Зашла, но забыла разуться

    Надина свекровь, Полина Егоровна,  овдовела во второй раз, но к утрате отнеслась не так болезненно, как 12 лет назад. А тогда умер её первый муж, за которого выходила совсем юной, по любви.

    Ничего не предвещало беды – он никогда не жаловался на здоровье, оставался таким же статным и красивым, как в молодости.
Смерть застала внезапно: за завтраком обсудили предстоящие дела, и он пошел во двор справиться по хозяйству. Тут и случился апокалипсический удар.
Этот удар катком-бумерангом прошёлся по ней: она голосила днями и ночами. Соседки, жалеючи, шли доить ревущую корову, кормить всю её живность. Зная, что из еды дома - шаром покати, приносили  кто кастрюльку супа, кто картошки.

Смотрели-смотрели, как  она всё больше уходит в своё горе, - стали поругивать, что забросила все дела,  а слезами-то уже ничему не поможешь?  Но она, словно невменяемая, не слышала увещеваний и злилась на них за это, считала чёрствыми, злыми  и продолжала обливаться слезами.

    Потом стал приходить он, Илюша,  в видениях, всегда в одном и  том же месте, у балкона их спальни.  Кинет нечаянный взгляд - он стоит, как живой – в любимой кепке, рубашке на выпуск  и свободных брюках. Это стало повторяться из раза в раз - мучило её, нагоняло страх.
Пришла шальная мысль, не сумасшествие ли от  горести?  Она подходила к зеркалу, внимательно смотрела глаза в глаза. Убеждала, раз  узнаёт в нём себя и взгляд осмысленный, значит, вполне здорова. Может, просто её Илюша не хочет уходить… туда?  Не простился ещё со всеми?

    Прознав про такие дела, поддержать её приехала свекровь - маленькая, худенькая баба Маша, - ей шёл девятый десяток. Горе от потери сына переносила молча. Родные примечали только, как подолгу могла сидеть неподвижно, уставившись в одну точку, мерно, чуть заметно, покачивая головой, ничего и никого не замечая, а потом смахнёт вдруг одинокую слезинку.

    И  присутствие этой мудрой, немногословной  женщины дало свои результаты: её сноха успокоилась, стала приходить в себя. Начала  заниматься домашним бытом. Вместе ходили на подворье, кормили скот, убирали навоз.
А когда пришло время возвращаться домой, обмолвилась:
- Вы сходитесь с Колей – он вдовый и ты теперь вдовая.
- Как же я с ним сойдусь, он же брат Илюши?! Что скажут? – надрывно, резко воскликнула Полина.
Баба Маша будто и не заметила этого всплеска эмоций, продолжала монотонно наставлять:
- У тебя хозяйство, он один мучается – будете помогать друг другу. На злые языки не смотрите: на каждый роток не накинешь платок. Я вас благословлю. Через полгода и сходитесь.
Брак продлился 12 лет.

    И теперь, Надя, помня о тяжело перенесённом свекровью том, давнем, событии, пригласила её пожить у них зиму. Она и приехала.
Выделили ей самую большую комнату; Надя, по случаю,  купила новое тёплое одеяло и с этим огромным тюком мучилась в автобусной  давке, но не роптала,  - так хотелось, чтобы свекровь почувствовала заботу о ней, уважение. Принесла на утро шкатулочку «зарплатную»:
- Вот тут зарплата наша, берите, покупайте себе, что нужно. Денег не жалейте!
И с улыбкой добавила:  будьте хозяйкой!
Старалась предугадать всё, чтобы свекровь комфортно чувствовала себя, как дома.
 У самой появилось свободное время – не надо вечерами стоять у плиты, а можно почитать, пошить. Надя в присутствие  свекрови видела только плюсы: дети хоть и большие уже, но будут постоянно с бабушкой, да и вообще – само проживание  пожилого человека в доме прекрасно, это и спокойствие, размеренность, что-то  подскажет, поможет советом. Ведь у неё столько жизненного опыта!

Свекровь освоилась быстро. Ходила по ближайшим магазинам, гуляла по микрорайону. Всё ей нравилось.

    Потом Надя стала замечать на себе неприязненный взгляд, исподлобья, на что в замешательстве опускала глаза. Причины видимой – никакой, но ведь не подойдёшь и не спросишь, почему у вас такой суровый взгляд?
А дальше свекрови становилось всё больше и больше, а Нади, соответственно, меньше….

    Сегодня суббота, это день генеральной уборки. Надя в ванной комнате начищает до блеска краны. Протиснулась свекровь, открыла ящик и стала доставать поочерёдно бельё, вопрошая:
- Это что у тебя тут?  А это? – стараясь поднять повыше, чтобы наверняка.
Надя повернулась к ней, испытывая жгучий стыд, не от того, что у неё есть грязное бельё, а что кто-то, посторонний,  копается в нём….
- Я тёмное всегда стираю отдельно от светлого. Вот наберётся на стирку того или другого и перестираю всё, - коротко обронила она.
Свекровь, молчком, вышла.

    Отношения явно не складывались. Надя помалкивала, не ввязывалась ни в какие дебаты - погостит свекровь, уедет и всё встанет на свои места.

    Закончилась ещё одна трудовая неделя - отчётная, тяжелая. 
Воскресенье. Надя проспала сегодня почти до девяти часов. Встала в прекрасном расположении духа, накинула нарядный, пышный голубой халатик и на кухню. За столом, напротив друг друга сидят её муж и свекровь. Лица серьёзные, беседуют.  Муж бегло окинул Надю и тут же отвёл взгляд, а свекровь не удостоила и вовсе. Оба замолчали.

    Надя в неуверенности: выйти или всё-таки зайти? Потом решительно вошла (всё же хозяйка я здесь?)  и села в уголок дивана, прижав колени к груди и аккуратно расправив вокруг себя халатик.
О чём говорили, понимала плохо, но позволила себе небольшую ремарку, на что свекровь незамедлительно отреагировала:
- Сиди уж, как-нибудь без тебя…
Надя вспыхнула, чуть не задохнувшись от возмущения! А муж – ни слова в её защиту.  Стало больно от обиды.  Она поднялась, стремительно вышла из кухни.
- Пашла, пашла, пашла, ….. цаца, какая, засеменила,  – обернувшись вполоборота, вдогонку ей бросила  свекровь. Что-то ещё, грубое, но Надя уже не расслышала.

    Она  зашла в свою комнату и начала плакать от накопившейся за всё это время обиды.
- А  муж бестактность своей мамы просто «замолчал»! предатель!
Плач перешёл в безудержные рыдания. Чувствуя, что волнение только усиливается,  пошла на спасительную процедуру - тёплый душ.

    Далее всё пошло по неожиданному для неё сценарию: муж общался только с мамой, а мама, заручившись  сыновней поддержкой, действительно, стала хозяйкой дома.
Да, как опрометчиво тогда пожелала ей этого Надя…..

    Ситуация полнейшего игнора в своём же доме становилась всё мучительней. На работе всё валилось из рук и домой идти не хотелось.
- Ладно, -  успокаивала себя, - скоро наша серебряная свадьба. Он обязательно вспомнит это, подарит цветы….
Но в знаменательную,  как оказалось  только для неё дату, ничего не случилось праздничного. Муж продолжал молчать.

    Вот тут и произошел нервный срыв. Надя стала задыхаться при малейшем волнении,  постоянный ком в горле. Дрожали  пальцы – не получалось даже подкрасить глаза, собираясь на работу. Одежда стала болтаться, как на вешалке.  Что происходит с ней, не могла понять.
Оказалось позже, на почве такого «молчаливого»  стресса дала сбой щитовидка и пришлось идти на больничный. А это значит, находиться дома вдвоём со свекровью. А та всё находила и находила, чем упрекнуть её – и мужа-то одевает плохо, и следит за ним плохо, кормит плохо. В общем, всё никудышно….

    А тут Надя прослышала, что  свекрови настала пора готовиться к  дачному сезону, и сын по такому случаю купил  билет на  послезавтрашний  поезд.
Поэтому  с самого  утра  она, почти не выходя из кухни, начала готовиться  к отъезду:  гремела посудой, холодильником, что-то крошила, мыла, варила….
Ближе к обеду Надя решила всё же попить чаю; входя в кухню, увидела, как свекровь тщательно и любовно обмазывает майонезом распластанную на противне курицу.

 Направилась к чайнику. Свекровь тут же шустро ухватила противень, словно надо его срочно затолкать в духовку, резко и широко развернувшись, задела Надю плечом. Надя от неожиданного толчка отшатнулась, отлетела в сторону, запутавшись в ногах. Взглянув  на свекровь, стиснула зубы и ушла  обратно в свою комнату.

Села на кровать под одеяло, облокотившись на подушки, стала аккуратно  выводить  в ежедневнике печатными красными  буквами: ПРИЕХАЛА В ДОМ ВТОРАЯ МАМА, ЗАШЛА, НО ЗАБЫЛА РАЗУТЬСЯ….

 Позже, после отъезда свекрови,  Надя спросила мужа, почему он  не вспомнил про их серебряную свадьбу? На что он нравоучительно  ответил: у вас же был конфликт с матерью….


Рецензии