Из дневника 13 июля 2015, понедельник

НАБЛЮДЕНИЯ

Одна добрая душа взяла у нас шестерых детей на время. Мы воспользовались возможностью и умчались втроем в одно не очень укромное местечко. Редко получается проводить время наедине или почти наедине.

ЧТЕНИЕ

Книга Бердяева "О назначении человека" - пир богословской мысли. Вот две идеи оттуда (привожу цитаты с сокращениями).

Если мы возвысимся до духовного понимания познания, то нам станет ясно, что познание есть акт, через который с самим бытием что-то происходит, приходит его просветление. Не кто-то или что-то познает бытие как противостоящий ему предмет, а само бытие познает себя и через познание просветляется и возрастает. Выбрасывание познания из бытия есть роковой плод рационалистического просвещения, не изжитого до конца и не преодоленного. Акт познания не считается бытийственным актом. Если познание противостоит бытию как объекту, то познание не имеет никакой внутренней связи с бытием, оно не входит в историю бытия. Это привело к тому, что познание было о чем-то, но не было чем-то. Познающий не принимает всерьез своего познания. Для него перестает существовать мир сущих идей и остается только мир идей о сущем, нет уже Бога, но есть разнообразные идеи о Боге, которые он исследует, нет уже сущего добра и зла, но есть разнообразные идеи о добре и зле и т. д. В те эпохи, когда познание было в бытии и происходило с бытием, познающий мог стать и предметом познания. Платон, Плотин, Бл. Августин, Паскаль, Я. Беме и т. п. были не только познающие, они также предмет познания, и очень интересного познания. Но современный познающий, поставивший себя вне-бытия, не может стать предметом познания, ибо предметом познания может быть лишь бытие, в бытие же он не входит и не хочет войти, не хочет, чтобы познание его было актом в бытии, в жизни.

Бог-Творец сотворил человека по своему образу и подобию, т.е. творцом, и призвал его к свободному творчеству, а не к формальному повиновению своей силе. Природа творчества может быть понятна лишь в различении от рождения и в противоположении рождению. Творчество всегда из свободы, рождение же — из природы, из природной утробы. В рождении не столько творится небывшее, сколько отделяется и перераспределяется сила бывшего. Рождающий отделяет часть своей материи, своей природы. Абсолютно новое в мире возникает лишь через творчество, т.е. свободу, вкорененную в небытии. Творчество есть переход небытия в бытие через акт свободы. В сущности, эволюционизм не допускает возможности творчества, ибо не знает свободы, знает лишь необходимость, для него возможно лишь рождение и перераспределение. Поразительно, что теологическое мировоззрение нередко совпадает с натуралистическим эволюционизмом в отрицании творчества.

МЫСЛИ ПО БИБЛИИ

Ис.60:12 "народ и царства, которые не захотят служить тебе, - погибнут, и такие народы совершенно истребятся". Хорошо согласуется с идеей о том, что в ТЦ войдут только те языческие народы, которые хорошо относятся к Израилю (братья меньшие для Иисуса по концовке Мф.25).

От.13:15 "И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя". И здесь сатанинская троица копирует божественную. Лжепророк (имитирующий Духа Святого) агитирует за зверя-антихриста (в подражание тому, как Дух Святой свидетельствует о Христе, Ин.15:26; 16:14). При этом он вложит дух в образ зверя. Непонятно, этот образ - что-то вне человека или внутри него и связан ли этот образ с начертанием, о котором дальше в главе сказано. Но напрашивается параллель с действием Святого Духа, который, запечатлевая верующих (2Кор.1:22; Еф.1:13; 4:30), преображает их в образ Иисуса Христа (Рим.8:29; 2Кор.3:18). И образ Христа Дух Святой делает для верующих живым (Гал.3:1-2,5). Так лжепророк а) будет делать живым для принявших начертание образ антихриста, т.е. те будут верить и поклоняться ему искренно и б) будет преображать принявших начертание в образ антихриста, делая их подобными ему.

По поводу постоянного подражания сатаны Богу: происходит это от того, что сатана не творец, как Бог. У него нет высшего творческого начала и силы, он не способен творить ex nihilo. Сатана только берет то, что сотворил Бог, и переворачивает, переиначивает это наоборот. Всякий грех - это искаженное добро, прежде предусмотренное для нас Богом. Объедение - грех, насыщение - хорошо. Многословие - грех, общение - хорошо. Распутство - грех, интимная близость в браке - хорошо. И т.д. Любой грех - это искажение чего-то доброго, созданного для человека Богом. Отсюда и одна из тактик победы над грехом: определить, "зашкаливанием" какой доброй сущности является грех, с которым я борюсь. Установить, уяснить для себя предел, начиная от которого эта сущность становится грехом. Бодрствовать при приближении к этому пределу. (Но помнить, что это только одна из тактик, вспомогательная, обязательно нужны другие, основные).

Зах.11:15-17 "И Господь сказал мне: еще возьми себе снаряд одного из глупых пастухов. Ибо вот, Я поставлю на этой земле пастуха, который о погибающих не позаботится, потерявшихся не будет искать и больных не будет лечить, здоровых не будет кормить, а мясо тучных будет есть и копыта их оторвет. Горе негодному пастуху, оставляющему стадо! меч на руку его и на правый глаз его! рука его совершенно иссохнет, и правый глаз его совершенно потускнет". Похоже, что это об антихристе, у которого смертельная рана будет исцелена (От.13:3), однако после этого он останется с иссохшей рукой и потускневшим глазом. Меня в этом пророчестве Захарии поражают слова "Я поставлю". Антихриста поставит Бог! Созвучны с этим не вмещающимся в разум выражением слова из От.17:17: "Бог положил им на сердце - исполнить волю Его, исполнить одну волю, и отдать царство их зверю". Бог положит на сердце десяти царям передать свою власть антихристу! Как это объяснить? Вот как. За действиями сатаны, даже тогда, когда тот, кажется, как никогда близок к победе, стоит бОльший его - Бог. И Бог непостижимым образом управляет действиями сатаны, они подконтрольны ему. Кажется, дьявол одержал победу: Сын Божий распят и умер. А Бог обращает это в Свою победу. И оказывается, что действия сатаны по убийству Христа были ступенями исполнения Божьего замысла (Дн.2:23: "Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили"). Так и в конце человеческой истории: сатана опять будет думать, что близок к победе. А его действия, его гонения на Израиль в период Великой скорби и другие акции Бог использует для обращения Израиля к Иисусу Христу, ведь иначе до Израиля уже не достучаться. Это именно что "бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь" (Рим.11:33-36).


Рецензии