C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Дикушка

Каньон в предгорье , пробитый хищным потоком ледниковых вод , на крутых склонах , уступах , в расщелинах, на кустарниках и деревьях  располагает к гнездованию  многочисленных пернатых : соколам, копчикам, кречетам, сине-галкам,  щурам, береговым  ласточкам и стрижам , скалистым  сизарям...  и, ближе к воде,– очень редким в природе синим птицам , райским мухоловкам;  на тонких берёзовых ветвях над самой водой встречаются гнёзда-варежки синиц  ремезов и прочей порхающей  прелести ...
 
Мы – пацаны – не упускали возможности вырваться  в объятия этой заповедной зоны где умудрялись в кипящей холодной воде в норах под валунами и обрывами руками отлавливать горную рыбу - маринку и речных раков. 

Я с восхищением наблюдал за поведением птичьего скопа в ущелье, их уживчивостью , взаимовыручкой ...   

Как заядлого голубятника , меня увлекало поведение сизарей – диких голубей  или, как их ещё называют , - скалистые голуби , которые  гнездящихся в расщелинах скал или в норах на глиняных  обрывах.

... И однажды возникло у меня желание  попытаться одомашнить скалистого голубя : Привлекали  его независимость  и лётные качества. 

Дикуши на зимовку  улетают в тёплые края и до  весны ищи-свищи  их , а мне хотелось оседлать непокорство. 

Дикуши  никогда не позволяют себе снизойти  до уровня   городских голубей ,  появившихся с  издревле , как многочисленное сообщество ,  в результате смешения с одичавшими домашними разнопородистыми особями , приспособившимися в результате постоянного контакта с людьми ,  к  городским условиям.  Привыкла эта нечистоплотная пестротелая братия питаться пищевыми отходами на свалках - мусорках , гнездиться на чердаках и карнизах и все перелёты дальние  им -  до  лампочки. А  скалистый голубь – птица гордая , вольная и на зимовку  улетает в тёплые края на значительные расстояния  от  мест гнездования. Вот мне и вздумалось поддержать  эту  лётную способность в домашнем  почтовом голубе.

Наши набеги на птичьи базары каньона  непроизвольно нарушали покой его обитателей, но  этот факт  пацанов не очень-то  удручал.  Дальние походы к уникальному заповедному месту стоили затраченных на то усилий , но трудности любопытство не удерживали.   

Приучить скалистого голубя к домашним условиям , даже с младенчества , практически  невозможно.  Говорят же : - Сколько волка не корми ... -  Так и дикого сизаря не приучить к голубятне ,  на зиму  к своим улетит ...

И решился я на эксперимент :  умыкнули мы как-то по весне из гнезда в каньоне яйца из - под сизарей и заменили ими яйца в гнезде домушников. 

К сожалению, не известно по какой причине, но на свет появился лишь один птенец и , как выяснилось позже , - это была голубка.

Домашняя пара голубей выкармливала подкидыша усердно и тот рос , как на дрожжах. 

Я и сам подкармливал пискуна  и дикушка , когда мне приходилось взбираться на голубятню , бесцеремонно лезла своим клювом ко мне в рот и , хлопая  по лицу ещё достаточно не оперившимися крыльями , поглощала  предлагаемый мною корм , набивая до отказа несоразмерный с тушкой  зоб  впрок. 

Другие пискуны тоже не брезговали моими подачками , но были менее активными и флегматичность их  проявлялась в большей степени , видимо , от заложенных, прежде всего , родителями ген.

Казалось , эксперимент удался и выведенный  в домашних условиях птенец  из  яйца от диких голубей навсегда получит прописку в голубятне , но время распорядилось по -своему :  перед вылетом из гнезда  дикушка стала увиливать от моих попыток приблизиться к ней и вскоре совсем перестала даваться в руки.   

Я старался больше уделять ей внимания, но прежние  отношения были нарушены – вести себя голубка стала по-дикому , удивляла пугливостью.

Мне хотелось  дождаться того момента когда голубка  достаточно заматереет,  чтобы спаровать  её с  домашним почтовым сизарём и любовными узами попытаться  усыпить в  ней   природный инстинкт к сезонным перелётам.               

Когда дикушке пришла пора становиться на крыло, её поведение стало заметно отличаться от поведения  других  птенцов ,  имеющих статус  домашних птиц . 

Первый же вылет в стае  заставил меня немало поволноваться :  оторвалась от других голубей , стерва , бог весть куда .  И  блеснула мысль : – С концом ...   

Опасаясь , что  дикушка совсем от рук отобьётся пришлось отловить её и заточить   в специально сконструированный вольер , чтобы нинароком не исчезла и вовсе .

К голубочке , к этому времени  достигнувшей половой зрелости ,  самцы стали  с  интенсивной навязчивостью проявлять интерес .

В просторный вольер к «заключённой»  был внедрён уже опытный в любовных делах горбоносый почтовый сизарь дабы создать полноценную пару , от которой можно было бы получить планируемое потомство , обладающее природными качествами домашнего почтаря  и перелётной скалистой голубки , способной ориентироваться в пространстве при перелётах  на большие расстояния .

Намеренное заточение пары ,  казалось,  дало  свои результаты : голуби относительно быстро усановили контакт между собой и , спустя пару недель,  почтарь  уже громогласно зазывал «сокамерницу»  в специально сооружённое мною гнездо.

Дикушка , казалось, угомонилась и своё заточение  в вольере с наречённым переносила сносно.

К сентябрю у пары появилось потомство и своим жизнерадостным писком  при кормёжке радовало родителей и меня, как  хозяина.

Когда пискуны оперились стало ясно,  что отцовские признаки почтаря передались птенцам не  в полной  мере , особенно меня не устраивала  незначительная горбинка клювов – природная суть дикушки преобладала .

Приобретя  самостоятельность , пискуны  были переведены   в  общую  голубятню – пусть осваиваются .

Совместные полёты голубей с каждым разом приносили новые результаты :  молодые метисы в полёте не имели себе равных . Родительские гены давали о себе знать : всякий  раз  пара нарушала коллектиный полёт и надолго исчезала с  глаз в бездонном небе .

Дикушка с завистью всматривалась в покрытое пушистыми облаками голубое пространство , потешно развернув голову , устремляя взор одним глазом в поднебесье , другим в настил пола вольера .

Иногда , испытывая неловкость за вынужденное заточение почтаря-папаши в вольере за ненадлежащее поведение на свободе дикушки ,  я выпускал в стаю почтаря , предоставляя ему возможность поддерживать лётные качества .
В такое время у голубки , вероятно , созревало чувство несправедливости с моей стороны и она , выражая своё недовольство, с бешенством носилась в ограниченном металлической сеткой пространстве вольера , невольно привлекая внимание к себе...

Осенний перелёт пернатой братии , особенно скалистых голубей и горлиц , возбуждал ДИКУШКУ неимоверно  и  я опасался , что сизокрылая бестия повредит себя , налетая на ограждение вольера . И когда в очередной раз затворница устроила истерию , я, перекрестясь ,  распахнул в вольере дверь ...

2009 г.


Рецензии