,  чомга резко наклоняет голову, соскальзывает в воду, и… исчезает. Верчу головой, надеясь увидеть, где она вынырнет. Выныривает не скоро  далеко в куртинке рогоза. Слышится приглушённый, как бы каркающий звук. Почти сразу из тростника показывается точно такая же птица и плывёт к неё, рассекая воду. Не успел удивиться, как вспомнил, что у чомги нет полового диморфизма, то есть самец и самка не отличаются друг от друга.
                Подплываю к гнезду. На оторвавшуюся от почвы кочку натасканы  листья болотных растений, в них вытоптана ямка и гнездо готово. В гнезде лежало пять грязновато-белых яиц. Я принялся замеривать гнездо и яйца. Птицы не двигались с места, только слегка нервно пританцовывали. И только когда я отплыл на значительное расстояние, они вместе устремились к гнезду. Одна из них остановилась, оглядывая окрестности. Другая сделала небольшой круг вокруг гнезда, и с разгона выползла наверх. (Я забыл сказать, что чомги всю жизнь проводят на воде и почти не ходят из-за того, что ноги отнесены очень близко к хвосту). Мысленно пожелав им выжить и воспитать птенцов, я довольный поплыл к дальнему берегу под назойливые крики чаек


Рецензии
ПТица умнее человека, выходит!

Петр Евсегнеев   18.06.2020 07:49     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв!

Вадим Светашов   19.06.2020 11:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.