Рок-группа Free. Пятый альбом

Кто здесь лишний, или справедливая оценка пятому альбому английской рок-группы “Free”, под названием “Free at last” (1972).


Когда простой человек (ничего не знающий о данном коллективе), нажимает кнопку “play” (неважно на чём: DVD, плеере, магнитофоне или компьютере), то его интересует то, что называется результатом действия. Мол, какое ему дело: почему музыканты ругались во время записи, почему гитарист, вообще, сорвался и подсел на наркотики, ну, а звукорежиссёр, выйдя из себя, добавил, что: «А не пора ли вам уезжать домой, ребятки?».
И этого слушателя вполне можно понять. Нас не интересует закулисная жизнь и перемывание костей! Мы слушаем ту или иную музыку, потому, что:
1) хотим расширить свой кругозор,
2) об этой группе или исполнителе много, где говорили,
3) желаем просто расслабиться,
4) другой вариант...


Вот! И нам не нужны все эти ссоры, вздрязги. Своя жизнь полна забот, так зачем же новые стрессовые ситуации?..
Все, кто думает именно так, выбирая музыку по вкусу, прав. Ведь главное – это уметь грамотно и чётко выражать свои собственные мысли, а не зомбироваться негативом, замыкаясь, при этом в себе…


Являясь серьёзным оценщиком данного коллектива, я, с одной стороны, так сказать, насилую себя. Ведь для того, чтобы написать вам про тот или иной альбом, я обязан прослушать его целиком раза три. Причём, не в один день!

«Почему?» спросите вы. Отвечу: каждый новый день, настроение, как и погода – изменчивое. Так почему же нужно вымещать свой негатив на то, что должно быть оценено с толком, чувством, расстановкой?.. Плюс, не забывайте, что оценивать каждую новую работу интереснее всего, сравнивая её с предыдущей. Это и рост над собой, и концентрация внимания, и отметка различных деталей, и тренировка памяти (перевод текстов песен с английского языка, а также непроизвольное их запоминание).    
 
Вот… А с другой стороны, я расту, учусь серьёзному анализу, постоянно практикуя, приобретённые в прошлом навыки. А когда человек идёт только вперёд, то, даже самая нудная и неинтересная запись, становится понятной, доступной и легко изучаемой… Не это ли главная цель, друзья мои? 


Ну, а раз всё понятно, то, с вашего позволения, я продолжу…


Итак. Пятый по счёту альбом группы “Free” - “Free at last”…
 

Частые, изнуряющие гастроли, кривляние гитариста Пола Коссоффа и его новое пристрастие – наркотики (которое позже перерастёт в зависимость), разногласия двух главных сочинителей (вокалиста Пола Роджерса и эмоционального бас-гитариста Энди Фрэйзера), с криками, ссорами и драками (такими, что даже яркий и весёлый барабанщик Cаймон Кирк запутается в том, где он находится), делёж денег, сменяющиеся продюсеры альбомов, переход дела в свои руки, сочинение и отбор песен на пластинки, а также возрастающее недовольство от всего процесса - всё это способствовало тому, что музыканты решили расстаться…

Что они, в принципе, и сделали, разбежавшись ненадолго, кто куда…

Ну, а раз в самом коллективе был перерыв, и к “Free” за этот момент ничего отнести нельзя, то мы с вами переходим к их пятой по счёту работе, которую символично можно перевести как «Наконец-таки!!!». (Забегая вперёд, скажу, что это был не финал…). 

Возможно, вы захотите узнать, почему же они решили вернуться.

Хм… Хороший вопрос. Но тут всё довольно-таки просто: новые, наскоро организованные проекты, ни успеха, ни удовлетворения не принесли. Плюс, до конца контракт ещё не был отработан. Те же гастроли. И прочее.
Вот и поняли ребята, что лучше, уж добить до конца, то, что имеешь. А там - дальше делай, что душе угодно...
 

Но это не всё! Что меня по-настоящему удивило, так это проявленный интерес со стороны критиков и зрителей. Запись можно отнести к разряду серьёзного арт-рока, причём к долгоиграющем композициям, выполненным в сдержанной и, несколько монотонной манере. Однако 9-е место в Великобритании и 69-е в США показали, что такая серьёзность людям даже по душе. В меру… Но, по душе.

Давайте с вами пройдёмся по всему альбому, чтобы окончательно расставить все точки над “i”.

Итак. “Free at last”.

Side one:

1. "Catch a Train"  3:32
2. "Soldier Boy"  2:51
3. "Magic Ship"  5:22
4. "Sail On"  3:05
5. "Travellin' Man"  3:23

Side two:

6. "Little Bit of Love"  2:34
7. "Guardian of the Universe"  5:32
8. "Child"  5:18
9. "Goodbye"  5:05

   

Абсолютно все песни без исключения были сочинены всеми четырьмя участниками коллектива: Пол Роджерс (вокал, клавишные) – Энди Фрэйзер (бас-гитара, бэк-вокал) – Саймон Кирк (ударные) – Пол Коссофф (гитара).

Приглашённых музыкантов нет. За клавишные инструменты (слышимые в каждой композиции), взялся сам Роджерс, отодвинув на задний план, уже привычного нам Фрэйзера.

По стилю: мягкий ритм-энд-блюз, с элементами арт-рока и, в некоторых песнях,  хард-рока.

Обложка: простая разноцветная надпись альбома на белом фоне…

Всё…


"Catch a Train". С одной стороны, когда группа так ярко начинает свою долгожданную пластинку, то создаётся впечатление, что никаких проблем нет и в помине. Слаженно и динамично. Поймай, мол, детка поезд до городка, где я обитаю. Забудь свои беды. Я тебя встречу на вокзале и утешу.

А с другой… Даже яркие песни у “Free” имеют серьёзный характер. И, имеющиеся переходы, говорят нам о грусти, лирики и драматизме… Но сам номер неплох.


"Soldier Boy". Тематика серьёзная, хороший вокал. Но, вот, аранжировка… Барабанная дробь, утяжелённый ритм электрогитары. Всё, конечно, хорошо, но тихо и недоработано. Мне, к сожалению, не хватило. Чтобы почувствовать, проникнуться…


"Magic Ship" . Очень красивый, мелодичный арт-рок. Роджерс с каждым альбомом раскрывается, как вокалист, что, несомненно, делает ему одолжение. Растёт парень. И это видно. Также в данной композиции неплохо смотрится и гитара Коссоффа. Может ведь, когда дурь в голову не лезет. Красивая вещица.


"Sail On". Что-то Пола потянуло на морскую тематику. И удачно, надо сказать, потянуло. В предыдущей песне был магический (волшебный) корабль, в этой: сказ о том, что давайте, мои братья и сёстры поплывём далеко-далеко. Ведь не всё можно решить и не все битвы можно выиграть. Так давайте уплывём.
Неплохой хит... Кстати, хорошо подходит морякам… 


"Travellin' Man". Ещё один хит. Кажется, я начинаю понимать, почему группа заняла столь высокое место в Великобритании (9-е)… «Я – путешественник», поёт Роджерс, «нигде долго не задерживаюсь. Не спрашивайте, где я был… Я путешественник». Яркое и энергичное исполнение. И группа поддержала. Хорошая песня.


"Little Bit of Love". Вторая сторона альбома открывается… ещё одним хитом (третьим подряд, если быть точным). И музыканты, и певец на высоте. Интересное начало, заводные переходы, под философско-романтичный текст.


"Guardian of the Universe". Эта серьёзная драматическая долгоиграющая композиция может украсить любой фестиваль арт-рока. Несмотря на то, что в ней главную роль выполняет партия вокала, красивые, лирические переходы также неплохо смотрятся… Ну, а на концерте, как известно, её можно дополнить. Зачётный номер…


"Child". С одной стороны музыканты повторяют расстановку песен предыдущего альбома. Мол, и там, и там концовка состоит из медленных номеров. А с другой, это уже пятая по счёту вещь, которая прекрасно подходит для вечера открытого микрофона любого бара мира. Английский народный фольклор. Да… Всё-таки, несмотря на все свои разногласия, квартет «Свободных» может держать марку. И это немало…


"Goodbye". Ну и последний номер данной пластинки, это ещё одна медленная песня с символичным названием «До свиданья». Роджерс вспоминает всё хорошее, что было раньше, спрашивает что, мол, дружище будешь делать (явно обращаясь к своему бывшему коллеге-сочинителю бас-гитаристу Энди Фрэйзеру), затем желает удачи (не держа, при этом, никакого зла) и красиво заканчивает этот альбом…



Конец… Так кто же всё-таки был лишним на этой умеренной записи, на которой явно не хватало энергии?.. Энди? Зависимый Пол? Или может быть затихающий барабанщик Саймон? Мне кажется, что каждый из них по чуть-чуть... Запутались ребята.  Переругались. Устали от гастролей, фестивалей... Им бы паузу сделать… Отдохнуть…


Эх, не подумали. Ну, и Энди не выдержал... Самый эмоциональный участник, соавтор Роджерса и большей половины материала группы (включая мировые хиты, поднявшие “Free” на новый, высокий уровень), решил уйти. И… ушёл…


До свиданья, Энди! Удачи на новом месте! Такой самородок, как ты, нигде не пропадёт. Всегда будет востребован, пока жив огонь внутри. Пока есть цель, любовь и преданность любимому делу, ты всегда будешь нужен людям. А твои народные песни мы не забудем. До свиданья…


Что ж. Пора прощаться и нам. Хоть это и не конец. «Свободные» проявят себя ещё один раз. Но об этом во время нашей следующей встречи.


Всего вам доброго и хорошего.


Алекс Джей Лайт.   


Рецензии