Анри Матисс роман с томичкой

«Каждый раз, когда я скучаю, - признавался Матисс, - я сажусь за портрет г-жи Лидии – и тоски как не бывало»

«Госпожа Лидия»… Это сочетание слов в письмах Матисса последних двадцати лет его жизни встречается очень часто. Еще больше картин и карандашных портретных набросков, на которых рядом с автографом художника надписано - «Lidia». На самых знаменитых его работах 30-х и 40-х годов – одна и та же красивая молодая женщина, светловолосая, с голубыми глазами, тонкими чертами лица. Между прочим, томичка.

Лидия Николаевна Делекторская. Модель, секретарь и помощник, последняя любовь гениального Мастера. Они познакомились в 1932-м , ей было 22, ему - 63 года. Когда в 1954 году Матисс умирал у нее на руках, позади у одного из самых значительных художников ХХ столетия осталось 85 лет долгой, безумной, насыщенной жизни. Лидия Николаевна прожила дольше. Она скончалась в 1998 году,  восьмидесяти восьмилетней. Три четверти своего жизненного пути она отдала одному человеку – Анри Матиссу.

В начале 30-х Делекторская, русская эмигрантка, в материально трудный для нее период совершенно случайно нашла временную работу у знаменитого творца. Матисс работал по заказу над большим панно «Танец», ему требовалась модель. Спустя шесть месяцев работа была завершена, и Лидия снова оказалась на улице. Однако примерно через год семья Матисса вспомнила об этой скромной и прилежной девушке – супруге художника Амелии, испытывавшей проблемы со здоровьем, потребовалась полусиделка, полукомпаньонка.

Поначалу Матисс не обращал на Лидию никакого внимания. Позднее она так опишет их встречу: «Он жил погруженным в свою работу; я была полезным человеком в доме и только. Потом однажды он пришел в перерыв на отдых с альбомом для набросков под мышкой, и пока я рассеянно слушала их разговор с женой, он вдруг скомандовал:  «Не шевелитесь!» - и, раскрыв альбом, сделал с меня зарисовку в очень привычной для меня позе: голова, опущенная на скрещенные на спинке стула руки… Вскоре Матисс попросил меня позировать ему…»

Для Лидии так и осталось загадкой, чем же она «зацепила» Мастера. Себя она считала женщиной не в его стиле – практически все модели, вдохновлявшие его, были южанками. Лидия же была светлой, даже ярко-светлой. Но… «Он посмотрел на меня в первый раз задумчивым, тяжелым взглядом, так и смотрел потом на меня всю жизнь».

Жена художника Амелия была уже не рада, что впустила в дом эту белокурую эмигрантку. К 1939 году их отношения с мужем окончательно расстроились и Амелия покинула дом Матисса. К тому времени Лидия Делекторская стала не просто моделью и помощником художника. Она стала его Музой. Он создает бесчисленное множество ее портретов, как живописных, так и графических. «Голубые глаза», «Женщина в голубой блузе», «Одалиска в платье фиолетового цвета», «Розовая обнаженная»… Эти картины украшают сегодня коллекции лучших музеев мира.

Матисс не женился на Лидии, но она оставалась с ним неотлучно до конца его жизни. В 1941 году художнику делают серьезнейшую операцию по поводу рака двенадцатиперстной кишки. После нее он почти не встает с постели. Кто знает, может быть, именно присутствие, помощь и любовь Лидии позволили Матиссу прожить еще целых 13 лет. Именно прожить, а не просуществовать.

Лидия Делекторская не оставила Мастера и после его смерти. Она осталась летописцем его жизни и творчества. К ней обращались за советами все исследователи, изучавшие наследие Матисса. Памятником художнику стали две ее книги о Матиссе, написанные в 80-х.

Начиная с 1967 года Лидия Николаевна – желанный гость в России. Десятки картин и рисунков, подаренных ей Матиссом, она передала в дар Эрмитажу и Пушкинскому музею. Все это она делала безвозмездно, не ожидая каких-либо почестей и благодарностей. Более того, дарительница долгое время не разрешала обнародовать ее имя, и на этикетках к картинам значились только инициалы Делекторской: «Л.Д.».

Вспоминая о Лидии Николаевне, сотрудница Эрмитажа Лариса Дукельская так напишет о ней: «Она покоряла людей своей прямотой, бескорыстием, ясностью мыслей, желанием творить добро. Л.Д. была удивительно светлым человеком и навсегда останется в нашей памяти высокой, стройной женщиной с большими голубыми глазами, такой, какой ее изобразил Матисс на знаменитом полотне 1935 года «Голубые глаза»…

Матисс как-то написал: «Откровение всегда приходило ко мне с Востока». Муза его последних лет жизни тоже пришла к нему с Востока.

Лидия Николаевна родилась в Томске 23 июня 1910 года. Вот что она пишет о себе во вступлении к книге «Как бы легко и просто… А.Матисс», изданной во Франции в 1986 году: «Я – томичка, единственная дочь детского врача. Вследствие эпидемий – сначала тифа, потом холеры, свирепствовавших в Сибири в начале 20-х годов, – к 1923 году я осталась круглой сиротой. Через год приютившая меня родственница, выезжая с детьми в Маньчжурию, увезла туда и меня. По окончании реального училища таким же образом - не по своему почину - из Харбина я попала во Францию. Тут я оказалась на положении эмигрантки, и к тому же никогда не учившей французского языка (в Маньчжурии в школах преподавался английский). В 19 лет я вышла замуж в Париже за русского же эмигранта, но уже в 20 лет я покинула его…». До встречи с Матиссом оставалось два года.

Одно из первых упоминаний о ней я нашел у Константина Паустовского, в его путевом очерке «Мимолетный Париж», написанном в конце 50-х.  Она стала добровольным гидом для советских писателей, приехавших всего на три дня во Францию (в СССР был период хрущевской оттепели), водила их по Парижу, показывая достопримечательности. Паустовский не скрывал восхищения  этой женщиной, «с ее сдержанной, но открытой улыбкой, с ее быстрым изяществом движений, с ее постоянной тревожной заботой о нас и просто болезненной любовью дарить нам всякие маленькие красивые предметы, какими славится Париж».Лишь случайно писатели узнали, кто же украшал их досуг в последние часы пребывания во французской столице.

В Томске, к сожалению, не нашлось никого, кто бы попытался установить связи с землячкой. В фондах художественного музея работ Матисса нет. А жаль. Судя по безграничному бескорыстию Лидии Николаевны, ее живому участию ко всему происходящему в России, она наверняка подарила бы родному городу что-нибудь из творений великого француза. Думаю, она охотно бы откликнулась на приглашение посетить Томск, ведь до конца своих дней она оставалась энергичной и легкой на подъем женщиной (в Ленинграде-Петербурге и Москве она бывала довольно часто).

Несколько лет назад мои поиски возможных родственников Делекторской, оставшихся в Томске, привели к неожиданным результатам. В телефонном справочнике значился лишь один человек с этой фамилией. Звоню. В трубке голос пожилой женщины. «Анна Федоровна Делекторская», - представляется она. Да, слышала что-то о Лидии Николаевне… Из телепередачи (помощнице Матисса посвятил одну из серий своего телецикла Эльдар Рязанов). Но о родственных связях Анна Федоровна ничего сказать не может. Ей 85 лет. Фамилия  досталась от мужа, Александра Антоновича. Супруг уже восемь лет как скончался. Но она помнит, как он говорил что-то о своем то ли дяде, то ли сродном брате по имени Николай. И, кажется, он был детским врачом.

Увы, каких-либо документов, письменных свидетельств о возможной французской родственнице в семье Анны Федоровны не сохранилось. Отец Александра Антоновича – Антон Ксенофонтович был священником, репрессированным в конце 30-х, поэтому все родственные связи были оборваны. Анна Федоровна, судя по всему, последняя Делекторская в Томске. Ее дочери – Галина и Ирина, уже на пенсии, они носят другие фамилии…

Отыскать следы пребывания в нашем городе отца Лидии – Николая Делекторского, помог справочник томских врачей 1914 года. В нем значится: «Делекторский Н.И., детский врач, ул. Черепичная, 18, кв.5…».  Черепичная – ныне улица Кузнецова. С учетом сдвижки нумерации, его нынешний адрес: ул.Кузнецова, 20.

По крупицам собирая сведения о Николае Ивановиче, перед нами раскрывается личность, безусловно, яркая и благородная. Он принимал самое деятельное участие в общественной жизни Томска, занимался благотворительностью, безвозмездно исполнял обязанности врача в одном из детских приютов. По некоторым данным, в 1915 году семья Делекторских переехала в Барнаул, где Николай Иванович стал первым дипломированным детским врачом. И умер там же – в феврале 1920 от тифа. Его жена Вера Павловна, мать Лидии, умерла в конце 1922 года.

Сегодня Лидия Делекторская – имя популярное. Еще лет десять назад о ней с трудом можно было найти хоть строчку подробностей, а сейчас про музу Матисса сняты фильмы, телепередачи, написаны книги. Это был, действительно, прекрасный, душевный человек, настоящая Женщина. И – настоящая томичка!

…Так неожиданно кольцо истории соединило Францию, ее великого сына Анри Матисса и далекий неведомый Томск, в котором родилась женщина, своей судьбой перебросившая мост между странами, людьми и временами.

« Поезд тронулся. Лидия Николаевна шла у самого вагона, вытянув левую руку, крепко прижимая пальцы к пыльной стене вагона, как бы боясь расстаться с ним, не обращая внимания на то, что кондуктор и какой-то человек в кепи с золотым галуном кричали ей, чтобы она отошла подальше от поезда. Потом она сразу остановилась и прикрыла глаза единственным, что у нее было в руках, - маленькой лакированной сумочкой…» (Константин Паустовский. «Мимолетный Париж»).


Рецензии