Реквием по Екатерине Гениевой

Сегодня (14 июля 2015 года), в день памяти святых бессребреников Космы и Дамиана в Риме пострадавших, в храме, носящем их имя (в Столешниковом переулке) председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион в сослужении сомна духовенства совершил чин отпевания Екатерины Юрьевна Гениевой - известного деятеля культуры и просвещения, директора Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени Маргариты Ивановны Рудомино.
Конечно же не пойти на прощание с человеком, знакомство с которым продолжалось более двадцати лет, я не мог. Тем более, что храм, столь любимый Ектериной Юрьевной ( а она являлась его прихожанкой), имеет и для меня большое личное значение…
Два часа проведенные на чине отпевания оказались для меня сущей мукой. Страданием чисто душевным. Ибо я увидел столько знакомых лиц, столько людей, с которыми в разные годы так или иначе встречался, общался, работал… И не только как журналист, администратор-директор печатных СМИ, писатель…И вот теперь и эти люди в какой-то степени становились для меня прошлым.
   Вот Мигель Паласио, российско-колумбийский историк, публицист – мы с ним спорили еще неделю назад, рядом – сын легендарного протоиерея Александра Меня -  Михаил Мень, который пришел не в качестве федерального министра, главы Минстроя РФ, а как давний друг Екатерины Юрьевны – духовной дочери протоиерея Александра Меня. Я с ним общался неоднократно, когда еще работал в «Народной газете». Проводить Екатерину Юрьевну в последний путь пришли представитель Ватикана в РФ, архиепископ Иван Юркович, с ним я познакомился в Ватикане еще в баснословно далеком 1995 году, когда был на аудиенции у тогдашнего Папы Иоанна Павла Второго (поляка  по национальности), глава католической архиепархии в Москве архиепископ Паоло Пецци – делал несколько лет назад с ним небольшое интервью. Наталья Дмитриевна Солженицына пришла с огромным букетом белых роз – именно с её помощью я стал одним из первых журналистов, которым Александр Исаевич дал интервью в первые же дни после возвращения в Россию (на память о той давней встрече у меня хранится том   «Архипелага…» с автографом автора). Подошел видно где-то хорошо недавно отдохнувший (судя по загару) Александр Архангельский – разъединенные толпой успели лишь обменяться «кивками». Еще один давний, а теперь очень высокопоставленный знакомый  - Владимир Ильич Толстой - смогли переброситься доброжелательными фразами. А вот Евгений Абрамович Бунимович, в прошлом депутат МГД, теперь Уполномоченный по правам ребёнка в Москве, но всегда – отличнейший поэт. Подошел Друг мой давний Владимир Иванович Новиков, за ним – Михаил Дмитриевич Афанасьев – директор «Исторички» - добрейшей души человек и профессионал высочайшего уровня  (французский знает порой лучше самих французов). Конечно же было много хорошо знакомых мне сотрудников «Иностранки» - от исполнительного директора Александра Петрова (знаком с ним с 1994 года), до Ветерана и Гиганта мысли Евгения Борисовича Рашковского, ученика легендарного Сигурда Оттовича Шмидта в историко-архивном (всегда ему кланяюсь при встрече) и другого друга моего сердешного – Александра Рычкова…
Завершая чин отпевания, митрополит Иларион сказал: «Мы провожаем в последний путь дорогую Екатерину Юрьевну, с которой в жизни очень многих из нас связано очень многое».
И это действительно так. Я познакомился с Екатериной Юрьевной в Коломне, когда отмечалось 250 лет со дня рождения Н.И.Новикова. И с тех пор так или иначе с нею пересекался по разным делам и обстоятельствам. В моей «новиковской эпопее» она сыграла ключевую роль – создала возможность установить памятник книгоиздателю просветителю в атриуме ВГБИЛ на Николоямской в 2012 году. Помогла опубликовать знаковую статью о Новикове в «Вестнике Европы», организовывала презентации моих книг в «Иностранке»…И самое главное - реально, в бумаге, претворила мою давнюю мечту - факсимильно воспроизвести первый российский философский журнал.Так что она буквально крестная матушка вышедшей в издательстве имени Рудомино книги "Утренний свет" Николая Новикова".Точкой в нашей дружбе стало интервью, которое она дала мне для газеты Правительства Москвы «Тверская,13» весной этого года (опубликовано и на ПРОЗЕ.ру).
…Митрополит подчеркнул, что в чине отпевания многократно звучит слово «жизнь», напоминая о том, что Сам Христос есть «Жизнь и Воскресение». «Эти слова для всех нас служат утешением, когда мы теряем близкого и дорогого человека. (…) Мы понимаем, что в нашей земной человеческой семье произошла невосполнимая утрата. Но понимаем также, что в той великой семье людей, которых объединяет Господь на небесах, прибавится на одного члена. (…) Когда мы молились сегодня о Екатерине Юрьевне, которую многие из нас видели совсем недавно, еще несколько дней назад, мы понимали, что это разлучение временно, что оно продлится для кого-то сколько-то лет или месяцев, но что рано или поздно мы все будем переходить туда, и рано или поздно мы воссоединимся там, на небесах, если мы будем вести такую жизнь, достойную и праведную, которую вела Екатерина Юрьевна». «Можно много говорить о ее заслугах, о ее человеческих и профессиональных качествах, - подчеркнул митрополит Илларион, -  но я хотел бы сегодня сказать прежде всего о том, что она в течение всей своей жизни была глубоко церковным человеком, человеком Церкви во всех смыслах этого слова. С детства воспитанная в глубоко церковной семье, глубоко верующей бабушкой, узнавшая еще в юности многих выдающихся священнослужителей и будущих священников, среди которых был и приснопоминаемый протоиерей Александр Мень, она в течение всей своей жизни пронесла любовь к Церкви, ко Христу. Она была очень близким человеком к о. Александру и после его трагической кончины всегда чтила его память, собирала людей в день его кончины. Память об о. Александре была для нее священна».
Митрополит Иларион напомнил также о роли Екатерины Юрьевны Гениевой в возрождении храма свв. бесср. Космы и Дамиана, богослужения в котором возобновились ровно 24 года назад. «Мы знаем, что Екатерина Юрьевна отдала очень много личных сил, времени и усердия для того, чтобы этот храм был возвращен Церкви, чтобы он возродился. Неслучайно мы здесь сегодня провожаем ее в последний путь»…
Екатерину Гениеву похоронили на Введенском кладбище. Её могила буквально утонула в цветах и венках….
Вечером мы с Александром Рычковым долго сидели в моем рабочем кабинете в редакции . Вспоминали/поминали Екатерину Юрьевну. В судьбе нас обоих она оставила заметный, неизгладимый след. И строили планы на будущее. Созидательные, творческие планы. Сбудутся ли они? На все воля Божия…

Фото сделано автором этих строк в кабинете Екатерины Юрьевны в начале апреля 2015 года.

 


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.