В должности нач штаба полка

П19   15авг  42г

Здравствуй  Надя!

Вчера  получил  твою  открытку, написанную  тобой  31.7.42г.  Очень  обрадовался,  так  как  ровно  месяц  абсолютно  ничего  не  знал  о  твоей  судьбе.  Теперь  же  я  знаю,  что  с  тобой  всё  в   порядке   и  более  или  менее  ты  живёшь  спокойно.  Хочу,  чтоб  и  дальше  дело  оставалось  так.  Теперь  постараюсь  ответить  на  интересующие  тебя  вопросы.  Что  касается  твоих  писем  и  посылки,  а  также  и  телеграммы  в  Боровичи,  то  их  я  не  получал  и,  вероятно,  уже  не  получу.  Они  погибли  так  же  случайно,  как  случайно  уцелел  тот,  кому  они  были  адресованы.  Ну  и  что  касается  о  судьбе  Никольских,  то  могу  написать  подробнее.  На  днях  мне  удалось   письменно  связаться  с  Акимом  Куценко  (помнишь  жил  вместе  со  мной  и  Зелевым  у  Никольских).   Куценко  сейчас  майор  -  командир  артдивизиона.  Как  видишь  по  званию  он  меня  обогнал,  а  по  должности  я  его  обставил.  Но  видимо    его  в   скором  времени  повысят  в  должности,  а  меня  еще  быстрее  в  звании  и  мы  сравняемся.  Ну  это  шутка  конечно.  Так  вот  что  пишет  Куценко.   «В  начале  войны  Мария  Ивановна  уехала  к  родным  в  Днепропетровск,  а  Никольский  на  южный  фронт.  В  Августе  41г.  М. Ивановна  получила  письмо (  вернее  извещение)  и  фотокарточку  из  партбилета,  в  котором  говорилось,  что  Никольский  погиб  смертью  храбрых.   Мария  Ив.    в  надежде,  что   Днепропетровск  не  оставят  наши  войска,  осталась  там.  Так  и  заявила  сестре:  «Поезжай!  У  тебя  есть  надежда,  есть  кого  ожидать,  а  моя  жизнь  теперь  окончена.  Дальнейшая  её  судьба  неизвестна.»   
Зелев  под  Тихвиным  был  ранен  в  левую руку  и  уехал  лечиться.  Когда  вылечился,  то  (как  пишет  Куценко)  до  унижения  просил,  чтоб  не  отправляли  на  фронт.  Сейчас  он  где  то  в  Сибири  работает  на  курсах  младших  лейтенантов.  Голубь  тоже  на  Волховском  фронте и  уже  старший  лейтенант.  В  Общем,  большинство  моих  однополчан  (  по  Лазо)  всю  зиму  пробыли  на  Волховском  фронте,  хотя  я  их  почти  никого  не  видел.  Куценко  сейчас  под  Новгородом.
Вот  такова  судьба  наших  сослуживцев.
С  этим  письмом  я  посылаю  тебе  2  документа,  которые  попрошу  тебя  сохранить  как  следы  моей  жизни.  Первый  документ  это  боевая  характеристика,  написанная  2.6.42г.,  когда  я  с  помутневшим  сознанием  лежал  на  санитарных  носилках.  Мне  её  вручил  тот,  кем  она  подписана.  Этот  человек  тогда  и  не  подозревал,  что  мне  суждено  его  пережить  и  через  50  дней  стать  на  его  место.  Но  жизнь  это  игра  судьбы.  Умиравший  живёт,  а  живший  затерялся  в  болотах  Приволховья.
Второй  документ -  это  черновик  аттестации,  написанной  2.8.42  рукой  командира  моего  полка  на  присвоение  мне  очередного  военного  звания  «майор».
Из  обеих  документов  ты  узнаешь,   что  свой  долг  бойца  гражданина   я  выполняю  по  русски.  И  если  что  либо  случится  со  мною  в  предстоящих  решительных  схватках,  то  можешь  быть  всегда  уверена,  что  моё  несчастье  не  будет  позором  ни  мне  ни  тебе,  ни  России.  В  следующем  письме, я  пришлю  тебе  еще  кое  какие  документы,  которые  будут  живыми  свидетелями  событий  1.6.42г.   
Я  уже  писал  тебе,  что  все  документы,  лежавшие  в  левом  кармане  гимнастёрки (прикрывали  сердце)  побиты  фашисткой  пулей.  Среди  них  моё  удостоверение  личности,  расчётная  книжка,  и  твое  письмо  от  9.2.42г.,  которое  я  хранил  как  самое  дорогое  сокровище.   Вот  иногда  посмотрю  на  них  и  говорю:  «Нет,  на  сей  раз  тебе  пал  счастливый  жребий!»   А  тот,  кто  продырявил  эти  документы  скошен  очередью  моего  автомата  и  гниёт  на  подступах  к  Финёву  лугу.   Их,  этих  безусых  немецких  пулемётчиков  уж  никогда  не  дождутся  в  далёкой  и  гордой  Германии.
Надюша!  Через  двое  суток  я  со  своею  семьёю  уезжаю  снова  на  фронт.  Скоро  снова  начнутся  боевые  будни.  Правда,  я  теперь  вынужден  буду  большую  часть времени  проводить  в  штабе,  но  при  случае  не  прочь  буду  показать  своим  питомцам  красноармейскую  хватку  и  русскую  волю  к  победе.  Буду  снова  на  прежнем  фронте,  но  в  другом  районе.  Адрес  мой  пока  остаётся  старым,  хотя  «839»  (  ты  эту  цифру  знаешь  уже  год)  больше  не  существует  формально.  В  подробности этого  вдаваться  не  стану.  Новый  адрес  сообщу  по  прибытии  на  фронт.  Письма  по  старому  адресу  тоже  будут  до  меня  доходить.  Надеюсь,  с  нового  места  мои  письма  еще  быстрее  будут  попадать  тебе  и  наоборот.
На  этом  заканчиваю.  Живу  хорошо.  Все  говорят,  что  после  госпиталя  я  хорошо  за  эти  дни  поправился.  Питание  отличное.  А  как  живёшь  ты?  Все  ли  мои  письма  получаешь?  И  получен  ли  в  устюгским  РВК  высланный  для  тебя  денежный  аттестат?
Передай  привет  мамаше.  Скажи  ей,  что  твой  муж  «сукин  сын»   так  как  он  много  раз  обещает  к  тебе  приехать  и  ни  разу  не  выполнил.
Пиши  чаще.  Жду  и  живу  твоими  письмами.
Обнимаю  тебя  и  крепко  крепко  целую.
Твой  Андрей.


Черновик  аттестации,  написанной  рукой  командира  полка.  2.8.42г.

Тов.  Ефременко  за  время  службы  в  полку  показал  себя  волевым,  боевым  командиром.  Дисциплинирован, тактически  подготовлен  хорошо,  артиллерийское  дело  знает  хорошо.  Политически  подготовлен. 
В  боях  с  немецкими  захватчиками  показал  мужество,  отвагу  и  бесстрашие.  За  боевые  подвиги  представлен  к правительственной  награде.
За  время  нахождения  на  Волховском  фронте  был  дважды  ранен.
Работая  начальником  штаба  дивизиона  с  работой  справлялся  хорошо.  Сейчас  выполняет  должность  начальника  штаба  полка.  Правильно  руководит  работой  штаба.
Делу  партии  Ленина -  Сталина  и  социалистической    Родины  предан.

Вывод: Должности  начальника  штаба  полка  соответствует.  Достоин  присвоения  очередного  военного  звания  «майор».







П20   6сентября  1942года

Здравствуй  Надя!

Что  то  долго  от  тебе  ничего  нет.    Я  в  последнее  время  привык  часто  от  тебя  получать  что  либо  и  вот  этот  20  дневный  перерыв  меня  основательно  волнует,  так  как  нет  ответов  на  два  моих  последних  письма.  Но  буду  надеяться,  что  это  случайное  явление.
У  меня  нового  и  чего  либо  существенного  или  даже  несущественного,  но  приятного,  нет.  Обычная  боевая  жизнь  солдата  со  всеми её  тяжестями  и  непрерывной  игрой  на  нервах.  Правда,  у  меня  должность  сейчас  сравнительно  «мирная»,  но  война  остаётся  войной.  И  на  войне  как  на  войне:  и  смерть  и  слава  ходят  по  пятам.
Чувствую  себя  неплохо.  Основательно  поправился.  Но  пробитая  часть  таза  еще  даёт  себя  чувствовать,  хотя  особенной  боли  и  не  вызывает.
Наши  дальневосточники (  бывшие  сослуживцы)  многие  по  соседству  со  мною.  Кое  с  кем  из  них  я  уже  встречался.  С  Акимом  Куценкой  дней  5  назад  разговаривал  по  полевому  телефону.  Он  обещал  заехать  ко  мне  на  днях.

PS

Сегодня  уже  12.09.42г.  Вчера  получил  от  тебя  письмо,  написанное  тобой  еще  25.0.42г  по  старому  адресу.  Удивляюсь  почему  ты  не  получила  моё  письмо  с «приложениями»,  написанное  в  середине  августа.  В  твоём  письме  меня  донельзя  удивляет  вопрос  с  денежным  аттестатом.  Неужели  ты  способна  была  подумать,  что  я  имел  нахальство  в  эти  роковые  минуты  для  отечества  ежемесячно  прикарманивать  себе  по  400  рублей?   Этого  никогда  в  жизни  не  могло  случиться. У  меня  хватает  и законно  положенных  мне  денег.  Ведь  я  в  эту  зиму  имел  оклад – 800 руб.  но  нам  платили  полуторный.  Кроме  того,  на  фронте  положено  ежемесячно  25%  полевых,  а  мне  кроме  того,  положено  за  выслугу  лет  на  командной  должности  10%.
Итого:  800+400+200+0=1480руб.  в  месяц.
В  настоящее  время  я  получаю  только  основной  оклад  плюс  25%  плюс 10%   т.е.
1000+250+100=1350руб.  Но  видимо  в  скором  времени  снова  будут  платить  полуторный  т.е.  прибавят  500руб.
Я  тебе  эти  цифры  привел  для  того,  чтобы  ты  убедилась,  что  никакой  нужды  обманывать  государство  у  меня  нет.  Даже  сумму  по  подписке  на  заём -  1500руб.  я  погасил  еще  в  мае  месяце.  Так  что  ты  совершенно  напрасно  обрушилась  на  меня.
Видимо  тебе  тоже,  в  свою  очередь,  прочитал  лекцию  какой  либо  тыловой  идиот.
Для  подтверждения  высылаю тебе  справку.  Если  потребуется  могу  и  ещё  выслать.
Теперь это дело  в  моих  руках.  Печать  приложил  тоже  собственной  рукой.  Вот  так.
Надя!  Ну  а  в  отношении  учёбы  смотри  сама.  Тебе  виднее.  Я  тебе  лишь  дал  совет.
Но  в  будущем  году  это  будет  значительно  труднее.  Больше  писать  нечего.  Привет  матери  и  Тоси.    Пиши,  как  живёшь.
 Нас  бомбят  основательно, но  и  наши  тоже  дают  немцу  духу.  Вот  пока  я  пишу  эти  последние  строки  на  моих  глазах  погибли  два  немецких  самолёта  (Ю-88  и  Ме-109)  и  наш  ПЕ-2.  А  как  крепко  летел  вниз  Ю-88  идя  в  пике,  подбитый  нашей  зениткой.  Здесь  сейчас  идут  кровопролитные  бои  за  освобождение  от  немецкой  блокады  города  Л..   Скоро  кольцо  блокады  видимо  лопнет.  Дорого  это  может  быть  и  обойдётся,  но  это  надо  и это  будет  сделано.  Пока.  Чаще  пиши  о  себе.  Обнимаю  и  крепко  целую  тебя.
Твой  Андрей.




Вперед    http://www.proza.ru/2015/07/16/1244

К началу  http://www.proza.ru/2015/06/14/386


Рецензии