Лариса в моей жизни. Словарик

Лариса Ратушная – моя мама.
Вторая дочь моего деда-писателя. Поэтесса. Геофизик. Радиожурналистка. Пятнадцать лет тащила на себе всю нашу семью: двух сыновей, больную сестру и больную мать. Мы прожили с ней  52 года – порой разъезжаясь, порой снова вместе. Большую часть жизни она посвятила Серёже – моему брату, который частенько убывал в месте не столь…
Мама была одной из любимых учениц Зингры (Зинаиды Григорьевны Петровой) и именно она продолжила традицию поэтических собраний Зингры.
Как геофизик она дошла до должности руководителя геофизического отряда.
Открыла четыре месторождения полезных ископаемых.
После Горного института её направили работать в Грозный, но в нём её многое не устроило в первую очередь как женщину и она вернулась на Урал.
С нею мы прошли Кыштым, Касли, Чебаркуль, Светлый, Староуткинск, Билимбай…
Мы вместе жили в палатках в тайге.
Исходили много уральских и южноуральских троп.
Испытанное ею новое портативное оборудование выставлялось на ВДНХ.
В молодости она побывала на выступлениях Вольфа Мессинга и Александра Вертинского.
О ней написана и поставлена пьеса «Вперёд и с песней».
Незадолго до смерти она посетила Киев.
Но Обсерваторную не вспомнила, а только Нагорную.
В детстве они с Роной играли частенько в Бабьем Яру.
Мама до самой смерти обладала феноменальной памятью – помнила наизусть тысячи телефонов и имен авторов. Она знала наизусть десятки поэм в том числе Маяковского, Твардовского, Симонова. Она превосходно читала стихи и успешно выступала на сцене. Именно за эти способности её на Колыме взяли в труппу лагерного театра и она в составе труппы объездила с концертами все Колымские лагеря.
Мама написала потрясающую повесть о своей первой любви «Этюды о Колымских днях».
Ее сестру Рону парализовало перед смертью. Ее маму парализовало перед смертью. Её Бог миловал: она умерла в день рождения младшего сына утром от остановки сердца мгновенно. Я посвятил маме несколько песен и небольшую поэму «Мой ласковый и нежный рыжий кот», а также ряд воспоминаний в том числе в сборнике «Парадигма Ратушных».
Мама активно участвовала в спасении ряда моих текстов и издала мою первую книжечку «Южный Крест». На иллюстрации мы с мамой в Сухом Логу. Это она приехала ко мне в пионерлагерь на один день на свидание.

Лариса Владимировна – супруга Владимира Николаевича, замечательная мама, прекрасный тренер, великая женщина. Именно она спасла мне жизнь в 1994-ом году в Херсоне. Одна из сильнейших юных шахматисток России, одна из самых красивых шахматисток России, о которой мечтали известнейшие гроссмейстеры. Родилась в Нижнем Новгороде, преподавала шахматы в Архангельске и построила свой дом в Херсоне.

Лариса-журналистка. Мы с ней вместе работали в газете «Качканарский рабочий», дружили и совершили ряд совместных экспедиций по Среднему Уралу. Ученица школы рабкоров Гены Лукина.  Вместе с ним организовывала многотиражку нефтяников в Урае при поддержке и содействии С.М.Косенка. Потом вернулась в Качканар.  Вышла замуж. Родила детей. Работает в «Качканарском рабочем».


Рецензии