Вакханки Т. Терзопулоса. Греция

      Еврипид. «Вакханки» (пер. И.Анненского) в постановке греческого режиссера Т.Терзопулоса в московском "Электротеатре Станиславский", 12.07.2015


"...я открыл книгу режиссера (Т.Терзопулоса. - Н.Ш.) и прочел:

"Актер -- в центре сцены, напротив него -- экстатический бог театра Дионис, рожденный дважды, Зевсом и Семелой. Он выражает взаимоисключающие неуловимые субстанции: мужчину и женщину, гнев и кротость, бога и животное -- находясь на грани безумия и логики, порядка и хаоса"".

                * * *

      Сразу оговорюсь, это Дневниковая заметка, а не театральная рецензия. Человек я не театральный, в театр хожу не часто. Современный театр не является предметом моих жгучих интересов. Я к нему отношусь скептически... "бесплодье умственного тупика".
      Но в данной ситуации фиксирую свои впечатления, в том числе и для читателя.

      После такого постмодернистского «возвращения Диониса» мне так захотелось в тишину, меру и гармонию Аполлона. Нет, правда, тяжелая голова от этой жутко громкой музыки/грохота (композитор Панайотис Велианитис (Греция)), от ударов хлыстом об пол и т.д., как если бы мне тирсом по голове долго и упорно стучали. (Так, очевидно, режиссер хотел пробить мою сахасрару чакру.:))  Но возникает эклектика: не сочетаются, однако, шаманские практики/техники (чем явно «болен» Т.Терзопулос) с величественной мистерией Античной трагедии. Очень жесткая эстетика у Терзопулоса, стремление к абсолютизации, агрессивные, диктаторские янские энергии. Я бы даже сказала – магическое желание подчинить волю зрителя/реципиента себе – единоличной воле режиссера. На мой взгляд, это плохо и даже опасно.  Слава богу, что сейчас в режиссуру пошли женщины. Надеюсь, будет создан противовес мужской –  воинственной режиссуре. Да, режиссерский кризис налицо.

       Теодорос Терзопулос утверждает (см. программку-буклет или рецензию на «Вакханок»: http://thr.ru/features/6017/), «…греческая трагедия живет внизу». То есть в подсознании, или на уровне инстинкта, Дионис – это якобы инстинкт. (То есть, если мы разденемся до гола и будем так ходить по мегаполису, то мы освободим в себе Диониса. Но Дионис - это прежде всего божественный Андрогин и т.д.)

       А я полагаю, что древнегреческая трагедия живет Вверху, на уровне сверхсознания, и играть ее надо Оттуда, из точки Над, из трансцендентного или мистериального опыта. Вот этого-то опыта, на мой взгляд, у Т.Терзопулоса  и нет. Поэтому он в свое время так ухватился за Аллу Демидову, которая органично несет в себе этот исконный мистериальный опыт. Я бы «посоветовала» многоуважаемому Теодоросу Терзопулосу больше и внимательнее учиться у истинного Трагика-Демидовой. Недостаточно родиться в деревне Еврипида, чтобы найти ключ к нему. Посвятительный статус необходим, чтобы работать с Античным, сакральным, материалом.  А.С. Демидова в Трагедии - точка отсчета.

        А то, что предъявляют мне в качестве «возвращения Диониса», так это десакрализация, если отчасти не профанация мистерии Древнего мира, из которой произошел Афинский театр, как ее продолжение и развитие под открытым небом Акрополя.

       Безусловно, дыхательная практика – работа диафрагмой и позвоночником, голосовая амплитуда, как в опере, – сильное место в методе Терзопулоса.  И прекрасно справляется с этим Елена Морозова – Дионис, она же – Второй вестник. Но ей помогает ее сильная женская интуиция, помноженная на развитый и гибкий интеллект, Елена – прекрасная актриса, у нее большое будущее (о ней можно прочитать здесь: http://www.elenamorozova.net/index.php/ru/; http://www.elenamorozova.net/index.php/ru/biografiya; http://syg.ma/@dmitrii-lisin/u-dievochki-byla-svoia-planieta - очень интересное интервью.  Она достигла хороших успехов в работе со звуком (тянущиеся гласные и согласные, горловое звучание/пение) на мастер-классах Терзопулоса. У Е.С.Морозовой уже сейчас вполне приличный диапазон голоса, но она еще молодая актриса, 42 года, у нее всё впереди. Главное, у Е.С. Морозовой ЕСТЬ необходимая для большого актера качественная Психическая энергия. В таких людей я верю. Аминь. Шаг и Путь, Дионис!.. Ом.   Да, гипнотическая Актриса!

       Ну а в целом голоса молодых актеров, задействованных в спектакле, мне показались слабоватыми, хотя ребята и очень старались, но не хватает современной молодежи ЭНЕРГЕТИКИ, она у них такая посредственная, потому что Духовного опыта нет, Внутренний мир чрезвычайно заужен, плоскостен, либо вообще отсутствует. За душой уже много чего должно быть, чтобы браться за Античный, архетипальный, материал. И прежде всего развитый и глубокий, проницательный ум надо иметь, культуру мысли, чего в принципе нет у молодых актеров. И это настоящая беда. Они прекрасно двигаются/танцуют на сцене (отменная хореография, даже стоят на голове, акробатика - молодцы! отличная спортивная форма!), но жест их не исходит изнутри, из глубинных структур Личности, за неимением последней.

       Однако принципиальный минимализм Теодороса Терзопулоса меня подкупает, работа с телом и пространством, без декораций (хотя в "Носферату" с гробами был явный перебор - деревья жаль! - http://www.proza.ru/2015/02/26/2265 ). Я оценила сценографию, свет, изысканные костюмы и хореографию по высшему разряду. (Жаль только, что опять не обошлось без ботинок на руках и вообще, в стилистике много повторов с "Носферату".)

       Но возникает вопрос, а возможно ли вполне аутентично ставить древнюю Трагедию в пространстве камерного театра, а не под открытым небом Подковы - амфитеатра?.. Звук летит не вверх, а деструктивно обрушивается на голову зрителя, разрывая его барабанные перепонки. Ведь играть надо для Диониса – по вертикали, посылая импульс не в зал, а в Космос и тогда всё получится. Ведь Дионис – это мужское явление Афродиты… и Они не исключают друг друга, а дополняют, как аспекты одного целого, вот об этом, по-моему, забывает наш превосходный греческий режиссер. Не борьба, но абсолютное равенство, взаимодополнение должно быть между мужским-женским. Для Терзопулоса же, как мне показалось, важнее борьба, даже вражда между началами, как полярностями.

       В целом, очень мило, что в России поставили «Вакханок», что отечественный зритель повернется лицом к вечному материалу, задумается над Основами. Что философия иррационализма всё сильнее заявляет себя, как первостихия жизни и сознания. Ибо иррациональное начало первично и определяет собою мнимый рационализм мироустройства.

       Тайна Диониса - это тайна всемогущей Бездны, абсолютной Тьмы, порождающей Свет, или Аполлона.

      (По Гераклиту, Дионис тождествен Аиду.)


       В целом, "Электротеатр Станиславский" - очень хорошее место. В него хочется возвращаться. Шаг и Путь ему!

С уважением и теплом,

© Наталья Шлемова, 13.07.2015, Москва


На фото -  Елена Морозова - Дионис, сцена из спектакля «Вакханки», © Андрей
Безукладников.

* * *

P.S.
Также рекомендую читателю монографию профессора Санкт-Петербургского университета  О.В.Кулишовой. Античный театр: организация и оформление драматических представлений в Афинах V в. до н.э. - СПб: ИЦ "Гуманитарная Академия", 2014. - 320с.
_________________________

P.S. ...читать "Вакханок" (у меня перевод Ф.Ф.Зелинского) много интереснее, чем смотреть. Текст потрясает, а спектакль... .
Когда вчера начался спектакль, я подумала, а зачем вообще всё это...действие, со стойками на голове и т.д., когда есть бессмертный текст Еврипида. Зачем? Театр современный все же вторичен. У меня второй день болит голова после их дико громкой музыки. Исцелилась искусством-таки))). Простите за откровенность.

PPS. Однако спектакль все же остается в памяти, я прокручиваю его мысленно уже третий день, значит, зацепило. Всё-таки для русской сцены очень важен этот основополагающий материал и отечественным актерам он дается не легко, но, тем не менее, дается. Теодоросу Терзопулосу - мой искренний глубокий поклон!

Вот здесь, для примера, можно посмотреть запись эталонной цветаевской "Федры" в исполнении не менее эталонной Аллы Демидовой с Романом Виктюком: "Страсти по "Федре": https://vk.com/club24375783?z=video231659981_171103106

"ФЕДРА" Марины Цветаевой. Читает Алла Демидова: http://www.youtube.com/watch?v=6wCvPQSOif4&spfreload=10 (запись 1999г.)

Документальный фильм - Репетиция цветаевской "Федры" в постановке Р.Виктюка на Таганке(1989):
http://www.demidova.ru/theatre/fedra/

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

      Теодорос Терзопулос: «Я приспособил «Вакханок» к современной России»

Греческий режиссер — о первом спектакле «Электротеатра «Станиславский» и о том, как ощутить ужас трагедии, ходя по раскаленным углям

"Спектаклем «Вакханки» по пьесе Еврипида в постановке Теодороса Терзопулоса открылся «Электротеатр «Станиславский». Греческий режиссер рассказал корреспонденту «Известий» о разрушенной гармонии между логикой и инстинктами, о советской и современной Москве, а также о путешествии к местам вакханок и хождении по углям.

— 30 лет назад трагедией «Вакханки» вы открыли свой афинский театр «Аттис», на днях этой же пьесой начали историю «Электротеатра «Станиславский». Эта пьеса символична для вас?

— Мы живем в мире, где над всем властвует логика. Я имею в виду не аполлоническую логику, в которой заключен свет, а ту, что притупляет чувства, уничтожает способность воспринимать нутром и предугадывать будущее, лишает нашу жизнь радости. Эта логика охватывает все сферы нашей жизни, политику в том числе, вот почему наше общество оказалось в тупике. Можно ли изменить ситуацию? Да — по крайней мере, в театре: нужно только привести бога, который поможет восстановить баланс, то есть Диониса. Этот бог — один из главных персонажей у Еврипида. Миру, где разрушена гармония между логикой и чувственной, инстинктивной сферой, Дионис необходим.

— Я не нашел сведений о постановках «Вакханок» в других российских театрах. О советском театре и говорить не приходится.

— Понятно, почему «Вакханки» не пришлись бы ко двору в советские времена. Как и во времена Франко или Муссолини. Ведь это глубоко политическая пьеса, в которой к тому же много чувственности, телесности, эротизма. В спектакле у меня есть такое воплощение власти: основатель Фив Кадм (актер Олег Бажанов. — «Известия») лежит в реанимации, окруженный сосудами с кровью. Власть умеет пить кровь людей и потому никогда не умирает.

— С точки зрения театрального метода эстетика «Вакханок» вам тоже близка?

— Проблема спонтанных проявлений психики, поставленная Еврипидом, волнует меня как режиссера. Я много лет занимаюсь вопросом тела в театре, исследую, как в теле рождается энергия. Для меня она не сосредоточена в области головы, как в психологическом театре, а разлита по всему телу. В моем театре очень важны те проявления человеческой природы, которые возникают не по приказу мозга. Я много работал с Аллой Демидовой и понял, что она — тот редкий тип актера, который ищет свой звук глубоко в теле. Тогда слово рождается естественно, само собой. Актеры «Электротеатра «Станиславский» поняли меня — и молодежь, и зрелые мастера. Они смогли войти в абсурд, в состояние, где реальность не может быть понята логически. Это состояние очень важно для трагедии.

— Ставя трагедию Еврипида впервые, вы отправились с греческими актерами в путешествие по местам мифологических вакханок, были на горе Киферон, упоминаемой в пьесе.

— Тогда я и прочувствовал, что это глубоко религиозная трагедия. Я присутствовал при разных ритуалах, например анастенариях, включающих хождение по раскаленным углям. Сам я тоже ходил по углям. Это позволило мне ощутить священный ужас трагедии и ее экстремальность.

— Вы ставили на античных стадионах и в крошечных залах, на лоне природы и в старинных многоярусных театрах. Велико ли влияние пространства на содержание ваших спектаклей?

— Пространство определяет почти всё: частоты актерской энергии, ритм, пластику. В репертуаре моего театра есть спектакль «Иокаста», где только двое исполнителей — актриса София Хилл и я. Он идет в маленьком помещении, зрители сидят рядом с нами, и они физически ощущают актерскую вибрацию. Тут очень важен внутренний процесс, который вовсе не требует внешнего закрепления — эффектных мизансцен, например. А вот когда я ставил «Конец игры» Беккета в Александринском театре, понял, что линия рампы не позволит вибрациям дойти до публики, и сделал акцент на изобразительном ряде. Что касается «Вакханкок», зал «Электротеатра» — самое малое пространство, которое возможно в трагедии. Меньше уже нельзя. Трагедии нужен простор. На тысячу, нет, на десять тысяч зрителей! Как в Эпидавре!

— Во многих спектаклях вы участвуете лично. Почему?

— Да, я часто нахожусь внутри спектакля и импровизирую вместе с актерами. Мне хочется, чтобы мои спектакли оставались открытым уроком, упражнением перед зрителем. Одна постановка с участием Аллы Демидовой так и называлась — «Гамлет-урок». Признаюсь вам, я всегда хочу быть не только режиссером, но и педагогом.

Месяц назад в Пекине я режиссировал прямо на глазах зрителей, и в один момент мне нужно было обратиться к ним с текстом. Об этом все знали, но я стал развивать свою речь, импровизировать и пришел к политическим высказываниям. В зале началось безумие.

Я вообще стараюсь откликаться на конкретные условия. Одну и ту же пьесу я совершенно по-разному ставлю в Греции, в Германии и в Колумбии с индейцами. Ставя в Москве, я приспосабливал трагедию к современной России.

— А чем отличается современная Россия от страны, в которой вы оказались в 1989 году, когда впервые приехали на гастроли в СССР со своим театром «Аттис»?

— Помню, это было в Театре на Таганке, показывали мы, кстати, «Вакханок». Очень многое изменилось с тех пор. Сейчас Москва напоминает мне Нью-Йорк, здесь всё начинается на больших скоростях и на таких же скоростях и заканчивается. Здесь безумное движение, постоянное беспокойство, все хотят что-то делать, творить.

Я надеюсь, что в вашем театре возникнет то, что станет точкой отсчета. Раньше точками отсчета были спектакли Юрия Любимова, Анатолия Эфроса, Анатолия Васильева, Петра Фоменко. Я пытался найти нечто подобное в современном ландшафте, но пока не нашел. Вот спрашиваю про одного режиссера: «Это он сейчас определяет процесс?» Мне отвечают: «Да, но он не столь уж самобытен, очень напоминает немецких режиссеров». «А вот этот?» — спрашиваю я. — «А этот напоминает американцев». Мне очень хотелось бы, чтобы вся новая информация, которая вторгается к вам с Запада, была бы воспринята с точки зрения ваших традиций, переработана вашей энергией. Тем более что русские театральные традиции очень значимы. В своих поисках я обращаюсь не только к древнему — античному или азиатскому — театру, но и к достижениям российских авангардистов, для меня очень важны конструктивизм и супрематизм.

Тенденция разрыва со своими корнями повсеместна. Вот я приезжаю на встречу с европейской театральной молодежью, прошу: «Расскажите мне о Тадеуше Канторе», — и никто о нем не знает! Я меньше всего хотел бы казаться археологом от театра, я всегда стремился к модернизации. Но убежден: мы не можем жить без корней, иначе нас вырвут и разотрут в пыль".

Читайте далее: http://izvestia.ru/news/582522#ixzz3QeTqZQnK

Original: http://izvestiacontent.ru/media/3/news/2015/02/582522..
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

   P.S. Мистерия Духа... слово "мистерия" затрепали, а ни кто толком не знает, что это такое. У меня Ямвлих стоит "Египетские мистерии", но даже Он, Посвященный, едва приоткрывает завесу.

Трагедия - не шаманизм - это атавизм, и не хождение по углям.)) Это уж точно. Это катарсис, это преображение, духовная трансформация, перелом во Внутренней жизни, вскрывающий Внутреннего человека. Это - просветление! а не механика.

Собственно, Трагедия - это Посвящение.
* * *
К феномену Мистерии читайте в 3-ем томе «Тайной Доктрины» Е.П.Блаватской – великого Посвященного.
Мистерия – тайный религиозный обряд, к участие в котором допускались только посвященные.  ….алгоритм мистерии – подготовка, очищение, испытание, принятие на путь Ученичества, видЕние божественного света, слияние с Божеством – заключительный акт Мистерии.
* * *

NB! См.: Еврипид. "ПЛАЧ МЕДЕИ О ДЕТЯХ", В ИСПОЛНЕНИИ АЛЛЫ ДЕМИДОВОЙ: https://vk.com/im?sel=98643889&z=video98643889_171427865;
NB! Алла Демидова. Монологи древнегреческих трагедий, "Tristia"… Дельфы 2000 ("Федра", "Электра", "Медея"): http://www.youtube.com/watch?v=ocBwhYjwrbo

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

    Из дневника:

...беда нашего безвременья, что в театре (см. "Вакханки" в Электротеатре) катарсис подменен кайфом. Так сами актеры определяют: "...какой кайф", - говорят они, испытывая удовольствие от игры.
Но мне не нужен их кайф, мне нужен Катарсис, который может достичь и сообщить зрителю сегодня только А.С.Демидова на русской сцене. Актриса-катарсис, Твоя мистерия светла! (Да Елена Камбурова в "Антигоне".)

И уж ни как энергетика не зависит от возраста, это заблуждение. 70-80-летние дают фору 30-40-летним, это установленный факт: как-то Басилашвили, Фрейндлих, Камбурова, Тараторкин и др.

Современный театр - астрален, психичен, нет выхода на Ментальный план, а мы поднимаемся на него, если идем в ногу с космической эволюцией. Потому продолжаю слушать и смотреть только то, что несет в себе высокую и умную, огненную Психическую энергию.

23.09.2015.
Н. Шлемова


Рецензии
Вчера купила интереснейшую книжку: История женщин на Западе: в 5 т. Том 1: От древних богинь до христианских святых и т.д.(до наших дней). Под ред. П.Ш.Пантель. Серия: "Гендерные исследования". - СПб: "Алетейя", 2014. - 600с.

Наталья Анатольевна Шлемова   13.07.2015 15:51   Заявить о нарушении
"Я надеюсь, что в вашем театре возникнет то, что станет точкой отсчета. Раньше точками отсчета были спектакли Юрия Любимова, Анатолия Эфроса, Анатолия Васильева, Петра Фоменко. Я пытался найти нечто подобное в современном ландшафте, но пока не нашел". - И не найдет. Сегодня их нет.

Анатолий Эфрос, Анатолий Васильев - это лучшее из того, что я знаю.

Спасибо Теодоросу Терзопулосу за это интервью, только что прочитала, вот как она приходит, информация, когда в ней нуждаешься, главное, быть на волне.

Наталья Анатольевна Шлемова   14.07.2015 12:29   Заявить о нарушении
В "Электротеатре Станиславский» под занавес сезона сыграют премьеру известного итальянского авангардиста и провокатора Ромео Кастеллуччи «Человеческое использование человеческих существ». Спектакль основан на евангельском сюжете о воскрешении Лазаря, а за основу сценографии взята знаменитая фреска Джотто. Но играется эта история на выдуманном, искусственном языке Дженералиссимо, который постепенно сводится от 400 слов к четырем всеобъемлющим терминам. В качестве эффекта 4D действие сопровождает запах аммиака, напоминающий зрителям о тленности человеческой плоти".

Если запах аммика меня не отравит, и я останусь жива от встречи с Прекрасным, то об этом эксперименте напишу.

Наталья Анатольевна Шлемова   14.07.2015 12:50   Заявить о нарушении
К вопросу режиссуры, отечественной... я, конечно, слишком категорична, ведь есть еще глубокоуважаемый мною Олег Кудряшов, поставивший "Антигону" с Е.А.Камбуровой, Роман Виктюк, бросивший "Федру" в нач.90-хгг. на полпути.., сейчас он ею будет открывать свой театр и фестиваль, удачи ему! а также Константин Богомолов, Александр Марченко в театре Камбуровой. Остальных я как-то мало воспринимаю.

Лучше сяду читать "Иокасту", Т.Терзопулос заразил.

Наталья Анатольевна Шлемова   14.07.2015 14:26   Заявить о нарушении
"Вакханки" Терзопулоса в действии

Elena Morozova

ВАКХАНКИ. "Глубина текста, необъятное режиссерское мышление и древняя актерская школа... Этот текст, это действо во мне отзывается на всех уровнях, физиологически организм начинает готовится за семь дней, сам организм, само тело, оно живет своей жизнью чувствуя приближения Диониса, психика так же изменяется, но не могу объективно, а вот то что стало иначе осмысляться мною, то что стало зримо едино, это касается мистериально религиозно языческой темы. Это бесконечность размышленийсквозьчерезчувства, от небытия в современность. Сложно подыскать слова, они становятся рамкой, когда смотришь в небо. Единственное что смогу сформулировать, что на данном витке познавания актерского пути, через текст 2500 летней мудрости, - обнаружила вселенную. , вселенная внутри вселенная снаружи - единство вселенной - театр". (Фейсбук)

Наталья Анатольевна Шлемова   16.07.2015 10:01   Заявить о нарушении
Из частной переписки...в дополнение к сказанному.
* * *

По первому пункту Трагедии. Я не рецензию писала, ясно же. Но целостного спектакля я не увидела, поля НЕ было!, русские, молодые, актеры не доросли, вины режиссера, возможно, и нет. Я начинаю плавно отстраиваться от театра - это астральный план. Но дело не в этом.

Проблема языка... да, существует. Но есть и другое - считывание, эфирное считывание даже с перевода/интерпретации. Ведь знание языка совсем не гарантирует понимания. Есть нечто над-словесное... .

Всё держит ПОНИМАНИЕ... вот его мне в этом акте "Вакханок" и не хватило, может быть даже мешали все же вычурные костюмы... танец/хореография может быть тоже, я бы замедляла жесты...до сомнамбулизма и потом, их голосовые возможности еще сыроваты, развивать и развивать. И посылать энергию они не умеют. (Вот к примеру, Демидова, когда стоит у микрофона и читает Серебряный век - поэтический моноспектакль, она так сложит руки/пальцы - так даст целенаправленно по зрителю, что сенситив, вроде меня, вздрогнет, Она умеет направить энергию/поток, потому что Энергия у Нее есть, равно и Знания. Чего нет у нашей театральной молодежи. Ведь здесь такой пласт мировой Культуры надо поднять.)

Наталья Анатольевна Шлемова 16.07.2015 15:47

Наталья Анатольевна Шлемова   16.07.2015 19:20   Заявить о нарушении
NB! ПЛАЧ МЕДЕИ ПО ДЕТЯМ, В ИСПОЛНЕНИИ АЛЛЫ ДЕМИДОВОЙ: http://vk.com/im?sel=98643889&z=video98643889_171427865%2F84a71921867f8b92ea

Наталья Анатольевна Шлемова   17.07.2015 07:24   Заявить о нарушении
Театральный фестиваль Романа Виктюка..."Федра", "Саломея", "Служанки" и др.

...мы дожили, Федру, точнее, ее маску, играет мужчина. Возвращение к Антике или крах?... это же надо так Федру уронить! Женское становится мужским...а не наоборот. Похоже, судя по репертуару своего театра, Роман Виктюк миссию театра сводит к решению сексуальных проблем... жаль, что г-н Виктюк не перерос З.Фрейда, редуцирующего личность к биологии. Это не театр Духа, это театр тела.

*******************************************************************************

Современный театр - астрален, психичен, нет выхода на Ментальный план, а мы поднимаемся на него, если идем в ногу с космической эволюцией. Потому продолжаю слушать и смотреть только то, что несет в себе высокую и умную, огненную Психическую энергию - это Алла Демидова и Елена Камбурова в Москве.


Наталья Анатольевна Шлемова   17.07.2015 17:55   Заявить о нарушении
К феномену Мистерии читайте в 3-ем томе «Тайной Доктрины» Е.П.Блаватской – великого Посвященного.

Мистерия – тайный религиозный обряд, к участие в котором допускались только посвященные. ….алгоритм мистерии – подготовка, очищение, испытание, принятие на путь Ученичества, видЕние божественного света, слияние с Божеством – заключительный акт Мистерии.

Наталья Анатольевна Шлемова   18.07.2015 12:17   Заявить о нарушении
Смысл не в открытии центров (чего якобы добивается наш многоуважаемый г-н Терзопулос) - при неготовности сознания в них вся мура/мусор польется. Смысл в том, чтобы Мыслить научить. Мысль поднимает нас высоко и далеко. Вот этому современный мировой театр и не учит. А жаль.

Наталья Анатольевна Шлемова   18.07.2015 14:52   Заявить о нарушении
Вот это ЕСТЬ Искусство!
19.07.2015. М. Лермонтов. «Демон». Третья, заключительная передача.

…так и хочется сказать, что э т о было?!! Слов нет, они не нужны.
Но, Алла Сергеевна, так Вы еще НЕ читали – с полным правом передачи.
Прямо-таки Дух Лермонтова в Вас входит (или не выходит). Я ведь слушаю «Демона» в Вашем прочтении уже в десятый раз.
И я должна Вам сказать, что остаюсь с Демоном, это интереснее, чем с Ангелом. Демон – сам Дионис. Бездна слаще, сильнее, полнее.

Ну и силища в Вас, госпожа Демидова, Вы не просто – гений, а гений – Провидец (хотя я и не сомневалась в этом, еще в Атлантиде остановив взгляд на Вас…).
Сказать, что я Благодарю Вас – ничего не сказать. Вы сотворяете чудо, переворачиваете Небеса собою, устанавливаете новый земной и космический порядок – в этом Ваша миссия, как творца, теурга.
Да, Диониса играют не по воле режиссера, а по Космическому, огненному, Праву.
Чистейший, предельный Огонь – Дуэнде! Преображение. Трансформация – вот результат Вашего творческого действия, Алла Демидова!

Это более, чем эталонно!
я П-О-Т-Р-Я-С-Е-Н-А.

Дай Вам Бог всего!
Хранимы вечностью Любви! Ом.

Поклон!
Бесконечно… Наталья Шлемова.

Наталья Анатольевна Шлемова   19.07.2015 14:16   Заявить о нарушении
P.S. Молодым актерам, играющим Античный материал, я рекомендую фундаментальную книгу Голосовкер "Логика Античного мифа".

С уважением и теплом,
Наталья.

Наталья Анатольевна Шлемова   20.07.2015 16:31   Заявить о нарушении
+++ Ф.Ницше. Рождение трагедии из духа музыки. - это Азбука.

Наталья Анатольевна Шлемова   22.07.2015 11:09   Заявить о нарушении
Сегодня День Рождения у Аллы Казаковой, актрисы Электротеатра "Станиславский".

Алла действительно очень выразительна и сильна в "Вакханках", роль Агавы (более нигде пока ее не видела). Очень интересная Актриса! Здоровья и Счастья Алле Казаковой! Новых сложных Ролей! Шаг и Путь! Ом.

Наталья Анатольевна Шлемова   24.07.2015 22:27   Заявить о нарушении
"Вакханки" идут в этом сентябре с 21 по 24.
Не знаю, может ребята разыграются, и "получать кайф от игры", используя их терминологию, будут не только они, актеры, но и зрители.
Удачи им!
(я думала посмотреть "Вакханок" в декабре, но их сняли. А сейчас мне некогда.)

Наталья Анатольевна Шлемова   21.09.2015 12:26   Заявить о нарушении
Это довольно сложно-поставить античную пьесу в современном театре."Вакханок" однажды пересказали.Диалог нового бога с правителем.Явился новый Бог к правителю, в образе странного бродяги,демонстрирует чудеса и требует к себе поклонения.Это наиболее удачный пересказ Еврипида.

Юлия Грицай   28.02.2016 11:49   Заявить о нарушении