Фильм Алексея Балабанова Кочегар

Фильм Балабанова «КОЧЕГАР». Картина постсоветского пространства.

Наше русское пространство строго бинарно. Поэтому фильм, выражающий нашу суть, также бинарен: Якут и Русский, «хороший человек» и «плохой человек», без полутонов.
«Кочегар» - фильм камерный символический (как и все у Балабанова), имеющий злободневный русский контекст.

СИМВОЛЫ:
Кочегарка-преисподняя – дверь на Тот Свет. А Кочегар – Страж Врат.
Огонь – огонь кочегарки – огонь в камине - огонь на рокерской куртке – все один Огонь.

ОБМАН:
Земная Сила обманывает Стража Врат: из своекорыстных соображений, из-за денег, они сплавляют в преисподнюю «плохих» людей.
История Родины – история сейчас – воспоминания об СССР (войне в Афгане) – история до Революции, которую пишет Кочегар. И наказ в Будущее (олицетворяемое в фильме двумя девочками): «А дальше дедушка Кочегар еще не написал…» Т.е. якут-Кочегар – тот, кто пишет Историю.
(Правда, по фильму он только вспоминает когда-то прочитанный рассказ... познание как припоминание. "Сейчас мы видим как бы сквозь мутное стекло...")
Ложь как основной фон существования постсоветской России. Образ жизни не по совести в фильме – полковник-летчик: продает оружие врагам.(Вообще, звания в фильме значимы: например, Якут – майор, а Русский - капитан)

СЮЖЕТ:
Жили-были Русский и Якут (два «брата» - побратались они на войне, вместе «сливали спирт»). Были у них дочки, подружки по бизнесу «Меха Якутии». Влюбились обе в одного Русского. Приревновала русская дочка якутскую дочь и пожаловалась отцу…

В фильме накладываются три времени: дореволюционное, советское и постсоветское.

ДАЛЁКОЕ ПРОШЛОЕ (экскурс в историю):
Царская Россия. Русский (ссыльный: здесь очаровательная двусмысленность, т.к. формально он враг русского царя) обижает Якутов, насильничает.
К слову, скорняжная мастерская в фильме, где работают якуты, похожа на царское время. Только тогда все было очевидней («здесь друзья, там враги»), а теперь «все друзья». Следовательно, несмотря на абстрактные вневременные декорации и отсылающих к 90-м братков, фильм показывает нам современность.
Тот старинный рассказ, вставленный в текст фильма, выполняет роль буфера: нас учили, что советская власть – справедливая власть. Якутам она дала письменность, освободила от эксплуатации... А теперь что? Все возвращается?

ПРОШЛОЕ:
СССР, идет война в Афганистане.
Якут старше Русского по званию, к тому же удостоен звания Герой Советского Союза.
(Мораль - СССР ценил якутов в отличие как от царского времени, так и постсовецкого.)

НАСТОЯЩЕЕ:
Постсоветское пространство, кругом «мир». Русский (бандит в законе) сидит под иконами, а Якут – кочегар, последний человек.

ЯКУТ - ВЕРНОПОДДАННЫЙ, САМУРАЙ:
История должна обязательно читаться на бытовом уровне. Отсюда контузия Якута (чтобы объяснить его несовременность-странность).
Почему Якут вспоминает чужой рассказ, а не пишет собственный?
Якут не Творец-Писатель с его обычным эго, но смиренен и верноподдан - он слуга Царя-Государства, самурай, совершающий после смерти Господина харакири.
В этом Якут противоположен Русскому, поставившему свою фотографию среди икон. (Русский из рассказа –  также бунтарь, изгнанный Царем. Только упоминаемый Русский Царь возвышается до символа Бога)
Кроме того, рассказ про то, как Русский (но не Царь, а ссыльный) обижал Якутов до Революции когда-то (в СССР) произвел на Якута сильное впечатление. Советская власть дала якутам письменность и пр. - стало жить хорошо! Т.о. чужой рассказ – это буфер (между далеким временем и нашим), это воспоминание не собственной истории, но рассказанной, в которую ты поверил.
(История – сейчас больная тема. С одной стороны ссыльный русский сверг Царя и воцарился сам – следовательно, вся советская власть плохая и безбожная. А теперь строятся храмы и пр., т.е. становится лучше. С другой стороны все наоборот – и царизм образца 19 века был не так хорош (с ее слишком уж «смиренной» церковью, о чем писал В.Соловьев), а Советская власть была действительно народной (особенно во время ВОВ). А современная власть с ее барскими особняками за высокими заборами и апелляцией к прозападным реформам Петра1...  И т.д. и т.п.)

РЕЗЮМЕ:
Т.о. фильм Балабанова «КОЧЕГАР» – это картина нашего постсоветского пространства, общества больного и изолгавшегося. В этом контексте Якут возвышается до символа нашего русского «внутреннего человека», совести, обманутой души… (якут верил, что сжигаемые люди были «плохие»).
Балабанов-Художник, он же современный Летописец, из очень многого, убирая лишнее, создает точную форму для описания нашего духовного и социального Мира.


Рецензии