Как шутили в прошлом веке

Это произошло на Новочеркасском электровозостроительном заводе (НЭВЗ) в шестидесятые годы двадцатого века - последнего века второго тысячелетия. В Центральной заводской лаборатории измерительной техники (ЦЗЛИТ) завода, в отделе измерений, работали два инженера Валерий и Анатолий. Работа была однообразной, рутинной. А ребята были молодые полные сил, да к тому же ещё и хулиганистые. Им бы в тайгу на пару лет, где дожди льют по неделям. И тайге нет конца и края. В тайге они быстро бы остепенились и ума набрались. Но это так - к слову сказано. Ни кто туда их не посылал.
Завод хотя и назывался Новочеркасским, но был расположен в двенадцати километрах от города. Многие из работающих на заводе, в том числе и Валерий с Анатолием, жили в городе Новочеркасске. НЭВЗ тогда был самым крупным предприятием в городе, а точнее за чертой города. Численность людей работавших на нём превышала десять тысяч человек. В месяц с завода выпускалось до тридцати электровозов. В этом промышленном районе города Новочеркасска было ещё несколько предприятий. Но общая численность работавших на них не превышала численности людей работавших на Электровозостроительном заводе.
Сообщение города Новочеркасска с его промышленным районом осуществлялось по так называемому «спуску». В начале «спуска» при выезде из города Новочеркасска стоит триумфальная арка. Их две, одна на бывшем въезде в город, а вторая на действующем выезде из города. Арки были построены Потёмкиным при императрице Екатерине Второй, перед поездкой императрицы на юг России. У Потёмкина была «широкая натура» он не жалел труда крепостных крестьян. Да и зачем их жалеть, крестьян-то, они ведь почти рабы. Образно говоря, весь путь Екатерины Второй по югу России был «устлан коврами». Что бы там ни было, а триумфальные арки стоят до сих пор. Говорят, был такой случай: в арку, которая стоит на «спуске» врезался то ли трейлер, то ли грейдер, у него отказали тормоза. Этот бедолага пошёл на металлолом, а арка стоит. Ей этот удар что «дробинка слону».
Со времён Екатерины Второй «спуск» многократно перестраивался. Тогда в шестидесятые годы он был уже асфальтирован и по его центру ходили трамваи. Промышленный район соединён с городом через этот «спуск». Это наиболее короткий путь сообщения города Новочеркасска с его промышленным районом. «Спуск» проходит по двум мостам. Под одним мостом, первым от города, протекает река Тузловка, а под вторым мостом проходит железнодорожная линия московского направления. В посёлке Хотунок, недалеко от «спуска», железнодорожная товарная станция. Длина «спуска» километра три, может быть немного больше. Уклон «спуска» довольно большой. Во время гололёда движение по нему практически прекращается до тех пор, пока дорожная служба не посыплет дорогу песком. Трамваи в сильный гололёд не ходили по «спуску» по суткам, но это было редко. Летом же в жару при температуре тридцать градусов и выше автобусы, перегруженные пассажирами, едущими с работы домой в город Новочеркасск, с трудом ползут по «спуску» вверх, а бывало и останавливаются, чтобы остудить моторы.
Но вернёмся к молодым инженерам Валерию и Анатолию. Морозным зимним утром они встретились у триумфальной арки. Транспорта никакого не было. Полотно дороги было покрыто льдом. Был понедельник, а в воскресение была оттепель с положительной температурой воздуха. На проезжей части дороги копошилась бригада дорожников. Автобусы могли пойти часа через два не раньше, а трамваи вообще неизвестно когда.
Валерий с Анатолием стояли около арки и обсуждали проблему, что делать дальше, идти домой или как-то добираться до завода. И тут послышался рокот мотора, и появилась грузовая машина, которая приближалась к арке. Машина шла из города и довольно быстро. На колёсах её было намотаны цепи. Машина, приближаясь к арке, слегка замедлила своё движение и ребята, не договариваясь, вскочили в её кузов. Кузов машины был пуст. Миновав арку, машина увеличила скорость, по-видимому, шофёр машины куда-то спешил и поэтому сильно рисковал.
Километрах в двенадцати или пятнадцати к востоку находилась строящаяся ГРЭС. Теплоэлектростанция состояла из нескольких блоков. Часть блоков работала, а остальные находились на стадии строительства или пуска. При наладке блоков иногда приходилось «сбрасывать» пар. При «сбросе» пара раздавался звук подобный выстрелу тяжелого орудия, который был слышен за много километров вокруг.
Когда машина, на которой ехали Валерий с Анатолием, проезжала мост, под которым проходила железная дорога, раздался как раз выхлоп пара на одном из блоков ГРЭС и к тому же, на этот раз, необычно сильный.
Сила звука выхлопа пара, конечно же, зависела от состояния окружающей среды. С востока, где находилась ГРЭС дул не сильный, но плотный ветер. К тому же из-за гололёда транспорта на спуске не было, и стояла необычная тишина. Поэтому звук выхлопа пара, распространяющийся в воздушной среде и вызывающий колебания этой среды, не смешивался и не разрушался звуками идущего по «спуску» транспорта и спокойно достигал человеческого уха, на большем чем обычно расстоянии.
Надо заметить, что в это время под мостом проезжал паровоз с двумя вагонами, который что-то перевозил с товарной станции Хотунок на станцию Новочеркасск. Но он двигался почти бесшумно, практически не нарушая тишины.
Увидев паровоз, который скрылся под мостом, Анатолий сказал Валерию:
- Послушай Валерка, давай, когда приедем на завод, сотворим хохму, скажем, что как только мы проехали мост, машина, которая шла следом за нами упада на паровоз, и он взорвался. Мост разнесло в щепки, погибло много людей. И теперь неизвестно когда всё восстановят…
Ага, а Марья Петровна позвонит брату, он у неё работает в органах, и нас «заметут», а когда выпустят одному Богу ведомо. Так что давай рой себе могилу, а заодно и мне - ехидно ответил Валерий и вяло улыбнулся.
Анатолий разочаровано покачал годовой и сказал:
- А жаль, что нельзя, здорово бы получилось.
Машина почти довезла их до завода. Когда она начала поворачивать в соцгород, посёлок при заводе, то притормозила, и они спрыгнули с неё и пошли на завод.
Когда они пришли на завод, Валерий сразу же ушёл в один из цехов. Там у него было какое-то срочное дело. А Марья Петровна начала звонить в город Новочеркасск, своему брату. Но дозвониться никак не могла. Связи с городом не было. Она спросила у Анатолия:
- Как вы с Валерием доехали из города, ведь пока никто из города кроме вас не приехал. Что там, в городе случилось? И, вообще-то, как вы могли оказаться на заводе, если оба живёте в городе - ночевали в посёлке что ли?
Анатолий ответил:
- Да…, нет, ночевали дома. А встретились возле триумфальной арки на «спуске»…
- Так как вы попали на завод, если никто из города ещё не приехал? А полчаса назад в соцгороде слышали глухой дальний взрыв. Что там взорвалось?
И Анатолий, невольно подталкиваемый к вранью. Растерялся и, забывшись, начал рассказывать придуманную им в пути историю:
- Мы с Валерием сели около триумфальной арки на попутную машину и поехали вниз по «спуску». За нами ехал какой-то грузовик. Шофёр, наверное, не справился с управлением, и грузовик упал с моста на проходящий внизу маневренный паровоз. Паровоз взорвался и разнёс мост на куски - только мы и успели проехать. Остальные кто ехал сзади нас либо остались, либо упали на остатки паровоза. Кровищи - ужас! Страшно смотреть!
Все в лаборатории сидели бледные, образно говоря, с открытыми ртами. Мужчин в этот момент в лаборатории не было - были только лишь женщины, а в дверях стоял и улыбался Валерий.
Марья Петровна возмутилась:
- Как ты так можешь! Столько людей погибло! Изверг ты! Вот что я тебе скажу!
- Там никто не погиб. А здесь погиб один человек - любитель выдумывать небылицы. На «спуске» сильный гололёд и транспорт не ходит. Но часа через два или три пойдут автобусы, а когда пойдут трамваи, это неизвестно.
Марья Петровна рассвирепела и метнула в Анатолия какой-то деталью, но Анатолий увернулся. Тогда она подбежала к нему и отхлестала его по щекам, да так что у него пошла кровь из носа и довольно сильно.
Валерий подбежал и стал между ними. Анатолия уложили на стол и начали останавливать кровь примочками.
Валерий улыбнулся и сказал Марье Петровне:
- Я думал, что неприятности и серьёзные будут у Анатолия, а оказалось, что они могут быть у Вас Марья Петровна. Вы же нанесли оскорбление человеку рукоприкладством и ни у себя дома, а на работе, что является нарушением трудовой дисциплины и карается по закону. Так что теперь Вы с Анатолием как бы квиты и давайте об этих инцидентах умолчим, и вообще о них забудем. Никто ничего не слышал и не видел.
На том и порешили. Тем и закончилась эта почти что трагикомедия.

11 июля 2015 года.


Рецензии