О чём кричат чайки. Волжские эскизы

Часть вторая. Дождь

=========Кострома
В Кострому я неосмотрительно отправилась без зонтика, по закону подлости ливень хлынул, когда я находилась в самой дальней точке рынка. Домой пришла как мокрая курица.
Дождь льёт не переставая. В Плёсе стояли два часа, зонтик я взяла, но не учла, что дождь косой, а наш причал (ведь есть уже один, не лень было новый строить!) за тридевять земель ходьбы от центра. Хорошо, что у меня есть Шуйская вишнёвая настойка, купленная в Угличе именно для таких экстремальных ситуаций. Ноги я промочила практически сразу, так что два часа шлёпала по лужам, не чувствуя за собой вины (и ног под собой тоже).

========= «Кто кого поставил на счётчик, покажет лишь время»
Так называлась статья в местной газете. Внимание, текст передаю в авторском варианте: «В Угличском районе продолжает осуществляться комплекс мероприятий по реализации программы энергосбережения, Федеральный закон № 261, регулирующий мероприятия по энергосбережению, принятый ещё в ноябре 2009 года, часто обсуждался в СМИ и в обществе.
Усугубило ситуацию внесение поправок к данному закону в июле прошлого года, ведь теперь он обязывает собственников многоквартирных домов… Предвидя недовольство горожан, мы встретились с куратором реализации программы… который, несмотря на несогласие с некоторыми его пунктами, признаётся: выбора у угличан действительно нет».

Насладитесь, дорогие читатели, - не статья а просто конфетка! Подавишься такой.
Многословие вообще недопустимо, а в газете - просто неприлично («Угличская газета» № 13(13391) от 4 апреля 2012 года), главреду ноги оторвать, автор пусть пельменями торгует, по одной пельмешке в пакетик кладёт... До слёз смеялась над поправками, которые «усугубили ситуацию». Сидела в каюте и хохотала. Хорошо, на палубе читать не стала – сижу и вытираю слёзы восторга… На фига такие поправки? Кто же это будет читать?

А никто и не собирался читать! Мне в неё сливянку завернули в Угличе, в магазине «Гостиница Успенская. Русская водка».  Развернула, посмеялась, но выбрасывать не стала – такое разве можно выбросить?! Классический образец того, как не надо писать.

============Сказка о Плёсе
Жить стало легче: переоделась в сухое, кроссовки мокрые сняла, согрелась наконец. А причал-то – необыкновенный! Светлое дерево, кованая ограда… А какая природа, какой вид!
Словно лет этак на двести назад перенеслась – вместе с кораблём, вместе с Россией, с планетой, со всем мирозданием! Но некому об этом рассказать: никто меня не поймёт, скажут – ненормальная, но не объяснять же им, что ненормальных у нас не держат, у нас обязательные курсы повышения квалификации (специфика речевых коммуникаций… социально-психологические особенности профессиональной деятельности… личностные аспекты… культура деловой коммуникации, принципы партнёрства… предупреждение и разрешение межличностных конфликтов…), двухчасовые экзаменационные тесты по этому поводу и справки из ПНД каждый год.

Курсы мне не впрок, я живу словно на другом берегу, смотрю на мир по-другому, иначе просто не умею. Чувствую по-другому, вижу по-другому, слышу не то, что говорят (нет, всё-таки помогли курсы)… Да что говорить, горбатого могила исправит.
Все в музей Левитана побежали, экскурсоводша мчится, словно за ней гонится стая гиен, у народа одышка и глазки на лобике… Милые мои туристы, спортом заниматься надо, чтобы в вашем возрасте в Плёсе по горкам бегать! Ладно, пускай потеют, им простительно, они тут первый раз, а я излазила все музеи и все горы, и не хочу слушать басни о том, как художник творил свои шедевры, живя на средства богатой бабы, которая к тому же намного его старше… В моих глазах – да, он великий художник, но - не мужчина. Альфонс. Недоразумение, талантливое от природы. Можете спорить сколько угодно. Я промолчу и останусь при своём мнении.

Музей, кстати, в прошлом году ограбили, вроде пять картин украли. Какая у народа тяга к искусству! Пойду пейзажами любоваться: зачем мне картины-копии, когда – передо мной оригинал!  А картины я покупаю в каждом рейсе, картон не люблю, холст люблю и чтоб рамка под бронзу. Красивый камень требует оправы. Тем более что отдают недорого.
Так я пойду? Увидимся…

…В Плёсе какой пейзаж без церкви? Та, что напротив теплохода – белая с голубым (голубой – блёклый, неяркий, неброский). Колоколенка возносилась в облачно-серое небо и тонула в полупрозрачном (не прозрачном – призрачном!) дожде. «Играй, апрель-чародей, на скрипках ветров, на струнах дождей…». Так, кажется? После Шуйской могу ошибиться.

За душу взяла эта церквушка! А поздним вечером,когда наш теплоход отходил от причала, колокольня … сияла светом! Свет заполнял её всю – изнутри, и  в этом неземном свечении растворялось и тонуло белое, а голубое превратилось в голубовато-серое и стало тенью... И долго ещё церковь сияла светом, посылая прощальный привет уходящему теплоходу. Чудо Господне, в которого я не верю.

Даже если Он на самом деле существует. Всё равно не верю. Он такой же, как все. Обманет, как другие… боги. Я их встречала в жизни, я знаю. Станет для тебя богом, ты в него поверишь, а он предаст тебя – рано или поздно. И будет плохо, как никогда. Как никому.

======День четвертый, если не ошибаюсь…
Вот это отдых! Жесть. К семи утра я уже никакая. Неисчерпаемое море впечатлений. Вот, например. В восемь играют подъём (сначала чирикают птички, потом петухи горланят – для тех, кому по барабану птички).
В восемь с копейками особо активный народ собирается на корме средней палубы, где их ждёт симпатичная девушка-инструктор по фитнесу. Зрелище, скажу я вам. Мастер-класс. Два притопа, три прихлопа (впрочем, темп приличный и отдыхать она им не даёт) и три круга по палубе пешком-бегом (у кого как получится). Бегут все - сияющие, довольные. Молодец инструктор. В смысле что живые все, даже идти ещё могут!

«А эта лентяйка спит сидит, на зарядке не была ни разу». Да я вовсе не сплю, просто глаза закрыла, на минуточку. А я-то их уважала - за то, что занимаются, за стойкость. Больше не буду. Да бог с ними. Ох, качает как! - Горьковское водохранилище. Здорово!

================Вода небес
Небо цвета воды. Вода цвета неба. Мы плывём по небу, а над нами – небо воды! Качает здорово. Здорово! Самое время пойти кофе сварить.

=========== О чём кричали чайки
Это место я зову сковородкой: два шлюза, а между ними – почти круглое озеро воды. Я представляю, как оно раскаляется от жары и кажется, вот-вот закипит. Кажется. Мне слишком часто – кажется. Кажется – любовь, кажется – дружба, кажется –  счастье (пусть не навсегда, пусть - кусочек счастья). Кажется. Показалось. Мираж.

Вода в шлюзе мутная, грязная. И пена - как от порошка для ручной стирки, только почему-то жёлтая. Рыбы плавают поверху, разевая рты в беззвучном крике. Некоторые уже кверху брюхом плавают. Чайки такую рыбу не берут, безгуют. Чайки кричат возмущённо, но – кто их будет слушать? Хочется кричать с ними вместе – чтобы услышали наконец… Не услышат всё равно. Сгубили Волгу. Эх, люди… Да люди ли вы?  Родину свою распяли, как когда-то иудеи Христа. Думаете, она сама воскреснет?

Стою, опершись на перила, и мечтаю – не было бы Волги, а была бы – древняя Ра, её предшественница. Не было бы в моей жизни Москвы, жила бы я, может статься, на Каспии, о котором мне бабушка рассказывала, как они плыли на пароходе, а вокруг горела нефть, и все собрались на палубе – а прыгать-то куда, в огонь? Капитан вывел корабль на чистую воду, корабль спас, и людей спас. Если бы не он – не было бы на свете моей бабушки, не было бы меня…Не было бы в моей жизни тебя…

Стояла бы на земле древняя Молога, и не было бы трагедии, о которой все радостно забыли: затопленных деревень, затопленной чьей-то судьбы, чьей-то жизни. Кто-то ведь отказался уезжать, и принял смерть как данность. Дорогую цену заплатили за судоходную Волгу, «красавицу народную», которую сами же и гробят и о которой сложено народом столько красивых песен.

А Молога, как Атлантида, ушла в небытие – и теперь она глубоко под нами… Улицы, площади, дома, люди… Опять шутки воображения, всё не уймётся никак. Не справляюсь я с ним, оно верх берёт.

============= Дни
День пятый, шестой, восьмой… Они похожи один на другой. Бесконечны, бездельны, бесцельны и бесценны: я наслаждаюсь желанным одиночеством, отгородившись от всех молчанием, нечленораздельно бурча «доброе утро» и «да-да, конечно». Душу мою переполняют волжские ветра и невыразимый восторг. И чувство полёта.

Я всю жизнь работаю с людьми, устала от них, надоело улыбаться и делать вид, что ты им рада, надоело говорить не то, что хочу, а то, что следует говорить. Но говорю. Посетители  покидают мой кабинет всем довольные, улыбаются, прощаются, желают... Цветы приносят. С Новым годом поздравляют. Жалобы пишут в вышестоящую организацию ( а они нам присылают: разбирайтесь сами, нам доложите, мы за вас работать не будем). Если жалоба "необоснованная", можно запить её чаем и не заморачиваться по этому поводу. "Обоснованных" мне не пишут, бог миловал.

Мне хорошо как никогда.Для полного счастья сварю кофе, крепкого и ароматного, напьюсь и спать буду как сурок – до пяти. Я будильник с собой взяла и батарейку запасную. Кладу поближе. Если на стол поставить – не услышу. Всё не как у людей, но я к этому уже привыкла. М-ммм, как дивно пахнет свежим кофе! А я ещё зелёного купила в Саратове. Домой приеду – попробую.

========Звуки музыки
В читальном салоне – кабинетный рояль. Вот приеду домой, выкину к чёрту мебель и куплю себе такой. Этот - на замке, додумались ведь – на замок рояль закрыть! Жалко как. Впрочем, всё равно играть здесь – нереально: народ набежит слушать, а я ж не профи, я не очень хорошо играю, да и ноты не взяла с собой. А хочется, аж руки чешутся… Звук, наверное, изумительный. Касаюсь рукой деки – она тёплая.

Маленький мой, жарко тебе, мой хороший. Звучишь наверно дивно! Купить бы тебя, выкупить из рабства, из плена вызволить! Ну вот, опять я… Ненормальная, да? Рояль пожалела. Они, знаете, к одним рукам привыкают – а чужих рук не любят, расстраиваются от этого. А этот бездомный… Я не шучу, серьёзно говорю. Инструменту в идеале нужны одни руки, один хозяин. И настройщик – тоже один, как доктор.
Бли-и-ин, ну и жара, рояль и тот спёкся!

Здесь ещё и телевизор есть, офигенно-современный, но берёт только несколько программ, да сигнал иногда пропадает, но всё равно толпа собирается смотреть… Кресла удобные, салон вместительный, всем нравится. Не хочу. Не пойду. Обойдусь


Рецензии