Ответ А. Девину на мысли о Реализуемости Z-мира

Ответ Андрею Девину на его рецензию
на главу «Z-мир. 127. Реализуемость Z-мира»

«Виктор, если позволите, выскажусь лишь по одному вопросу – экономике.
...
С тем, что «экономическая независимость есть основа независимости политической», согласен абсолютно, насчёт идеологической не уверен. «Путь к сердцу (читай: к мозгам) лежит через желудок» – оно, конечно, так, однако ведь и «не хлебом единым…»».
– Возражений нет.

«Интереснее другое.
1. Кто и как определит «достаточность» уровня дохода, ведь это во многом субъективная величина, зависящая как от индивидуальных потребностей (к тому же, подверженных сильным изменениям во времени), так и от географии и условий проживания?»
– Уровень своего потребления (и необходимого дохода)  человек может опредедить лишь сам. Но в школе должен быть предмет «Разумное потребление», который сегодня, если не ошибаюсь, отсутствует везде. Суть предмета (условно) – аскетизм с комфортом и максимальной пользой. Сегодня к такому образу жизни даже интереса не видно, хотя отдельные примеры мне известны.

«2. Не возникнет ли на каком-то этапе желание ввести своего рода «имущественный (да и образовательный) ценз» на «право» причисления к Z-сообществу? Для этого прямо сейчас можно предложить целый список разумных обоснований».
– Принадлежность к Z-сообществу есть прерогатива только самого человека при соблюдении им устава Сообщества. Испытательный срок, возможно, необходим.

«3. Нет ли нужды вообще поговорить о том, что нам с детства закладываются очень, мягко говоря, своеобразные понятия и представления об окружающем мире, в том числе и об «экономике»? Иначе есть риск в очередной раз исполнить «танец с граблями» ».
– Конечно, нужна другая экономика, которой взрослого человека вряд ли уже научить. Комфортному аскетизму человека нужно учить с пеленок, лет десять.

«4. Можно ли предотвратить ситуацию (пока исключительно гипотетическую), когда Z-сообщество станет настолько привлекательным экономически (проще – уровнем жизни), что туда всеми правдами и неправдами попытаются просочиться все кому не лень, выучив «правильные» слова и «жесты»? »
– Жизнь без роскоши вряд ли может заинтересовать физиологического обывателя. Так же, как и лодыря. Суть Z-человека – творческая деятельность да еще с критерием совершенства. Тут не смимикрируешь.

«5. Управление: извечное противоречие между рынком и планированием».
– Каждый Z-человек включен в обычную А-экономику (как производитель и создатель дохода). Проблема в распределении внутри сообщества. В идеале, бОльшими правами в управлении финансовыми потоками общества должны иметь те, кто больше вносит в бюджет. Можно сказать имущественный ценз, но своеобразный. (Это лучше даже для А-общества: экономикой страны должны распоряжаться те, кто богатства создает, а не тот, кто их потребляет.)

«6. Наконец, такой вопрос. Не секрет, что людям, занятым в бизнесе, особенно крупном, или в политике, зачастую приходится делать жёсткий выбор между целесообразностью (проще – выгодой) и моральными принципами. Может ли быть разрешено это противоречие в Z-рамках? ».
– А зачем? Выгода – это хорошо, когда она идет на общее дело. В этом случае даже тщеславие не такой уж страшный порок – это больше проблема самого человека.

«За сим, испытывая чувство неловкости и стыда за очевидное несоответствие уровня своих доходов заложенным природой возможностям, откланиваюсь».
– Беда состоит не в низком уровне дохода,  а в нежелании его увеличить, сохраняя при этом высокие потребности.

Однако разговор не окончен, поскольку многие важные моменты в теме упущены.


Рецензии
Задавая свои вопросы, имел намерение обратить обсуждение того, что мы называем экономикой, в несколько иное русло, более "абстрактное".
Однако попробую ответить, хотя бы тезисно, по пунктам.
1. О "разумном потреблении" (формировании разумных потребностей) нам ещё на лекциях по научному коммунизму пели. Сейчас для меня этот вопрос давно закрыт: утопия! По нескольким причинам. Начиная от того, что с возрастом и меняющимися обстоятельствами окружающей жизни меняется и уровень "разумности" тех или иных потребностей, к тому же любой "уровень разумности" всё равно придётся как-то измерять и учитывать со всеми вытекающими отсюда последствиями. Добавим другой жестокий фактор - человеческую природу, которая, как представляется, больше зависит от генов, чем воспитания. Вообще по "разумным потребностям" - это не ко мне, это к Аникееву Александру Борисовичу, у него на эту тему много чего понаписано.
2. Без комментариев.
3. "нужна другая экономика" Вот это-то самое интересное! Какая? И как она будет взаимодействовать с остальной экономикой мира? "Комфортный аскетизм" - это не экономика, это образ жизни. Хотя бы такой вопрос: на какие цели и каким образом будет расходоваться "прибыль"?
4. "Жизнь без роскоши" - см. п.1. Понятия о роскоши весьма субъективны и могут сильно отличаться.
5. Вопрос заключался не в перераспределении доходов, а в управлении экономикой: сочетание элементов рынка и планирования.
6. "Выгода – это хорошо, когда она идет на общее дело." Опа! По смыслу практически "цель оправдывает средства". Опасный путь...

(*Беда состоит не в низком уровне дохода и не в нежелании его увеличить.)

Удачи в поисках истины!

Андрей Девин   14.07.2015 03:34     Заявить о нарушении
Виктор, экономика не экология. Проблема в том, что богатые не только плачут, но и умирают. Бедный и богатый как Боже два гласа "Е" и "О". "Д" не "Г" и гад по английский Бог, а для русских загадка. Экономика у нас бедней, но экология на грани. Человек перестал любить себя, он умеет собой любоваться, но это не любовь.
Виктор ваше имя по-греческий Виталия. Витя поменял "Л" на "К" и истина непонятна. Хотя очевидна и видна. "К" с чертой и переворачивает "Л". Виктор не Виталий и началось понимание с Италии, а "Й" в России.
Греция и Италия установили гражданство и государство как голос ударь. Удар и дар "У" опять перевернули "Л" и хвост как спасение. Хвост не хвоя и нет его у человека. Жизнь человеку давалась вечной на земле как вечно зелёная хвоя.
ХВоя и Зоя, имя которое означает жизнь. Почему? У "В" упала палочка и получилась "Ж" вместо "Х". "Ж" восьмая в русском алфавите и воскресли наши буквы. Их 33 - возраст Христа, а Иисус был Илией - Богом буквы.

Даша Новая   14.07.2015 05:57   Заявить о нарушении
А ахинея - не гинея, потому что "ахи" - не греческие "охи", и вообще это не я!

Андрей Девин   14.07.2015 14:41   Заявить о нарушении