Сила искусства

Была я знакома с одним  музыкантом. Он руководил ансамблем виолончелистов при ЦДРИ. Репетиции ансамбля начинались утром. Возбуждённый и взлохмаченный, он вбегал, опаздывая и сладострастно потирая руки, объяснял ожидающим оркестрантам: «Междусобойчики!». Он явно получал удовольствие от ссор с женой.

Мы в своей семейной жизни ссорились редко. Муж человек вспыльчивый, иногда покрикивал. Я кричать не могу. Так – пискну в ответ, оправдываясь, на этом ссора заканчивалась.

Но случился однажды в нашей семейной жизни  необычный эпизод, настолько необычайный, что много лет его вспоминаю и не понимаю, как же я могла такое совершить?

Расскажу по - порядку. Это было летом. ЦДРИ закрыто для посетителей, работники заняты гастролерами или другими делами. В то лето мы с подругой скооперировались, купили путёвки на два месяца в подмосковный пансионат. Один месяц она отдыхала со своим сыном и моей дочерью, Следующий месяц  я  её заменяла. Поэтому был совершенно свободный летний месяц.

В это время наше руководство сделало сотрудникам прекрасный подарок – нам заказали автобус для поездки в Белые столбы. Нет, не в сумасшедший дом, о котором Галич пел, что « шизофреники там вяжут веники,  a параноики рисуют нолики» (тот дом находится вовсе и не там, а километрах в сорока на юго-запад от Белых Столбов, возле станции Столбовая),  а в другое советское учреждение,  более высокое и значительное, но которое посторонний человек, скажем, какой-нибудь иностранец, мог бы запросто принять за дурдом. Была в нём какая-то странность, хотя и носило оно название солидное, монументальное:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИЛЬМОФОНД СССР.

По слухам, там хранились едва ли не все шедевры мирового кино. Точнее говоря, не хранились, а бдительно охранялись, потому что простому советскому человеку их почему-то видеть не полагалось.

 До нас же добирались фильмы, которые утверждали, что нам неустанно втемяшивала власть: Запад – не сахар, капитализм разъедают противоречия и пороки, люди там одиноки и глубоко несчастны. На такие картины (типа «Этот безумный, безумный, безумный мир», «Чайки умирают в гавани», «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?», «12 разгневанных мужчин») государство тратило драгоценную конвертируемую валюту. Всё остальное  воровалось – тайно, незаметно копировалось во время просмотров в Москве, куда наивные западные киношники привозили свои фильмы на предмет продажи.

И вот нам предложили посмотреть два фильма из этого богатства. Потом, много позже, эти фильмы показали, но до этого времени прошло много лет и событий .
Начну рассказ с первого  фильма.

«ПРОЛЕТАЯ НАД ГНЕЗДОМ КУКУШКИ"— художественный фильм-драма кинорежиссёра Милоша Формана, экранизация одноимённого романа Кена Кизи. Фильм вышел на экраны в 1975 году и завоевал пять премий «Оскар».
 
Джек Николсон играет человека по фамилии Макмерфи: тот попал в психушку за свой буйный нрав и пытается расшевелить пациентов вполне здоровых, но «укрывшихся» здесь от внешнего и враждебного мира. В главной сцене он спорит с ними о том, что оторвет от пола тяжелейший умывальник. Он нагибается, изо всех сил пытается оторвать его – жилы вздуваются на лбу, на шее, – но сил не хватает. Он выпрямляется, поворачивается и медленно уходит под насмешки тех, с кем поспорил. Затем останавливается на мгновение и говорит: «Я хотя бы попытался».

Эта фраза несёт главную нагрузку в фильме. В жизни  надо попытаться что-то сделать. А результат- это уж, как получится. Замечательный фильм. Не сложный по содержанию,  ясный и очень эмоциональный. Великолепен Джек Николсон.

Второй фильм назывался  «КТО БОИТСЯ ВИРДЖИНИИ ВУЛЬФ ?"  Фильм – дебют режиссёра Майка  Николса по пьесе  Эдварда Олби.

В ролях: Элизабет Тэйлор, Ричард Бартон, Джордж Сигал.

Экранизация одноимённой пьесы Эдварда Олби. В главных ролях снялась супружеская (на момент съемок) пара — Ричард Бёртон и Элизабет Тейлор.

Фильм получил пять премий «Оскар» и ещё восемь номинаций, в том числе за лучший фильм года. В 2013 году лента вошла в Национальный реестр фильмов Библиотеки Конгресса США.

Действие фильма продолжается  ночь, участвуют четыре человека.. Джордж — профессор истории, женатый на Марте, распутнице, чей отец - ректор колледжа, где преподает Джорж. После двадцати лет брака их союз постоянно скачет от любви к ненависти. Марта любит сравнивать своего слабого супруга со своим сильным отцом (он на экране не появляется), зная, что это злит её мужа.

Накануне вечером они отправились на вечеринку факультета, где познакомились с молодыми сотрудниками Ником и Хани. Ник, преподаватель биологии, считает себя сердцеедом, а Хани, по определению Марты, серая мышка. Супружеская пара постарше (по рекомендации ректора колледжа, отца Марты) приглашает вторую зайти в их комфортабельный дом и выпить по рюмочке на прощанье. Всю ночь напролёт они выпивают, танцуют и играют в психологические «игры».

Марта, с целью вызвать ревность своего мужа, заигрывает с Ником, но Джордж, чтобы досадить ей, никоим образом не пытается этому помешать. Хани тошнит, а Ник напивается все сильнее и доверительно сообщает Джорджу, что Хани обманом (обыграла ложную беременность, скрывая аборт — личное нежелание иметь детей) женила его на себе, заявив, что беременна. Разговоры, беседы и споры приобретают всё более и более интенсивный характер.

Шокирующие откровения, душераздирающие обвинения, смутные подозрения превращают вечеринку в психологический кошмар, после которого жизнь персонажей уже не может оставаться такой, как прежде. Ночь сменяется ранним утром. Ник и Хани отправляются домой, а Джордж задаёт Марте ключевой вопрос: «Кто боится Вирджинии Вулф?», на что та отвечает: «Я, Джордж, я».

Лента Николса оскорбила вкусы тех ханжей, которые предпочитают не выносить сор из собственного дома и делать притворный вид, что вовсе не существует никаких распрей внутри семей. Ажиотаж вокруг картины подогревался ещё из-за участия в главных ролях Элизабет Тейлор и Ричарда Бёртона, жены и мужа в реальной жизни, чьи отношения были ещё более бурными, чем у их героев — обе кинозвезды на протяжении двенадцати с лишним лет расходились и вновь сходились, дважды официально регистрировали и аннулировали свой брак.   
Фильм многослойный, очень сложный, жёсткий,  тяжелый, надрывающий душу. Фильм о браке. Несколько смыслов переплетаются в фильме. Всё важно - и название, и шутливо-ироничная надпись («Нам не страшен серый волк». )  Анонимная надпись из мультфильма «Три поросёнка» . Это ирония о собственной храбрости, призывом не бояться и т. д.

Важнейший смысл несёт слой сексуальных отношений.  Семья - это извечная война полов, борьба мужчины и женщины, которые никогда не поймут друг друга до конца, даже если у них будет ребенок, дети.  Для меня  особо чувствителен оказался комплекс  Марты, не сумевшей родить ребёнка. Но воображением  супругов был создан виртуальный сын. Он сплачивал их странный союз, и после его смерти  семья встала на краю полного краха. Тейлор и Бартон, а также их герои, обязательно должны уйти друг от друга, что и случилось в реально и киношной жизни.
 
Есть ещё один слой в фильме - интеллектуально-литературный. Имя английской интеллектуалки Вирджинии Вульф названо не случайно. Она,  сторонница однополых браков, сама имела отношения с женщинами (Вита Саквил-Вест. В детстве она пережила попытку изнасилования со стороны ее кузенов, поэтому мужчин избегала чисто психологически. Будучи нервной, впечатлительной, она от отчаяния пыталась покончить с собой. Глубокие, затяжные депрессии стали с тех пор частью ее жизни. Она страдала от ощущения незащищенности. Все это вошло в психологический портрет героини Тейлор, которая показана как наиболее глубокий образ человечности и абсолютной противоположности мужчины (актер Бартон).

 Общий смысл пьесы и фильма - женщина и мужчина это два полюса, два мира, две вселенные, которые ни как не могут ужиться вместе и которые вполне могут жить друг без друга.

Беспощадный анализ «семейного ада», любовь и ненависть супругов с двадцатилетним стажем - это вызвало  такой ажиотаж вокруг картины, что  Американская киноассоциация, ведающая вопросами цензуры в кино, была вынуждена сопроводить рекламу этого фильма предупреждением, что «лица до 18-ти не допускаются без сопровождения родителей».

Фильм произвел на меня сильное впечатление. Всего четыре героя, всего одна, но долгая и сумасшедшая ночь. И всю эту ночь герои выворачивают душу наизнанку, раня друг друга беспрерывно. Это не похоже на обычную пьяную перепалку - герои люди высокоинтеллектуальные и их каждый словесный выпад тяжело  ранит супругов-противников.

ПОТРЯСАЮЩИЙ ФИЛЬМ, ПОТРЯСАЮЩИЙ ДУЭТ АРТИСТОВ!   БРАВО!

Посмотрев эти фильмы, вышли мы молчаливые и потрясённые. Автобус через некоторое время доехал до Москвы. Начали разъезжаться, тихонько выходили участники просмотра  из автобуса у нужной станции метро. Вот я и дома. Я чувствовала, что возвращаюсь с опозданием, но   позвонить было нельзя. Никаких сотовых телефонов ещё не было.

Встретил меня рассерженный муж. И тут показалось мне, что фильм продолжается, но в моём доме. Муж стоял спиной ко мне у окна и бурчал. Как на картине Пикассо «Девушка на шаре». Я видела эту широкую спину и слышала:

  »Бу-бу-бу!» Пыталась я сказать, что не могла позвонить. Обед на плите, а в сковородке 10 котлет. Он взял сковородку с котлетами и выбросил её в окно с 10-го этажа. Возмущенная стала я колотить кулаками по его спине, он спокойнее сжал руки. Стала бить его ногами, но он и ноги мгновенно зажал. Тогда я впилась в него зубами. Это продолжалось до тех пор, пока я не почувствовала вкус крови. Что со мной произошло?

 Прошло несколько дней. Мы, конечно, помирились. Поехали навещать дочку. Гуляем,
Я приглашаю углубиться в лес. «Нет»- говорит муж- «Я тебя боюсь. Вдруг ты кусаться начнёшь?» Вот она – сила искусства!


ЗДРАСЬТЕ, БУДЕМ ЗНАКОМЫ!

Вас никогда не знакомили с Вашим мужем?  А вот со мной такое чудо произошло. И произошло оно через  шестьдесят лет после нашей женитьбы. Случилось это несколько дней назад.

Существуют в Израиле Клиники боли. Когда человеку не могут помочь, его направляют в клинику. Раз в три месяца посещаю я такое заведение, где  мне делают уколы.

  Ехать в клинику недалеко, за полчаса можно добраться, но мужу надо машину поставить на стоянку, а мне дойти до входа. Правда, стоянка есть  и на  пяти этажах магазина, в котором расположена клиника. Но муж предпочитает  попроще. А та – попроще расположена на площади, рядом с Центральной автобусной станцией на улице.На ту стоянку он и поехал. 

Я хожу  с колясочкой. Три – четыре шага сделаю, присаживаюсь на стульчик на свою коляску. Так со скоростью черепахи добираюсь до места. Поэтому из дома вышли за полтора часа, чтоб не спеша добраться. Доехали и договорились, что буду ждать мужа внутри магазина, прямо напротив входа.

На третьем этаже магазина  находится клиника, а он, поставив  машину, вернётся..  Добралась, прошла контроль, сижу напротив входа. Жду, не волнуюсь. Времени в запасе много. А, между прочим, в  магазине есть прекрасные лифты и своя стоянка на пяти этажах. Я сижу, жду. Время идёт, его нет. Каждый второй проходящий спрашивает, не нужна ли мне помощь? Спасибо, нет.

 Прошёл час. Я в растерянности, не понимаю, что могло произойти. Может, он нарушил дорожные правила, его забрали в полицию? Он ни слова не понимает. (Я - переводчик). Выхожу снова на улицу, никого.

 Вдруг слышу крик в самом магазине «Майя!». Оказалось, что стоянку на улице ликвидировали, выехать из этого участка сложно, он заблудился, еле вернулся, но пришлось поставить машину  на стоянку магазина. Решили, что потом разберёмся, а сейчас надо спешить в клинику.

Пробыли  на лечении часа два. Теперь осталось найти стоянку и машину. Это оказалось серьёзной задачей. Трижды мы поднимались и опускались на лифте.

 Наконец, приехали на нужный этаж. Я села на свою скамеечку, а муж пошел искать заветный номер. Подходит ко мне симпатичная женщина, спрашивает: "Вам нужна помощь?»  Я отвечаю: «Да. Мы потеряли машину. Она стоит  в первом ряду на четвёртой линии». Она продолжает спрашивать: «Какой язык Вы хорошо знаете?» Отвечаю. Она уходит. Через минут двадцать вижу улыбающуюся оживлённо беседующую пару. Мой муж и эта дама.

О чем могут говорить эти люди? На каком языке? Они  радостно приближаются. Она к нему : «Русский?». Он, улыбаясь: «Русский».

 Она мне сообщает: «Вот я привела Вам русского, познакомьтесь, он поможет найти Вам машину». «Спасибо!! Это и есть  мой муж, потерявший машину. Долго хохотали над ситуацией. Но всё когда-нибудь кончается. Через час мы были дома.


Рецензии
Фильмы, точнее, я видела лишь спектакли - сильные. Но - одно дело искусство, а в жизни умныейши японцы и англичане из hidh life справедливо считали, что эмоции надо сдерживать, особенно на людях. Как себя чувствовать потом, душевно обнажившись?

Нина Тур   15.11.2015 07:23     Заявить о нарушении
Вы правы, Ниночка! Не дай БОГ , чтоб такие истерики повторялись.

Майя Уздина   15.11.2015 09:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 26 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.