***

Единственный в мире памятник воинам-чекистам находится в Волгограде

28 декабря 1947 года на правом берегу реки Царицы был открыт памятник Чекистам. Полное название мемориала - Памятник воинам 10-й дивизии войск НКВД и милиционерам Сталинграда — защитникам города в 1942—1943 годах.
Бронзовая фигура воина-чекиста высотой 5,8 метра замерла с поднятым мечом на архитектурно оформленном 17-метровом пилоне. Памятник расположен на специально обустроенной площади, окруженной небольшой парковой зоной. К монументу с четырех сторон ведут лестницы. Памятник Чекистам дал название площади, которая стала называться площадь Чекистов, так же, как и остановка общественного транспорта, расположенная неподалеку. 

10-я дивизия летом 1942 года приняла на себя первый удар фашистской армии, которая стремилась захватить город и прорваться к Волге. Кроме, собственно, бойцов пограничных войск, в составе легендарной дивизии сражались комсомольцы, партийные работники, милиционеры. Всего в рядах 10-й дивизии было не меньше 3 000 сталинградцев. За боевые заслуги при обороне волжских берегов 2 декабря 1942 года 10-я дивизия войск НКВД была удостоена ордена Ленина, а 20 чекистов дивизии получили звание Героя Советского Союза.

На гранитной мемориальной доске памятника надпись, посвященная подвигу героев: «Чекистам, офицерам контрразведки Сталинградского фронта, солдатам и офицерам 10-й дивизии войск НКВД, работникам милиции, погибшим при защите города от немецко-фашистских захватчиков. Август 1942 г. — февраль 1943 г.»

Через год после окончания войны, в 1946 году.был объявлен всесоюзный конкурс на лучший проект памятника героям-чекистам. Всего на конкурс было предложено 43 проекта, но первую премию получил архитектор Феофилакт Мильтиадович Коимшиди. Скульптурные работы по авторским эскизам выполнили народный художник СССР М. К. Аникушин, скульпторы — Г. В. Косов, В. Г. Стамов.
Сперва Ф.М. Коимшиди разработал более масштабный проект памятника, выдержка из мемуаров архитектора:
«Четыре огромных пилона, выросшие из земли как преграда, заграждение, частокол, непроходимое препятствие на пути завоевателя. Между пилонами три мемориальные доски. На центральной — рельефный знак чекиста, на флангирующих — тексты посвящения. Все четыре пилона одинаково увенчаны символическими мечами, которые как огромные кресты эмоционально обогащали всю композицию. Масштаб проекта вышел за рамки, предусмотренные условиями конкурса, и я сделал другой вариант».
Но не только масштаб и дороговизна проекта сделали проект нереализуемым - руководство конкурса усмотрело на вершинах пилонов кресты, что и решило его судьбу.

Ф.М. Коимшиди разработал другой проект, попроще и без крестов, который и стал современный памятником Чекистам, выдержки из мемуаров автора:
«Во втором проекте, сохраняя задуманную идею, на вражеском пути предусматривается огромный пилон, преграждающий дальнейшее продвижение. В основе принята пятиконечная звезда, поэтому основание пилона и сам пилон – пятигранные. Остроконечные части площадки, на которых покоиться все сооружение, оформлены бронзовыми рельефами склоненных знамен, в композицию которых включен символический меч чекистов ( и здесь как лейтмотив пятикратно повторяется и в знаках МГБ и МВД и завершает всю композицию в руке воина-чекиста).
Основанием пилона – окаменевшая стилизованная роза, на пяти лепестках которой, как на мемориальных досках рельефно изображены знаки МГБ, МВД и три текста посвящения.Вся композиция завершается бронзовой фигурой чекиста с высоко поднятым мечом, клянущегося не дрогнуть, не отступить, остановить и повернуть назад ненавистного врага.»
Возникли споры и по поводу самой фигуры воина. Первоначальный вариант солдата в каске и развевающейся плащ-палатке был отвергнут по причине “излишней игривости”. В  результате, остановились на достаточно торжественном и строгом варианте скульптуры.
Из воспоминаний Ф.М. Коимшиди: «Мной была предусмотрена строгая фигура солдата, одетого в шинель, в последнем порыве, когда остается только приставить правую ногу и принять положение «смирно» - характеризуют чекиста, который в своих действиях строг и артистично не жестикулирует.»

После постройки пилона-постамента пришла пора установить на него бронзовую скульптуру. И на этом этапе возникли очередные разногласия - в какую сторону должен смотреть воин-чекист? Феофилакт Мильтиадович настаивал, что раз враг пришел с запада, то и смотреть чекист должен в сторону врага, т.е. на запад. Ему возражали, что это нарушает каноны архитектуры и скульптура должна быть ориентирована лицом в сторону Волги. В конце концов, именно вариант “лицом к Волге” и был принят как окончательный.

Горькая ирония судьбы: через год после открытия памятника, в 1948 году архитектора Коимшиди осудили “Особым совещанием при НКВД СССР” на 20 лет каторжных работ за «побег из мест обязательного поселения». В то время началась депортация крымских греков в Башкирию, а Феофилакт Мильтиадович  “самовольно” уехал из Башкирии сперва в Краснодар (его пригласили работать в трест «Краскрайпроект», в затем в Сталинград, куда его направили для участия в послевоенном восстановлении города. Через 5 лет приговор отменили, а реабилитирован архитектор был лишь в 1998 году. Памятник Чекистам стал самой значительной работой в его жизни.

В 1997 году Указом Президента РФ исключили из Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения и рекомендовали отнести его к категории памятников истории и культуры местного значения.


Рецензии