Размышления о кресте

РАЗМЫШЛЕНИЯ О КРЕСТЕ


Каждое религиозное учение, чаще всего, имеет свой символ. Если говорить о Кресте, то всем известно, что он означает два деревянных бруса, составленных крестообразно, используемых в таком виде для того, чтобы приговорённый к смерти умер не сразу и быстро, а долго и мучительно, и чтобы это зрелище, выставленное на обозримом месте, было предупреждением для всех, кто не намерен соблюдать принятый порядок.



Всё это говорит о сильнейшей деградации, а также напоминает о Христе, Который умер таким же образом. Всё это, разумеется, ни в коем случае не настраивает на весёлый лад, и, даже если используется фраза «животворящий крест», то «жизненность», если и даже поднимает дух, то, всё-таки не ведёт к веселью.


Любая религия настраивает на пессимизм, отрицает мир, говорит о борьбе со злом, ставит задачу напрячь силы, ограничить себя в желаниях, и, если необходимо, принести себя в жертву. Поэтому, можно сказать, что мир продвигает оптимизм, а религия – пессимизм. Любая книга по психологии говорит, что надо радоваться жизни и подстраиваться под людей, а любое духовное учение призывает говорить людям то, что им может не понравиться, и уберегает тратить время на шутки и веселье.


Известно также, что один «оптимист» у Суворова говорил, что видит огни селения, и бойцы вставали, чтобы не замёрзнуть. Но потом оказалось, что у этого «оптимиста» вообще нет глаз. Исходя из этого, говорят, что оптимизм полезен, а пессимизм наоборот, вреден.


Подобно этому, опытный врач, видя состояние больного, может не сказать ему, что он безнадёжен, но, если видит готовность, то скажет. Это можно назвать «дифференцированным подходом». То есть, умный человек никогда не последует слепо-тотальному оптимизму или пессимизму, а будет смотреть на обстоятельства. Такой подход нельзя назвать «оптимизмом», поскольку это, скорее, «тактизм». И поэтому я бы не советовал путать тактику и оптимизм, это две разные вещи.


Оптимизм – это то, когда «всё хорошо». Если, к примеру, кто-то говорит, что сейчас в России «всё хорошо» - то это оптимизм. Сам оптимист при этом прекрасно знает, что в России всё плохо, и поэтому он не только оптимист, но и лжец, и заслуживает всяческого порицания. Раз всё хорошо, значит, ничего делать не надо. Если корабль не тонет, то и меры никакие не нужны. Не горит дом – нечего и тушить. Всё это просто и элементарно, но, я уверен, что даже после прочтения этой статьи все оптимисты так и будут продолжать свой оптимизм. Только потому, что они живут в миру, они нигилисты, а нигилизм основан на слепом убеждении, не на доводах Разума, и не на науке. Каждый нигилист придерживается своих взглядов только потому, что он так хочет, а не потому, что для этого есть какое-то основание. У нас в России 90% нигилистов, чаще – скрывающихся под каким-либо другим видом. Но сейчас не про это.


Оптимист идёт против совести в двух вещах: во-первых, он говорит, что вокруг всё прекрасно, и мы живём в лучшем из возможных миров; и, во-вторых, он говорит, что его дела идут «на отлично». И делает он это с тем, чтобы его дела, идущие в данный момент хуже всех, стали идти лучше. Где-то на Западе ряд знаменитых людей, в том числе психологов, стали говорить, что существует некая «магия слова», и наши тоже всё это подхватили, а на самом деле никакой «магии» нет. Происходит самое настоящее оболванивание простых людей. Если, к примеру, многочисленные подтасовки и взятки, денежные расходы, не смогли убедить всех, что человек произошёл от обезьяны, то теперь возникла и хорошо укоренилась новая «религия». И религия очень мощная. Ещё страннее выглядит то, как уже телевидение во всю освещает проблемы НЛО, но большинство продолжает слепо и свято верить, что «мы во Вселенной одни». Я, к примеру, лично видел человека, который видел НЛО. Но при этом, где-нибудь в кругу умных людей, стоит заговорить про НЛО, как все начнут улыбаться. Я думаю, что оболванивание будет всегда, то в одно народ поверит, то в другое. Если же кто-то возьмётся обсудить что-либо, во что все верят, то попытка будет пресечена. Такого назовут «фанатом» и попросят замолчать. И, я уверен, что религия для каждого 2-го россиянина является ничем иным, как полной дурью и фанатизмом. И среди них будут даже те, кто красит яйца, купается в проруби и крестит детей.


Некоторые говорят, что символ Креста слишком пессимистичен, не внушает радости, и поэтому его можно заменить. Например, символом Вифлеемской Звезды. И, с технической точки зрения, это вполне возможно. Могу точно сказать, что есть такое правило, что даже самая древняя традиция может быть отменена. Если решит церковное руководство. И тогда, можно представить, как с храмов снимают кресты и устанавливают звёзды.


И логически это будет обосновано: к чему нагнетать ужасы, давайте введём что-нибудь более позитивное. А то получается угнетение психики.


Примерно как чёрные рясы священников. Увидев человека в чёрном, сам его вид уже не внушает расположения, особенно то, что он как-бы укутан в чёрное с ног до головы. Ладно бы просто все элементы были чёрные, но тут прямо сплошное покрывало, которое резко контрастирует с привычным обликом человека. Мне непонятно, как вообще такая идея прижилась. Типа, мы не белые и пушистые, а чёрные и колючие. И, что самое интересное, священник обычно ни с кем не разговаривает!


Я бы особо подчеркнул, что чёрный цвет выбран сатанистами как наиболее подходящий для их мировоззрения. Телохранители и охранники тоже предпочитают чёрное, как цвет пустоты, чтобы никто не останавливал на них внимания и не мешал работать. То есть, человек в чёрном как-бы желает сказать: меня тут нет, проходите мимо. В русском языке также утвердились слова «чернорабочий», «черновой», «по-чёрному», «очернительство», «чернуха», «ч-ёрт», и так далее. Уж если размышлять о том, каким должен быть священник или миссионер, то уж никак не «чёрным».


Самое интересное, что существует целый раздел, который изучает церковную хроматологию. Каждый образованный ортодокс знает, что чёрный цвет символизирует зло и пустоту. Но почему тогда именно духовенство и монашество должно быть «злым» и «пустым»? Ненамного лучше серый цвет. Я, к примеру, обычно избегаю чёрных элементов в своём гардеробе, но серый цвет ещё пока котируется.


Известно также, что во время траура и поста надо ходить в чёрном. Но в литературе говорится, что во время поста человек должен быть вовсе не угнетённым, а наоборот, просветлённым и радостным. И, если он настоящий ортодокс, то его траур будет не столь сильно заметен, как в миру.


 Когда мне было 12 лет, у нас умер дед (в 1987-м году). На похороны был приглашён фотограф, который должен был запечатлеть каждый момент процесса. Всё происходило во дворе 5-этажного дома, вокруг было множество любопытных, взирающих на процессию. Родственники шли за гробом, раздавались вопли и рыдания, и всё это отражалось на фотографиях. А вокруг располагались десятки любопытных. Мне этот обычай на тот момент показался несколько публичным, показным, и на похоронах меня не было.


Если вспоминать те годы, то можно сказать, что мне многое не нравилось. Например, дарить открытки, подписывать поздравления. И все праздники, любые, мне никогда не нравились. И до сих пор не нравятся. Помню, как на 1-е мая выбросился мужик с 4–го этажа. На праздниках я никогда никого не поздравляю и не произношу тосты. И не понимаю, как это делают другие. Это скучнейшее дело! Вот то, что должно отталкивать – именно оптимизм, а не пессимизм.


Но Крест, как символ, не думаю, что являет собой нечто отталкивающее. Во-первых, крест может быть белым или золотым, во-вторых, крест маркирует людей и объекты, а не покрывает их с головой, и, в-третьих, крест распространён в природе, и мозг не воспринимает его как нечто отталкивающее. Антена, молоток, крепление дорожного знака – везде мы видим крест. Не думаю, что всё это отталкивает. Мозг вообще не оценивает символы (треугольник, квадрат). Символ может отталкивать, если только он напрямую выражает некий образ. Например, когда делают пальцы рогами, то это напоминает рогатый скот и чертей. Такой символ отталкивает. Но набор перекрещивающихся линий и полос не может отвращать от Веры.


И всё равно, некоторые говорят, что вот, зачем орудие пытки делать символом. Если бы Христа застрелили из ружья, пришлось бы ружьё носить на шее. Или какие-нибудь щипцы.


Тут я бы рассудил таким образом. Предмет носят на себе с тем, чтобы им гордиться, или же чтобы показать, с чем он связан. Предмет связан со Христом – связь точная и безоговорочная. Предмет заставляет гордиться тем, что Иисус принёс Себя в жертву за простых людей. Всё соответствует. Если же кто-то говорит, зачем, типа, вы показываете своим символом не жизнь, а смерть, то я бы возразил: именно ЖИЗНЬ мы и показываем, то, что ведёт к ЖИЗНИ. Иисус мучился, страдал, а вы опять напоминаете об этом. Всё точно, опять напоминаем, но, разумеется, не смакуем. Мы ПОМНИМ об этом, и готовы стоять у КРЕСТА и смотреть, а, если вы думаете, что мы причмокиваем губами – то это ваши фантазии.


Но, в первую очередь, я думаю, что важнее не знаковый аспект, то, что Крест точно и конкретно обозначает то, во что мы верим. В первую очередь, это удачный брэнд. Если бы было ружьё – оно могло и не стать символом. Нужна была эффектная фигура, комбинация линий. Это могло быть связано и не со смертью Христа, а с жизнью. Не играет роли. Важно, что удачный брэнд найден. И, я думаю, что наиболее удачны именно восьмиконечный крест, а также шестиконечный, хотя в реальной жизни их не было. Главное, что символ образован, причём по всем правилам, без отсебятины.


Главное, что этим символом мы показываем именно пессимизм, а не оптимизм. В мире всё прогнило, всё деградировало, всё надо менять. И менять также надо и то, что большинство церковных людей – это всё те же нигилисты, которые верят умом, а не поступками. Это – вполне благопристойные люди, которые даже причащаются. Но они не имеют никакого отношения к религии!


Нигилизм, который поразил весь мир – это большая тема. Надо, чтобы об этом были написаны книги. Настоящих атеистов, которые их на порядок выше, очень мало. Настоящий атеист всегда и везде говорит о своих убеждениях, всегда спорит, выслушивает до конца, и рассуждает строго по логике. А ложный, индифферентный атеист – это нигилист. В атеизм он верит, но не придаёт этому особого значения, как и всей своей жизни. Одно следует из другого – твои взгляды = твоя жизнь.


Вполне можно считать логичным, что в древности сложилась традиция носить крест на шее. Проще, так сказать, не придумать. Можно было, к примеру, сделать браслет с изображением креста или вышить его спереди. Но вышитый крест может оказаться на полу, и кто-то на него наступит. А это не принято. Если же делать браслет – возникает ряд технических трудностей, например, как его застёгивать и где ремонтировать. Вешать крест на шею – проще всего. Я бы добавил, что предпочтительнее именно восьмиконечный и шестиконечный кресты, наиболее брэндовые.


Один студент в мединституте пришёл на занятие с большим крестом, висящим на шее. Преподаватель увидел это, и сделал замечание. Ты, типа, выглядишь не по рангу: крест на видном месте может носить только священник, а тебе не положено. Но, я бы заметил, что будь у студента не шее череп с костями, никакого замечания бы не последовало! Здесь выходит нечто странное: носить крест нельзя (как символ жизни), а носить череп – пожалуйста (как символ смерти). Я, к примеру, ни в одной книге не читал, что носить большой крест на видном месте нельзя. Некоторые скажут, что это будет умалять достоинство священника и создавать нестройность системы. Но, я бы заметил, что священник всё равно будет различим, а, если кто-то тоже верит во Христа, или притворяется, то отчего это должно кого-то умалять? Нет никаких правил о том, сколько килограмм должен весить крест, и в каком месте висеть. Там же, где нет запретов, дозволяется действовать на своё усмотрение.


Считается, к примеру, что крест нельзя снимать даже на несколько секунд. Но я, со своей стороны, могу констатировать, что такого правила, где-то установленного, не встречал. Может, и нельзя, но где сказано? И, если кто-то нарушает, то что надо делать? Или, если кто-то нарушает правило втайне, какие могут быть последствия? Здесь встаёт ряд вопросов – и в то же время безликое чёрное духовенство в длинных мантиях, которое не разговаривает с народом. Чёрные статуи, по определению, и не должны говорить! Иначе слетит вся таинственность. Как только он заговорит – так уже видишь, что это не безымянный иерей Божий, а свой в доску дядя Вася, такой же, как ты. Но до этого, наверное, ещё лет 200…


И тем не менее, в будущем, возможно, что-то изменится, и уже не будет традиции носить крест на шее.


Взять, к примеру, нанотехнологии. Наношлем – это отличное средство от перегрева. Солнце попадает только на верхнюю поверхность, а под ней 5 сантиметров губчатого нано-наполнителя. Наноподошвы выглядят как простые подошвы, но на самом деле там есть верх толщиной в микрон, и поэтому кажется, что на ноге только одна подошва. Будут также и наноповодки (для собак). Такой поводок значительно легче, чем цепь, и его невозможно перегрызть. Когда находишься на даче - не обязательно строить дом. Можно развернуть нано-шатёр. Также полезен компактный чехол для квадросипеда. Нет необходимости строить кладовки для хранения квадросипедов, их можно хранить прямо на улице. Наномайка утягивает живот и одновременно служит креплением для креста. Наномайка сделана из такого материала, что грязь на ней не оседает, и поэтому нет необходимости её снимать. И значит, нет необходимости вешать крест отдельно. Крест уже не надо носить на верёвке, он крепится прямо на майку. И он, к тому же, гибкий и вентилируемый. Тоже из наноматериала. Но, я бы заметил, что могут наступить времена, когда крест вообще не надо будет носить.


Я этого не утверждаю, а говорю как вероятность. Если, к примеру, ввести униформу, то сама эта униформа будет являться символом, и, возможно, дополнительных символов уже не потребуется. Я бы предложил ввести материал, состоящий из жёлтых и зелёных полос. Зелёные полосы символизируют Ветхий Завет, как нечто недозрелое, «зелёное», а жёлтые – «зрелость» Нового Завета. Ширина полос должна быть такой, чтобы они были хорошо различимы, не сливались, и в то же время не выглядели, как клоунские. Ширина – примерно пять миллиметров. Если исходить из того, что вертикальные полосы делают человека стройнее, и худой может показаться слишком худым, значит, полосы должны быть горизонтальными. Эту идею можно было воплотить ещё 2000 лет назад, но почему-то никто не догадался.


Жёлто-зелёные полосы также присутствуют и на флаге ортодоксии. Разница в том, что на флаге 5 полос, а не две. Можно придумать специальное крепление, которое устанавливается на стену дома – и тогда сразу станет видно, что в панельной пятиэтажке живёт ортодокс. Если же говорить о нательном кресте, то традиционно считается, что все символы существуют для того, чтобы мы показывали другим людям, кто мы. Но не вполне ясно, как мы это покажем, если крест у нас спрятан под майкой? Тут, я бы сказал, попахивает целой магистерской диссертацией. И, если такая диссертация существует, то об этом никто не знает. Но зачем тогда пишутся эти диссертации? Я всегда считал, что книга и рукопись создаётся с одной только целью – чтобы её читали. Но в реальном мире это не всегда так. Мир – понятно, он живёт по своим абсурдным законам. Но почему всё мирское калькируется в РПЦ?


Если, к примеру, мы носим на себе крест, то чаще всего об этом никто не знает. Крест не на виду, его видит только врач и соседи по пляжу. Но, имея на себе униформу, можно где-нибудь встретить такого же, и будет тема для разговора. Очень удобно. Если же человек привык материться и кричать, то, одев униформу, он может изменить своё поведение. Выгода ещё и в том, что имея рулон материи, можно шить из него вещь на любой размер и фасон (желательно в специальном ателье), и при этом отпадает проблема думать, какой цвет подобрать. Цвет за тебя уже выбрали! Если же кому-то не нравится жёлто-зелёное, значит, он вовсе не христианин, а пустышка! Так-то мы его и выведем на чистую воду. Можно, по тому же принципу, создавать мебель жёлто-зелёного цвета, детские игрушки, автомобили, рукоятки молотков, входные и межкомнатные двери, тонировку стёкол, обивку мебели, обои, постельное бельё, обложки книг, окрас стен зданий, внутренний и наружный, и так далее.


Возможно, что в далёком будущем уже не будет куполов на храмах, и самих храмов, как мы привыкли их видеть, а будут кубические жёлто-зелёные строения. Пока что я бы не стал утверждать, что это лучше, ещё, в силу новизны идеи, не всё так ясно, и требует более подробного исследования.


Вопросы, которые были представлены, требуют изучения. С другой стороны, чаще всего человек, который регулярно ходит в храм, духовен лишь по наружности. И он, естественно, прочтёт без всякого интереса эту статью, и вместо размышлений, скажет, что это всё бред. Но я надеюсь, что найдутся хотя бы некоторые, кому интересны мои размышления. Пусть и не глубиной, но самой темой. Есть темы, которые объединяют своих. Одним подавай трактакты о степени округлости просфор, а другим – про искупительную жертву Христа. Каждому – своё. Мне, к примеру, совершенно неинтересна техника колокольного звона и размышления о деревянной резьбе на окладах икон. И я хотел бы, чтобы со временем люди сгруппировались вокруг своих тематических сайтов. Пока же это невозможно, всё свалено в кучу.

Но истинный читатель, хотя бы один, да найдётся. И опять можно заметить, что как всё ловко устроено в миру – сама система не позволяет продвигать идеи. Почему бы, к примеру, не создать сайт «Проза РПЦ»? Или, что ещё лучше, раздел в этом сайте? Я думаю, что от этого выиграют все. А пока что, так сказать, приходится довольствоваться тем, что есть. Может, где-то имеются 5-6 авторов, которых я бы хотел прочесть в этом году. Но, поскольку обнаружить их нет никакой возможности, приходится умерить свои желания. Но так будет не всегда!

11.07.15
;


Рецензии