Об одиночестве. Лист на ветру

Я - одинокий лист на ветру!
Вольным ветром гонимый в неизвестность лечу.
В одиночестве скорбном умру,
Но что делать - я гордо молчу!

Слова этой популярной песни отражают отношение к одиночеству большинства россиян. "Скорбное одиночество", "одинокий, как перст", "одинокий и несчастный", как часто можно встретить эти словосочетания в русской литературе и в обычной разговорной речи. И наоборот, как много есть в русском языке пословиц и поговорок, прославляющих общину, коллективизм, семью: "На миру и смерть красна", " Мир охнет- лес сохнет", "Миром и горы сдвинем", "Мир за себя постоит". Чувство коллективизма, дружбы, общности, чувства локтя- это наше, исконное, матрица русской нации.

Но живя на Западе долгие годы, я к удивлению своему обнаружила, что здесь к тем же понятиям отношение нередко совершенно другое. Хоть и здесь живут многие люди семьями, но при всем том царит здесь атмосфера индивидуализма, противопоставление личности обществу, а нередко и уход от него.

Понять и принять это в начале моей жизни в Швеции было очень нелегко. Я не могла понять мою секретаршу, красивую женщину средних лет, которая разочаровалась в муже, развелась с ним и переселилась в домик в глубине леса. Она жила там в одиночестве долгие годы и при этом не считала себя несчастливой. Я не могла понять учительницу моих детей, которая жила совершенно одна в городской квартире, но, по-видимому, считала, что людей вокруг нее все-таки слишком много. И во время отпуска переселялась она в лесную хижину, где жила вдали от людей и без самых элементарных удобств. Она рассказывала, что единственными ее посетителями  в это время были косули и зайцы. Она таскала воду, вечерами зажигала свечу, готовила еду на керосинке. Многие шведы, женщины и мужчины могут жить совершенно одни, глубоко в лесу, приобретают собак или оружие, чтобы защитить себя в случае нападения, но все равно видят плюсы в таком отшельническом существовании. В любом случае они не считают себя "одинокими и несчастными, как лист на ветру".

Конечно и русские люди на своих летних дачах нередко не имеют никаких удобств, но они все равно общаются, отмечают вместе праздники, ходят друг к другу в гости. Они тянутся к людям, а здесь, в Скандинавии, многие стремятся уйти от людей, если предоставляется такая возможность. Они как будто тяготятся человеческим обществом и при наличии подходящего случая, бегут от него. Конечно не все, и здесь люди разные, но тенденция такая прослеживается.

Швеция- самая "одинокая" страна в мире, здесь больше всего квартир или домов, в которых живут совершенно одинокие люди. В начале меня это волновало и даже возмущало: "Ну почему же вы не сходитесь, не женитесь, не стремитесь жить вместе?- спрашивала я. " А зачем?- слышала я в ответ. "Ведь семья дает лишь фальшивое чувство защищенности, но в реальности ты так же одинок, но еще и не свободен!" Я этих слов не могла понять и принять. Возможно лишь много позже стала я больше понимать такие мнения и суждения, и произошло это после более глубокого знакомства с западной литературой и философией, и со свойственными им идеями индивидуализма..


Рецензии
Тоже много размышляла на эту тему и поняла, что тяжко одиночество вынужденное, когда душа просит тепла и общения. Но, бывает и конкретный выбор в силу философского умозаключения или в пользу реализации большого творческого потенциала. Спасибо, мне нравятся ваши произведения, читала Вас и в сборнике "Писатель года". С уважением))

Елена Соловьёва Ленинградка   26.10.2016 12:20     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.