14-15 июля 2015

Словом, на свежем прохладном воздухе нахожусь, а это самое главное во время перехода к неизвестно чему, но априори более желательному, чем то, чем я жил там, в местах, которые покинул, продолжая свой неизменный путь вперёд и вверх, каким-то невероятным образом преодолев очередное оползание. Если сподоблюсь на нечто, похожее на возрождение, то расти не по дням, но по часам буду с младшей внучкой, которая должна родиться в течение предстоящего месяца! С кабелем для Инета дело затягивается, так что, по всей видимости, придётся и в этом летнем сезоне обходиться Скайлинком. Все наши уже в полном сборе в московском доме, откуда завтра-послезавтра махнут к нам. В начале следующей недели должны освободиться наши строители и продолжить работы в домах на участке. Приходится всё время кого-то или чего-то дожидаться, чтобы закончить или начать некий цикл работ. И при этом пытаться освоиться в новой, по сути, жизни, как в материальном смысле, так и обычном литературном ключе существования. Временами в последние полгода и в городе, и на природе сильно подводило здоровье, поэтому и осторожничаю, сидя на тех же лекарствах, которые придётся принимать пожизненно. Но пока сижу и пишу, то считаюсь здоровым и таковым себя чувствую.
6 октября 1968
«Неужто жизнь и вправду начинается после… ну, если не постижения, то хотя бы прикосновения смерти?! Неизбежное отмирание как необратимое движение. В существовании только жизнь и только смерть в физическом или духовном несуществовании. «Я мыслю, следовательно, я существую». Закрыть перспективу спасительного незнания – всё равно, что лишиться надежды на будущее или изъять из феноменальной жизни личностный отпечаток самосознания, внутреннюю свободу восприятия и мышления. Что значит, став самому себе абсолютно не нужным, перейти в антисуществование, продолжая по инерции положенный срок.
Прислушиваюсь к ночной таёжной тишине в час, когда восходящая луна плещет, просквозив поредевшие ветви тяжёлой ртутной жидкостью. Шок обречённости, тоска безразличия, сезонная предопределённость. Лёгкие порывы ветра, шорохи и всплески: очередные палые листья пополняют пышный осенний наст. Я могу их сравнивать со слезами и падучими звёздами, не размышляя об особой жизни зелёных деревьев, поглощающих углерод и выделяющих кислород, обогащая атмосферу, годную для дыхания. Но могу и тосковать об ограниченности людей, конечности всего сущего вплоть до всеобщей гибели в масштабе вселенной! Но стоит ли предаваться праздно-сентиментальному нагнетанию аналогий для заключительного патетического заклинания или восклицания. Этим как раз я был занят в момент описания важного, как мне тогда казалось, воспоминания или фантазии на тему о старике, провожающего похоронную процессию взглядом со слезой, мерцающей в ресницах….
В детстве с глубинными суеверными страхами, очевидно, на генном уровне смерти для меня также не существовало. Однако было любопытство к серьёзному отношению к ней тех, кого она уже коснулась. Невольно подражал этим людям, стесняясь и даже опасаясь сказать хоть слово или сделать лишнее движение. Неправдоподобность навек уходящих и окружающих их людей – вот что поражало прежде всего! И в то же время лёгкость перехода к плачу, как в другие моменты моментально подмывало на смех, когда, например, какой-нибудь взрослый дурак покажет палец мальцу, а тот в смех да не над пальцем, но взрослым дураком! Заставит умница-смерть задуматься о смысле жизни и цели существования, и тогда хоть смейся, хоть плачь, а всё одно получится! «Memento mori»!
Слушать тишину, мыслить, писать. Сообщаться с тем, что было и чего не стало, как с тем, что есть всегда, о чём постоянно напоминает книга собственной души, весьма способствующая моментальным переменам, происходящих единственно затем, чтобы неизменно оставаться собой самим. Если бы год назад мне сказали, что стану писать, расти и развиваться не по дням, но по часам, я бы просто рассмеялся: уж кто, кто, а я-то себя очень хорошо знаю! С каждым днём эта книга становится всё увлекательней и интересней, хотя и усложняются отношения с реальностью. «Искусство требует жертв». Помню, как едва научившись читать, почувствовал вкус и истинную страсть во время чтения «Робинзона Крузо». Помню, как не хотелось расставаться со своими героями, и с какой радостью снова возвращался к действу! Нечто подобное теперь происходит, когда пишу сам. Первые сильнейшие впечатления, яркие воспоминания «книги первого прочтения», как выскажусь много позже.
Далее следуют мальчишеские рассуждения о поэте и поэзии, стремлении к совершенству как истине, о человеческой совести художника…. Всё это опускаю, поскольку малоинтересно, ибо слишком правильно, если не прямолинейно типа «сущность женщины горизонтальная»! И подлецы могут и должны говорить правильные вещи, иначе всем сразу будет видно: этот человек – подлец!
Поэзия. Совесть в вечном споре с характером, натурой. «Поэт разговаривает с Богом или сам с собой, а мир его подслушивает»! Важно не потерять детскую доверчивость, отзывчивость, способность к состраданию, матерея по мере роста и становления в постоянной борьбе с обстоятельствами, поскольку без любви-сопротивления теряется острота восприятия и ослабевает, притупляется воля выражения!
Прочитал стихотворение, в котором «море успокаивает, вроде брома»…. Море. Свободная стихия, что и в штиль слегка волнуется. В тяжёлом плеске волн и тишине шумного прибоя чувствуется внешнее безразличие молчаливо мыслящего пророка. У берега, помимо всего прочего, море волнуется всегда! Хорошо, допускаю, что пережиты крупные неприятности, и море успокаивает как старый верный друг, хотя и встреча с другом после долгой разлуки, о чём упоминается в контексте, тоже волнует! Где поэзия, глубина постижения, характерность? Так, скользнула верная вроде бы мыслишка, и получите образ со свойствами брома под рукой, вызывая зевки, присущие этому испытанному успокоительному снадобью. Попутный пример. Разбушевавшееся море, которое грозило опрокинуть судно, мы успокоили, как бромом, вылив за борт несколько бочек масла. Оно (масло) сковало волны у бортов, что смирительная рубашка буйнопомешанного. Кстати, попутно пришедший второй образ, оказавшись сильней и характерней первого, несколько смазал его. Единственная постоянная моря, его самый устойчивый образ, – это стабильно, как уровень моря!  Хотя и походит на речь недоучившегося или переучившегося инженера, если не франта подворотни…. Что называется стремление к достоверности, если красота, как таковая отсутствует.


Рецензии
Извините, что задержалась с рецензией - пришлось отвлечься, чтобы обед приготовить.
С удовольствием почитала Ваши стихи. (Неизвестный читатель 108 - это я). И вот мои впечатления:
Вы не наврали. Вы действительно не СОЧИНЯЕТЕ.
Иногда даже смысл написанного Вами ускользает, остаются только звуки, вибрация, фон. И ещё меня порадовала чистота этой вибрации. Темечком чувствуешь, как сверху поток на тебя давит. Замучили, честно говоря, уже те, кто на своём уровне присоединиться к тебе пытается. Да так настойчиво!
Попозже ещё почитаю. Мне понравилось.

Ирина Ринц   16.07.2015 15:09     Заявить о нарушении
Вот за это большущее спасибо. Не понял только насчёт мучителей ваших. Неужели вы и меня присоединили к тем, "кто на своём уровне присоединиться пытается. Да так настойчиво"! А вообще это всё неплохо, раз сигналы поступают.

Игорь Миллер   16.07.2015 22:57   Заявить о нарушении
Что? Нет. Чита

Ирина Ринц   16.07.2015 23:36   Заявить о нарушении
Извините, вытряхивала из клавиатуры крошки и недописанное сообщение случайно отправилось.
Читайте внимательнее. Я как раз радуюсь, что ощущаю подобное воздействие в противовес указанному.
И насчёт "мучителей" Вы тоже загнули. Это мы так - поиграли немного.

Ирина Ринц   16.07.2015 23:41   Заявить о нарушении
Так не мои слова. Короче, я всё воспринимаю нормально. Рад нашему знакомству и общению.

Игорь Миллер   16.07.2015 23:44   Заявить о нарушении
Знаете, у меня была однокурсница, которая с подачи своей мамы была убеждена в том, что спецслужбы прослушивают её телефон, потому что она верующая. Она на полном серьёзе таинственным шёпотом рассказывала, как, стоит ей поднять трубку, там раздаётся таинственный щелчок, означающий, что чекисты не дремлют.
Я это к тому, что на меня никто не охотится, и вообще я фигурально.

Ирина Ринц   17.07.2015 00:04   Заявить о нарушении
А меня натурально давили и мучали достойные люди, которых любишь через сопротивление, поскольку не можешь им не подражать в силу своей несамодостаточности по отношению к ним. Люди таким образом растут и становятся лучше, преодолевая самих себя. Я только в этом благородном смысле.

Игорь Миллер   17.07.2015 11:13   Заявить о нарушении
Это Вы про тех "мучителей"? Да они просто придурки безответственные. Развлекаются от безделья.
Настоящий "мучитель" у меня тоже есть. Так я его люблю безо всякого насилия над собой. Сначала Любовь, а с ней всё легко и приятно.

Ирина Ринц   17.07.2015 11:27   Заявить о нарушении
Замечательно и чисто по женски!

Игорь Миллер   17.07.2015 11:54   Заявить о нарушении
Именно! А у мужчин как всё драматично: борьба самомнений, наступание на горло собственной песне, горючие слёзы проигравшего в битве за звание доминантного самца... А любовь - это же так унизительно, не по-мужски как-то. Вот и получается парадокс, что только самые мужественные находят в себе мужество ступить на этот немужественный путь.

Ирина Ринц   17.07.2015 13:07   Заявить о нарушении
Пламенное заклинание для публики в лице третьего лишнего! Публика любит, когда выпускают пар. Я тут не при чём. Интерактивная реакция лучших образцов. Моментальная перемена погоды. Сейчас пойдёт дождь. Но потом, надеюсь, снова выйдет солнечная улыбка из-за туч и облаков.

Игорь Миллер   17.07.2015 15:11   Заявить о нарушении
Это Вы так обиделись? Совершенно напрасно. Вы просто не улавливаете некоторых нюансов. Про пар и третьего лишнего - это всё мимо. Я искренна в каждый момент своего бытия (даже когда немного лукавлю). Просто существуют во времени некоторые критические точки, пройдя которые, ничего вернуть уже нельзя. Всё хорошо вовремя - понимаете? А потом уже невозможно.

Ирина Ринц   17.07.2015 15:25   Заявить о нарушении
Ирина, какие могут обиды, Боже упаси. Я так среагировал на весьма неожиданную вашу реплику, вот и всё. Неужели в том, что я написал чувствуется не то, что обида, хоть бледная тень недовольства?! Пишите, что хотите и как хотите без всякого стеснения. Я уже большой мальчик.

Игорь Миллер   17.07.2015 18:24   Заявить о нарушении
Так я пыталась понять, что это было. Хорошо, что обозналась.
А Вы, значит, над схваткой. Чудесно.
Вы не рассказали про духовную цель, на которую работаете. Или это секрет?

Ирина Ринц   17.07.2015 18:30   Заявить о нарушении
А разве я обещал нечто такое? Тем более что "цели могут меняться, но смысл должен быть крепко усвоен". Всякое моё высказывание, особенно художественное, имеет свою духовную цель какого-то важного сообщения, которое либо находит своё место, либо продолжает движение в пространстве до определённой встречи и слияния. Например, мышление по вертикали, одновременно находясь во многих временах, где помимо сжатых сроков от и до существует до и после, то есть мир без меня до моего рождения и после моей смерти. На уровне бессмертия, которого может достигнуть любой смертный эти вещи воспринимаются элементарно.

Игорь Миллер   17.07.2015 18:51   Заявить о нарушении
А, так Вы уже в обители чистых смыслов! Где цель теряется в фейерверке реализаций. Не буду Вам мешать. Или Вы там скучаете?

Ирина Ринц   17.07.2015 20:27   Заявить о нарушении
Скучать не приходилось. Народец подсобрался. Радости тела (в новой парной) и желудка. Теперь снова по возможности уединяться и налаживаться. У вас, очевидно, тоже выходные.

Игорь Миллер   18.07.2015 11:52   Заявить о нарушении
У меня отпуск.

Ирина Ринц   18.07.2015 11:59   Заявить о нарушении
А у меня бессрочный отпуск продолжается без малого лет 15, но отдыхать по-человечески так и не научился, как, впрочем, и трудиться по-настоящему. Одно вытекает из другого. Испорчен был когда-то одержимостью, которой тем не менее не знаю как благодарен.

Игорь Миллер   18.07.2015 14:04   Заявить о нарушении
Ну, отдых - это не смысл жизни. Умеешь ты отдыхать, или нет, главное - результат.

Ирина Ринц   18.07.2015 15:06   Заявить о нарушении
http://www.stihi.ru/cgi-bin/login/page.pl
Здесь тоже кое-что о смысле и цели.

Игорь Миллер   18.07.2015 17:52   Заявить о нарушении
http://www.stihi.ru/2015/07/18/6111
Пардон, вот так будет лучше.

Игорь Миллер   18.07.2015 17:56   Заявить о нарушении
Глубокомысленно.

Ирина Ринц   18.07.2015 19:58   Заявить о нарушении
Ну, пусть будет так.

Игорь Миллер   19.07.2015 10:18   Заявить о нарушении
Ужасно захотелось почитать одну вещь. Лет двадцать назад попалась мне в руки - помните, была в советские времена такая серия "Зарубежная повесть"? - попалась мне в одном из этих солидных сборников повесть одного греческого автора. Василис Василикос "Растение". Его у нас издавали, по-моему, только потому, что он что-то о греческих коммунистах написал (про какое-то там восстание).
Жаль в интернете не удалось найти. А библиотеки наши пока-то переведут свои фонды в электронный вид...

Ирина Ринц   19.07.2015 18:42   Заявить о нарушении
А я хотел вас познакомить с одной своеобразной дамой из Харькова, публикущей на Стихире интересные стихи, используя специальные научные термины. Но имя безнадёжно забыл. Сборники эти знаю, какие-то в библиотеке есть, но вряд ли я в ближайшее время буду в Москве. Имя автора мне ничего не говорит.

Игорь Миллер   19.07.2015 19:55   Заявить о нарушении
Так и я в ближайшее время вряд ли буду в Москве.
А Вы решили, что это такой подкат? Нет, это просто мысли вслух.
А сборник у меня у самой когда-то был. Куда делся - не представляю.
Не знаю, как в Элладе, но в России вряд ли кто-то вообще этого автора знает. И я-то наткнулась на него случайно. Я к чему всё это? Художественные произведения - они как флаконы с закупоренным внутри конгломератом эмоций, образов и идей. Иногда хочется определённое состояние повторить. Тогда снимаешь с полки книгу и - пожалуйста, наслаждайся.

Ирина Ринц   19.07.2015 20:58   Заявить о нарушении
Нет, я понял правильно, поскольку сам в своё время много хорошего находил в этих сборниках, помню, что парочка точно где-то завалялась, но убей меня гром, если знаю, где или уверен, что найду. Однако знаю точно, что повторить ощущения не удастся, и вообще можно разочароваться, поскольку дважды в не входят в один и тот же поток. Так кажется. Сохраните то, что вам кажется хорошим. и дело с концом.

Игорь Миллер   19.07.2015 21:23   Заявить о нарушении
Ошибаетесь. Я же не гипотетически это сказала. Я постоянно так делаю. Для меня в определённом сочетании знаков определённого автора зашифровано определённое состояние. Я всю жизнь так делаю. Раньше (особенно когда ещё в школе училась) я некоторые книги перечитывала по двадцать раз подряд. Совсем как те лабораторные крыски, которым вживили в мозг электроды, раздражающие зону наслаждения в мозгу, и показали кнопку, которая их активизирует.
И до сих пор, когда хочу к памятному ощущению вернуться, перечитываю те места, которые эти ощущения вызывают. Правда случается это всё реже. Поскольку всё больше ценишь внутреннюю тишину, и не ищешь больше СОСТОЯНИЙ.

Ирина Ринц   19.07.2015 22:07   Заявить о нарушении
Ирина, Растение Василикоса можно скачать. Ищи только по Гуглу (605 МГб)

Игорь Миллер   20.07.2015 00:41   Заявить о нарушении
Да Вы что?! Вот спасибо! Немного стыдно за свою беспомощность, но не смертельно.

Ирина Ринц   20.07.2015 00:47   Заявить о нарушении
Печалька, мой друг. Я не оставляю свой номер телефона на непонятных сайтах в интернете. Но всё равно спасибо.

Ирина Ринц   20.07.2015 00:54   Заявить о нарушении
Слушайте, оказалось, что "Растение" входит в трилогию. Там ещё есть "Колодец" и "Явление ангела".
Ну Вы подумайте только: я могла всего этого так и не узнать! Отдельное спасибо.

Ирина Ринц   20.07.2015 00:59   Заявить о нарушении
Рад, что вы хоть новую информацию получили. Время от времени шерстите Гугл, и я уверен, что отыщете то, что ищете.

Игорь Миллер   20.07.2015 12:33   Заявить о нарушении
Иногда информация приходит из самых неожиданных источников. Доверюсь Гуглу (не полностью, конечно). Благодарю за совет.

Ирина Ринц   20.07.2015 15:29   Заявить о нарушении