Горох при дороге

                «Беззащитная женщина – как горох при дороге: кто ни пройдет,
                тот ущипнет». (Народная поговорка).
               
Среднего роста, под стать сельским девчатам, заведующая сельской библиотекой, исполняющая обязанности и заведующей клубом, Клавдия отличалась какой-то неуловимой особенностью. У нее были правильные, красивые черты лица, стройная фигурка и все остальное на своих местах в удивительной гармонии. Девушка не занималась спортом, но отличалась ловкостью и силой, гибкостью и проворством. Судя по всему, она была сиротой.

Это был прирожденный клубный работник! Лозунги, правда, девушка писала с ошибками, но молодежь около себя держала! Работу ее направлял районный отдел культуры. К праздникам, к смотрам Клавдия всегда готовила вполне приличную программу художественной самодеятельности. А кто в клуб ходил в послевоенные годы? Девчата-переростки, оставшиеся без женихов. Юное поколение девочек, окончивших семилетку. Да мальчишки, начиная от допризывников и заканчивая школьниками четвертого класса.

В клубе объявился парень, возвратившийся то ли из тюрьмы, то ли из штрафбата. Был он крепкого сложения, крупным по сравнению с тоненькими допризывниками и девчатами, выросшими на огурцах, капусте да картошке. И годами старше всех. Вел себя шумно, вызывающе, прекрасно осознавая, что отпор ему дать некому. Ему сразу приглянулась Клавдия. Он танцевал с ней, не давал ей шагу шагнуть. На глазах у всех зажимал где-нибудь в углу, целовал или тискал.

Все шло к тому, что Клавдия выходит замуж. Она как-то потерялась. Безропотно сносила все выходки новичка. Всем теперь командовал в клубе этот парень, которому дали прозвище Зуй. Он менял пластинку на патефоне. Говорил гармонисту, что сыграть и давал сигнал, когда остановить музыку. Все делал вместо Клавдии, даже не спрашивая разрешения. Подменял он ее сознательно и хвастал перед пареньками:

- Что захочу, то и буду делать, она возражать не станет! Доверяет мне полностью! И все, что я ей скажу, выполнит!

Слушали это и мы, школьники, смирно сидевшие на лавке и наблюдавшие за танцами. И даже обиделись за Клавдию. А Зуя возненавидели. Мы уже были наслышаны о городских хулиганах, о грабителях, знали про «Черную кошку». И решили между собой, что Зуй – точно из какой-нибудь шайки. Просто он приехал навестить родителей, поэтому и тихий. Старается, чтобы о его семье не думали плохо. Пока что смирный. И что-нибудь себе планирует.   

Когда Клавдия закрывала клуб, он провожал ее и долго не отпускал домой. Он водил ее по безлюдным сельским улицам, удаляясь то к реке, то в степь. По селу поползли слухи. Старшие девчата переживали за нее, но она не жаловалась и молчала. Видимо, действительно поверила ему. Или боялась. Она похудела, уже не была такой красивой. И в одежде появилась небрежность.

Была весна. Река Алей вышла из берегов и устремилась в луга. Кустарники на берегах были подтоплены, только макушки торчали. Теплым солнечным днем полюбоваться половодьем пришли старики, женщины и школьники. Не каждый год такое увидишь! Да и уйдет вода скоро. Появились здесь и Клавдия со своим провожатым. Яркое весеннее солнце, величественная картина разлившейся реки никого не оставляли равнодушным. Взбалмошному парню пришла мысль покататься на лодке. Зуй тут же обратился к хозяину крайнего дома, фронтовику Алексею Рогозину, с просьбой дать ему лодку. Клавдия испуганно сказала:

- Нет! Я с тобой не поплыву! Мы утонем!

А жители соседних домов все подходили. Собралась целая толпа.

- Вот трусливая! А ты не боишься плавать на лодке? – обратился Зуй к Нине Кабаковой, красивой рослой девочке из соседнего дома.

- Не боюсь!

- Вот! Тогда поплывем втроем!

Усадив девушек на скамейку в плоскодонке, парень устроился в корме и стал ловко орудовать широким веслом, загребая то справа, то слева. Видно было, что не новичок в этом деле. На стрежне реки вода подхватила лодочку, стараясь поставить ее боком и захлестнуть через борт, но и с этим силач справился. Вскоре пловцы достигли противоположного берега и углубились в заросли тальника. Жители окраинной улицы не расходились. Они дождались, когда путешественники благополучно вернулись.

- Доставил красавиц целыми и невредимыми! – не упустил возможности похвастаться Зуй. Девушки были бледными, уставшими. Нелегко далось им путешествие в половодье, натерпелись страху. А Клавдия, к тому же, была легко одета.

Нина пригласила заведующую библиотекой в дом, а Зуя задержал Алексей Рогозин. Ему хотелось поговорить с незнакомым взрослым человеком. Он отвел его в сторону и стал расспрашивать. Мальчишки незаметно приблизились и стали прислушиваться.  Рогозин поинтересовался, как живут его родители. Они долго перебирали, кто кому кум, сват, брат. Оказалось, что не чужие люди. По такому случаю Алексей решил дать родственнику советы. Он сказал:

- Хорошую девчонку ты отхватил. Она очень порядочная, трудолюбивая. О ней все хорошего мнения. Ты береги ее.

Зуй пошел в дом за Клавдией. Она лежала на кровати, еще более бледная. Ее бил озноб. Мать и бабушка Нины убедили Зуя, чтобы он оставил девушку у них, они ее вылечат. С этим он и ушел. Среди молодежи он больше не появлялся. Вместо Клавдии клуб недели две открывала и закрывала Нина. 

Побледневшая, постройневшая Клавдия после болезни стала работать с удвоенной энергией. Вновь стал репетировать женский хор. Чтецы разучивали новые стихи. Сезон проходил за сезоном. Молодежь подрастала и вливалась в неунывающее племя участников художественной самодеятельности. Проходили годы. Многие девчата уже устроили свою судьбу, вышли замуж. Парни, отслужив в армии, тоже женились. Но Клавдия так и оставалась незамужней. Всю свою энергию молодая женщина отдавала клубной работе.

Заведующий отделом культуры Николай Борисов был доволен работой Клавдии Веселовой. В вопросах культуры он не очень разбирался, но если видел, что в самодеятельности много людей, значит – работа идет в нужном направлении. Это он однажды, выступая перед пожилыми людьми, начал доклад словами: «Товарищи ветеринары!» Так напечатала ему машинистка с его рукописи. Так он и прочитал. Каким-то боком он был среди приближённых начальника краевого отдела культуры. Не то земляк, не то родственник. Был он при этом человеком исполнительным. Инструкторы отдела у него были молодые, со специальным образованием. Так что район был на хорошем счету. А в районе среди лучших клубных работников – Клавдия Веселова.

Николай Борисов умел встречать и провожать начальство. Наметит себе клуб, куда привезет его, и начинает подготовку. Первое условие – чтобы заведующая клубом была человеком приятным и сговорчивым. Второе – чтобы колхоз или совхоз был зажиточным. Договорится с руководителем хозяйства и председателем  сельсовета о том, чтобы и они поучаствовали в смотре самодеятельности, а для завершения мероприятия приготовили хороший обед. Ну, как полагалось в те времена.

На этот раз начальство прикатило к Веселовой. Молодежь не подвела. Выступлением художественной самодеятельности все остались довольны. В столовой повара тоже не покачали. И спиртного было достаточно. Хорошо поужинали, попрощались, а Борисов и его начальник Владимир Герасин, прежде чем уехать, разговорились с Клавдией. Борисов куда-то исчез, а областной начальник предложил прогуляться. Он горячо говорил о перспективах. Клавдию ожидают квартальные премиальные, Почетная грамота краевого отдела культуры, поездка по области с обменом опытом.

Хорошие слова приятно слышать. Клавдия понимала, к чему они. Владимир, человек очень обаятельный, был неотразим и имел у женщин бешеный успех. Она это знала.  И вел он ее к реке, где заросли тальника и высокая сочная трава. Остановились у крутого берега. Герасин был сама нежность. Он умело ласкал Клавдию, вызывая у нее дрожь во всем теле и лишая рассудка. 

Или родная земля что-то подсказала? Или вспомнила что-то Клавдия, лёжа на траве? Девушка напряглась и отстранила Герасина руками. А потом собралась и со всей силы оттолкнула его. Затрещали и зашумели ветки молодого тальника. Начальник отдела, проломив заросли, улетел с крутого обрыва на песчаную отмель реки. Клавдия, не оборачиваясь, побежала домой.

И никто никогда не узнал бы об этом, если бы не длинный язык заведующего районным отделом культуры. В узком кругу мужчин он рассказал эту историю. Так дошли слухи и до села. Жители иначе взглянули на Клавдию Веселову. У нее появились провожатые. А колхозный зоотехник, который давно уже приглядывался к ней, посватался, и она согласилась выйти за него замуж. Хозяйка из нее получилась отменная.

Менялось и краевое, и районное начальство в отделах культуры. А сельский клуб  Клавдии Веселовой (извиняюсь, Хрипуновой) долго ещё значился среди лучших по работе с художественной самодеятельностью. До самого ухода её на пенсию.
          
         


Рецензии
Давно вас не видела на своей странице. Привет,дорогой,Василий! Как ваши делишки?
Мои ползут потихоньку.
Хороший ваш рассказ про Клаву Веселову.Слава Богу,что она счастлива.
Спасибо.
С уважением.
Иралео

Ирина Склярова   21.05.2023 05:38     Заявить о нарушении
Привет, Ирина!
Спасибо, что помните обо мне. Клавы уже нет. Даже сын её, перенявший по наследству работу в культуре, вышел на пенсию. Я древний человек, и герои моих рассказов жили давно, при Советской власти. Именно те времена
я и зафиксировал в своих рассказах.
Я регулярно отзываюсь на Ваши публикации, пропуская иногда что-то иноземное.
С наступающим летом!
Всех благ!
Василий.

Василий Храмцов   21.05.2023 09:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.