Фрейд и религия
"Это Провидение обычный человек представляет не иначе, как в облике чрезвычайно возвеличенного отца. Только ему ведомы нужды детей человеческих, а они могут его умилостивить мольбами и знаками раскаяния. Все это настолько инфантильно, так далеко от действительности, что стороннику гуманистических убеждений становится больно от одной мысли о том, что подавляющее большинство смертных никогда не поднимется над подобным пониманием жизни. Но еще постыднее попытки защиты религии большим числом наших современников, которые должны были бы видеть, что такой религии нельзя придерживаться".
Не обходится без применения тяжелой немецкой литературной артиллерии в виде цитаты Гёте:
"Кто владеет наукой и искусством,Тот владеет и религией;
Кто лишен их обоих,Тому остаётся религия"
И тут уже прямо противопоставляются две разные паллиативные стратегии: удовлетворение через сублимацию (искусство, наука) и уход от реальности или её смягчение (религия, фантазии, приём наркотиков и пр.).
И тут что кажется странным. Казалось бы Фрейд доказал отсталость религии и её нелепость перед оптимальными стратегиями сублимации в виде науки и искусства.
Но сколько людей смогут полноценно заниматься творческой деятельностью и получать от этого удовлетворение: в среднем по странам людей занятых в области науки и исследований?
В среднем по всему миру около 10% населения заняты в сфере науки, творчества и образования. Смело можно отбрасывать половину из них (в реальности - больше), как обслуживающий и административный персонал, да и вообще: как людей работающих не по причине вдохновения. Что же остаётся остальным 95%? Тот же Фрейд даёт ответ: уход от реальности и стремление к непрекращающемуся получению наслаждений. Но трудно считать, что постоянное стремление к получению удовольствий (институализированное и рационализированное как общество потребления, да и то - только в развитых странах) обеспечит достойное и здоровое существование личности и существование человечества, как вида. Смог ли сам Зигмунд развить свой талант, получить образования без воспитания и помощи родителей, которые воспитали и обеспечили ему успех в науке исключительно из религиозных традиций, передающихся из поколения в поколение и сохранивший его народ.
Разрыв между желаемым качеством жизни и реальным или наоборот пресыщенность вызывают злость и ярость, чему свидетельство огромное количество насилия всё более растущего в современном мире.
Начиная с эпохи Просвещения казалось, что отступление религии приведёт к воцарению на земле эпохи разума и гуманизма. Но в XX веке, с наступлением настоящего атеизма, стало ясно, что религиозное мышление эта часть человеческой сущности (той самой, которая заставляет нас кричать на компьютер, когда он тормозит в самый неподходящий момент и делать много других странных вещей) и оно стало пробиваться в самый гротескных формах, показывающих деградацию религиозного мышления. Гороскопы, магическое мышление,гомеопатия, приметы, новые созданные из неоткуда религиозные культы - столь сильно поражающие как своей нелепостью, так и верой в них их последователей и деструктивными последствиями для них же.Всё это показывает что время традиционных религий не ушло, а только наступает. Вот так вот старик Фрейд убедил меня - человека эпохи Интернета, что религия нужна. И не стоит противопоставлять её науке и образованию: да, среди выдающихся и известных учёных атеистов большинство, но среди обычных людей способствование прогрессу не зависит от убеждений, если ты ведёшь себя в соответствии с нормами принятыми в обществе.
Свидетельство о публикации №215071301378
Творческих успехов!
Алина Графова 17.10.2016 23:01 Заявить о нарушении