Один день в Риме

Было очень раннее утро, почти ночь, когда я прибыла на вокзал Термини. Рим встретим меня неприветливо. Едва показавшееся на горизонте солнце было так низко, что не могло пробиться внутрь тесных дворов и узких улочек. Я решила искать метро и ехать куда-нибудь в центр.

В Рим меня привело обычное для путешественника желание повидать  древние развалины и средневековую архитектуру. Только приехав сюда, я поняла, что у меня ничего нет:ни карты города, ни схемы метро, ни продуманного маршрута,  ни планов, ни итальянского языка. Лишь немного денег в кармане, фотоаппарат и один день с пяти  утра до десяти вечера.

По рекомендации местных жителей   я вышла на площади Испании. Забавное место с лестницей, спуcкающейся прямо с небес в городские чертоги.
Откуда-то из-под земли раздавалось шикарное бельканто.  Сочный тенор с утра призывал солнце- О sole mio. Как оказалось, голос раздавался из туалета. Где туалет и где бельканто? В тот день на площади Испании они встретились, чтобы стать увертюрой к моему  вояжу.

Помню еще небольшой фонтан  то ли в виде рыбы, то ли лодки, в котором позже днем прохожие пили воду и обмывали ноги. Дети брызгались, бегали, смеялись, раскатисто и звонко на итальянский манер…Вспомнились черно-белые фильмы Фелинни. Захотелось простой крестьянской еды.

После недолгих раздумий отправилась бродить по близлежащим улочкам в поисках киоска с информацией для туристов. Итальянского я не знала, но  подумала, что турист и информация- слова скорее всего международные. Немного исковеркав их на итальянский манер, что-то вроде «информасьоне де туриста», я тыкала этими двумя итальянскими словами, как вилами, в каждого прохожего.

Результат был неутешительный. То ли оскорбленные моим русским итальянским, то ли в плену снобистских наклонностей важных столичных птиц, элегантных  и набриолиненных, они не желали меня понимать, тем боле отвечать.
Я перешла на английский, но нужного результата это не принесло. Теперь стало ясно, что они меня все же понимают, но будучи местными жителями вовсе не обязаны знать, где находятся информационные пункты.

Да и прохожих, честно говоря, в такую рань было не то, чтобы много. Кафе тоже еще не открылись. Я продолжала бродить по улицам, вглядываясь в вывески витрин.
Снуя по узким улочкам , я каким-то чудом вырулила на довольно широкую улицу- Via del Corso- и увидела вдалеке Белый дом на горе, похожий на Капитолий.  Это была площадь Венеции – я двинулась к ней.

Пока я шла, солнце  желтым киселем разлилось по улице, казавшейся на фоне прочих проспектом, на котором впрочем было все три полосы в обе стороны.
Людей тоже заметно прибавилось,что сильно увеличивало мои шансы раздобыть карту и хоть немного сориентироваться, где я и что мне надо посмотреть.
На глаза мне попался туристический красный двухпалубный автобус, который все время проезжал мимо  и непонятно было, где его ловить.  Справа от площади Венеции я увидела Форум и Колизей. Да тот самый Колизей, который просто стоял посреди улицы, как коллаж на туристической открытке.
Вновь решено было попытаться наладить контакт с местными. Я купила бутылочку фанты, прислонилась к ограждению и стала пялиться в журнал, который читал какой-то итальянец.
-Русская?- почему-то сразу определил он.
-Да русская, - ответила я.
-Ну что там у вас? Как дела? – разговор зашел о политике, но я была и этому рада, общение сулило возможность разузнать, что к чему.
После долгих расспросов я проследовала к Колизею и там оседлала все ж таки неподатливый красный автобус. Час наверно или больше каталась на второй палубе, наслаждаясь красотами Рима и неразборчивым голосом экскурсовода в наушниках. Помню мы проехали Пьяццо дель Пополо, и я отметила про себя, что нужно будет сюда непременно вернуться.

Позже нашлась и информационная стойка, где я разжилась картой и чувствовала себя  уже почти римлянкой.

Тут же, не долго думая, я  пристроилась в хвост  каким-то монашкам, и они перевели меня через Тибр, который почти что ручей в камне, к замку Ангела, а потом и к площади святого Петра. Собор поразил меня размером статуй Пап, они были исполинского роста метров пять, а то и больше. Все здесь должно было внушать страх и трепет - было любопытно, но как-то неуютно. С высоты смотровой площадки Собора святого Петра открывался лучший, как говорили, вид на Рим. Он оказался маленьким и ужасно милым. Затем я последовала в музей Ватикана. Здесь великим было буквально все, от чего разбегались глаза и накатывала усталость пресыщенности  от бесчисленных произведений Рафаэля, Леонардо и Микеланджело,  среди которых меня покорила Пьета- пронзительное в своей простоте человеческое горе матери, лишившейся сына, удивительным образом контрастировала с помпезностью прочих скульптур, фресок, полотен. Поражает то, что  трагедия в интерпретации Микеланджело не старит Марию, а переносит во времена рождения Христа, изображая молодой и прекрасной.

После Ватикана решено было немного отдохнуть и двинуться в поисках фонтана Треви.
Фонтан действительно был великолепен. Там я зачем-то схватила цветы, видимо, для оживления фотографии, а потом, сделав несколько превосходных снимков, вернула их обратно недоуменной продавщице, которая резонно ожидала денег.

Фонтаны в Риме произвели на меня очень сильное впечатление. Невыносимая жара делала город похожим на пустыню, и фонтаны, помимо мраморно-кружевного обрамления воды, являли собой  еще некие оазисы, куда туристы как верблюды припадали для восстановления сил и небольшого отдыха перед следующим переходом по бетонно-булыжным джунглям. Очень хотелось найти фонтан пчел в форме открытой раковины,- маленький, но ошеломляющей по своей искренней красоте, но не случилось.

Проглотив булку с сыром и помидорами, я вернулась к Форуму и Колизею, где долго ходила между скамей-ступеней,  древних колонн и  ушедших под землю развалин,  представляя как веков двадцать назад здесь сидели люди и вкушали «хлеба и зрелищ» или жарко спорили на городских собраниях.

Было уже часа три. Солнце для конца сентября действительно палило нещадно - было около 35 . Решено было немного побродить по магазинам – звучит кощунственно для туриста, у которого всего один день на Рим, но там было прохладно и можно было присесть  и отдохнуть. Особенно мне нравилось заглядывать в местные лавки, витрины были сплошь усыпаны древними раритетами: от гобеленов до пыльных фолиантов и украшений, количество которых чудесным образом не уменьшалось, а увеличивалось с каждым годом.  «Торговцы  древностью» – так я про себя назвала римлян.

Неожиданно пошел дождь. Сильный, но быстрый, он только и успел, что загнать прохожих под козырьки крыш. Дождь едва промочил асфальт и закапал живительную влагу в старые камни. От жары влага стала моментально испаряться и город погрузился в незримую пелену парного молока.

Я случайно забрела на Piazza Navona  и не пожалела, умывшись в сказочно-резном фонтане четырех рек, покормив голубей и запечатлев в очередной раз вечный город в его парадном ракурсе.

Ноги уже были порядком изношены, и я охотно предалась изучению нравов местных жителей.  Присела на скамейку в тени и стала наблюдать за демонстрацией против установки какого-то знака на площади. Человек триста горластых и страстных наперебой кричали какие-то лозунги , развернули плакаты , и уже внутри своей группы яростно что-то обсуждали, спорили, доказывали.  Накал страстей зашкаливал: самые рьяные были похожи на бойцовых петухов, которые подпрыгивали в воздух на встречу друг другу и бились крепкими грудными клетками. Смоляные их кудри развивались в воздухе. Казалось, еще немного и полетят перья. Но вдруг они неожиданно успокаивались и уходили в тень, уступая место другим бойцам, отчего увиденное казалось неким ритуалом или представлением. Карабинеры спокойно отдыхали в тени деревьев, изредка поглядывая в сторону митингующих так, как если бы это были крикливые торговцы на рынке.

Немного передохнув за лицезрением дежурных итальянских горлопанов,  побрела к Площади Народа, где вкусно поужинала и даже выпила немного освежающего Пино Гриджо.
Странно, но вечером на закате я вновь оказалась на площади Испании. Затерявшись на ступеньках среди местных, наблюдала, как они проводят досуг, слушала итальянскую речь и пыталась  по жестам и прочим  красноречивым деталям догадаться, о чем  говорят. Молодежь играла на гитаре, пела что-то романтическое. У подножия скопилось множество мотороллеров, котов и лошадей, запряженных в красочные повозки.

Последний рывок был предпринят для просмотра оперного театра, горящего сотнями огней среди ночного Рима.  Грустно было прощаться с этой сокровищницей всего.  А Ночной Рим – это уже совсем другой город .Но  стемнело, а значит было поздно. "Ваше время истекло",- звучала в ушах коронная фраза из "Золушки".  Я поспешила на вокзал, приехав впрочем сильно заранее, не имея ни малейшего желания пропустить свой поезд.

На вокзале меня ждал еще один сюрприз- финальный аккорд в моей Римской серенаде. Мне повстречался  чрезмерно гостеприимный итальянец, немного навеселе, демонстрирующий  истинно римское радушие- такое желанное ранним утром и такое обременительное после восхода солнца.  Он довольно навязчиво, но не выходя за границы вежливости, предлагал  остаться  до завтра, переночевать у него,  чтоб наутро  осмотреть множество других интересных мест, суля свои услуги гида  и знатока всех городских тайн. Раз двадцать  он повторил, что деньги ничего не значат для Марко, что судя по всему означало, что я могу переночевать у него бесплатно.

Я вежливо поблагодарила и направилась в сторону поданного на платформу поезда. Села в вагон и провалилось в покачивающееся облако сна.


Рецензии