Дом в деревне

Купил этот дом Саша в девяностые годы. Тогда он был успешным предпринимателем, держал видеосалон, давал напрокат кассеты. Но хотелось ему работать на земле, иметь подсобное хозяйство.  Ольга, с которой Саша тогда жил, согласилась  переселиться со своими тремя детьми в деревенский дом, жить там постоянно. Завели кур, стали выкармливать поросят, обрабатывать огород. Что-то получалось, что-то нет. Мешала сильная тяга Ольги к спиртному.

Когда я увидела этот дом впервые, он произвел на меня удручающее впечатление. Всего одна комната, разгороженная шкафами и перегородками. Железная двуспальная кровать, старый продавленный диван. За перегородкой еще две узкие кровати в два яруса, одна над другой. Старшая дочка Ольги Катя уже не жила с ними, вышла замуж в шестнадцать лет и уехала в город. Рома и Вася спали на двухъярусной  кровати, диван пустовал. Грязные обои с наклеенными картинками из журналов, засаленная, немытая газовая плита. Грязь везде, никто на нее не обращает внимания. Ольга ходит по огороду в больших, растоптанных мужских башмаках, в ситцевом платье с грязными разводами на животе. Тут же под ногами крутятся две собаки, кот. Кот по-хозяйски прыгает на стол, сует морду в кастрюлю, где пузырится, закипая, непонятное, мутное варево. Такие первые впечатления. Тогда я еще не думала, что смогу войти в этот дом пусть не хозяйкой, но многолетней спутницей Саши.

Ольге пришлось уехать из деревни после того, как ее застали за воровством картошки с огорода соседей.
- У тебя же есть своя картошка!
- Детям не хватит на зиму.
С Сашей они расстались из-за непрекращающегося пьянства Ольги. А вскоре она умерла от остановки сердца, оставив сиротами школьников сыновей.  Родственники оформили мальчиков в интернат.

Когда мы сошлись с Сашей, мой старший сын был уже женат, младшему Павлику было четырнадцать лет. Рома и Вася немного старше. Прожить вместе с Сашей в его квартире я смогла меньше года, потом я ушла. Я вернулась в свою квартиру, но мы продолжали встречаться с Сашей. Пока я жила у Саши в моей квартире, где оставалась моя старенькая мама, сломалась газовая колонка, упала дверь в погребе, вышли из строя смесители в ванной и кухне, да и вообще квартира требовала ремонта. Много лет я пыталась что-то делать в своей квартире, в квартире Саши, в доме в деревне. Конечно, много не успевала, много делал Саша. Года два у Саши жил Вася, младший сын Ольги, над которым Саша оформил опекунство.

Саша все время стремился в деревню, говорил, что там он себя чувствует лучше, чем в городе. Там у него всегда находилась работа в доме, на огороде. Работать он умел и любил. И требовал постоянной работы от меня, Васи, Павлика. Кроме участка в сорок соток, прилегающего к дому, мы сажали картошку еще на одном участке, несколько в  отдалении. Прополоть всю траву просто не успевали, участки зарастали, но все равно какой-то урожай мы собирали. Причем вырастал там не какой-нибудь бурьян, а высокая, порой выше меня,  амброзия и еще что-то подобное с раскидистыми листьями и толстыми стеблями. Корни у этой травы такие, что выворачиваются с большими глыбами земли, а то и просто не хватает сил их выдернуть.  Лучшие овощи Саша стремился продать, чтобы вложить деньги в строительство дома. Ради этого дома Саша ограничивал в еде себя и Васю, старался покупать самую дешевую одежду и обувь, экономил на всем. Вася, в конце концов, не выдержал, вернулся в интернат, отношения с Сашей у него прекратились.

В этот дом мы с Сашей приезжали и зимой. Топили по-черному баньку в конце огорода над речкой. Сидели в темной парной, вдыхая неповторимый дымный запах. Выходили босиком на снег, окунались с головой в узкую, неглубокую речку. Вода в речке родниковая, всегда холодная, не замерзает и зимой. Мы выскакивали на берег, бежали опять в парную. Ночью в деревне светло, даже если не видно звезд и луны. Как будто светится чистый, нетронутый снег. В городе такой снег сохраняется совсем недолго, быстро покрывается сероватым налетом. Мы возвращались в дом, пили заваренный с травами чай, заготовленный с лета томатный сок.

Дом по проекту получался большой – две просторные комнаты, кухня, хозяйственные пристройки. Снаружи он уже обложен кирпичом, высокую зеленую крышу видно издалека. Вот только кто в нем будет жить?

Я перестала работать, стала полноправной пенсионеркой, но три года не могла оставить мать. Она стала совсем старенькой, практически не выходила из квартиры, часто болела, очень плохо видела. Мамы не стало, но мой младший сын, который все также живет со мной, жениться явно не собирается. У старшего сына двое детей, младшему пять лет. Мальчик часто болеет, у снохи почти нет стажа, помочь ей, кроме меня, некому, ее мать давно умерла. К тому же у меня периодически обостряется экзема на руках. Из-за чего она появилась, я не знаю, грешу все-таки на компьютеры – приходилось работать в перестройку по десять – двенадцать часов.  Тем более у Павлика, который также очень много времени проводит за компьютером, начинает появляться нечто подобное. В период сильного обострения все работы, связанные с водой, мне приходится делать в перчатках, они часто рвутся. Стирать на руках вообще не могу, пользуюсь автоматической стиральной машиной. Стоит ли говорить, что в деревенском доме удобств почти нет?

Сын Саши живет в Набережных Челнах, в наш город и тем более в деревню вряд ли вернется. Дом продадут. Причем вряд ли за хорошую цену, потому что работы в деревне сейчас почти нет. Три года из-за засухи урожаи были очень маленькие, речка у дома пересыхает.

Сил у меня все меньше, и я все реже приезжаю в этот дом. Высокий, красивый дом в деревне.


Рецензии
Да продайте Вы этом дом, Галина!
И дело с концом.
За любые деньги.
В детстве у меня бабушка, как Вы знаете, жила в Ершове. И я часто к ней приезжал
http://proza.ru/2023/10/16/876.
Зеленая кнопка.
Прошу давать прямые ссылки на Ваши произведения.
С уважением -

Федоров Александр Георгиевич   23.12.2023 11:30     Заявить о нарушении
Саша живет этим домом, вряд ли он сможет без него.

Галина Вольская   23.12.2023 19:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.