Немного споттинга в середине лета. Руслан

            

            Споттинг (от английского слова «spot» — «увидеть», «опознать»; также — Авиационный споттинг) — вид хобби, заключающийся в наблюдении за самолётами и ведение их реестра. Часто сопровождается фотографированием.

            Радар споттинг - отслеживание самолетов с помощью технологии ADS-B в реальном времени и онлайн доступе на специализированных серверах Интернета или на собственном компьютере при подключении к нему портативного авиарадара.

            

            

            Мои скромные начинания в споттинге начались спонтанно и с... ошибки

            24 июня около полудня вовремя сориентировался на гул двигателей и довольно удачно сделал фото самолета Ан-124-100 «Руслан».

            Выпущенные шасси самолета, относительно небольшая высота (менее километра) – все это свидетельствовало о заходе самолета на посадку на Чкаловский аэродром. Именно в этом направлении, по огромной дуге по часовой стрелке заходят на посадку пролетающие мимо дома или над домом на небольшой высоте самолеты.

            Уверенный в этом, не стал отслеживать дальнейший полет и зачехлил фотоаппаратуру. А чуть позже…

            Когда над головой ежедневно пролетают самолеты разных типов, то рано или поздно обязательно возникнут вопросы – откуда и куда они летят.

            Так вот, чуть позже, когда рассматривал отснятые фото, возник вопрос, откуда прилетел «Руслан»? Вопрос «куда?» в моем случае снимался автоматически, потому что впереди за лесным горизонтом в 25 верстах находится только Чкаловский аэродром.

            Проверить решил на одном из интернетовском сервере наблюдения за полетами самолетов. Есть на нем режим «Playback», который позволяет просмотреть сохраненные записи авиационных маршрутов. Диапазон скоростей «прокрутки» записей очень удобный – от 12 до 120 кратного ускорения реального времени, что позволяет просмотреть все суточные полеты за 12 минут.

            А поскольку в EXIF info фото зафиксировано точное время съемки 11:30:57 мск, то задача упростилась до выставления этого времени на плеере «Playback». Вернее, времени съемки за минусом 3-х часов, так как часы на сервере отображают Всемирное координированное время (UTC).

            Неожиданным для меня стало движение на карте сервера интересующего меня самолета не в сторону Чкаловского аэродрома, а наоборот – с его стороны. Наблюдаемый мной самолет не садился, а взлетал!

            Возникшее недоумение, почему тяжелый транспортный самолет, совершив уже после взлёта правый вираж, до сих пор не убрал шасси, тем не менее, отошло на второй план. Ведь задача кардинально изменилась, теперь предстояло узнать, куда летел самолет?

            Но сервер не дал полного ответа на этот вопрос.

            Визуальное отображение маршрута на карте прервалось после Калуги, в районе населенных пунктов с оригинальными названиями – Мошонки, Берды, Высокое, Коробки, Острова. Над этой местностью «Руслан» двигался на высоте 5522 метра со скоростью 420 километров в час курсом 228 градусов (в юго-западном направлении). Нулевая вертикальная скорость самолета в это время свидетельствовала, что ни о какой скорой посадке речь идти не могла.

            Так почему же самолет исчез? И куда же он все же направлялся?

            Здесь надо немного отвлечься от основной темы и объяснить принцип работы радар споттинга – отслеживания самолетов.

            Практически все самолеты ныне оборудованы авиационными транспондерами (ответчиками ADS-B), которые ежесекундно передают информацию о типе, высоте и скорости воздушного судна и 4-значный идентификационный код ответчика (squawk code).

            На земле же любителями и добровольцами в своих квартирах и домах установлено несколько сотен приемных станций ADS-B, которые получают эту информацию от находящихся в воздухе самолетов и через интернет передают на отслеживающий сервер системы, где информация обрабатывается и совмещается с картой. В итоге мы наблюдаем движение этих самолётов на карте в режиме реального времени.

            Собственно говоря, приемная станция представляет собой миниатюрный приемник (респект научному прогрессу), конструктивно и по размерам похожий на обычную флэшку и столь же миниатюрную антенну.  Такой приемник может принимать информацию от самолетов на расстоянии от 100 километров.

            В местности, где любителей радар споттинга мало или таковые отсутствуют, отслеживание самолетов на карте прерывается.

            Как я неоднократно замечал, слабой является зона покрытия над Белоруссией, в частности при полете самолетов над знаменитыми Пинскими болотами, что многие несведущие в организации наблюдения за самолетами связывают якобы с запретом их осуществления в Белоруссии. А на самом деле, в некоторых районах просто некому отслеживать…

            Непосредственно перед посадкой самолеты, летящие уже на низкой высоте, также перестают отображаться на карте, что можно объяснить проблемами прямой связи приемника ADS-B с самолетом из-за помех в виде высоких зданий. А взлетающие самолеты по этой же причине начинают отображаться на карте только после набора небольшой высоты (400-600 метров).

            Поэтому на первый вопрос можно смело ответить, что самолет никуда не пропадал, он просто оказался в районе, который находился вне зоны покрытия сети станций ADS-B. И, судя по курсу, самолет направлялся в область, гимном которой с 1998 года является песня «Шумел сурово Брянский лес»! 

            Таким образом, конечный пункт маршрута был «вчерне» определен – один из аэродромов Брянской области.

            Не успел еще написать, что по данным ADS-B наблюдаемый самолет имеет бортовой номер RA-82302 и принадлежит ВВС России (Russian Air Force), а визуально наблюдаемая на киле самолета эмблема (стилизованные под белых лебедей цифры 224 на фоне голубого круга) принадлежит авиакомпании «224 Лётный отряд», которая эксплуатирует самолеты типа Ан-124-100.

            Еще один краткий поиск в Google, и вот результат – все самолеты Ан-124-100 «224-го Лётного отряда» приписаны к военному аэродрому Сеща Брянской области. Вот и получается, что «Руслан» летел домой!

            Несколько слов об этом аэродроме.

            Аэродром Сеща является уникальным сооружением в мире.

            Аэродром имеет своеобразную форму: рулёжные дорожки построены по окружности диаметром около 2000 м. Внутри этого круга находятся две пересекающиеся взлетно-посадочные полосы. Основная ВВП ориентирована строго с запада на восток, а вторая, ныне не используемая – с северо-запада на юго-восток. На аэрофотоснимке Люфтваффе от 19.08.1943 г. указана длина этих полос на то время - 1670 и 820 метров.

            Строительство аэродрома для тяжёлой авиации было начало в 1931 году. С 1932 года здесь базировалась «9-я тяжелобомбардировочная бригада имени 10-го Всесоюзного съезда Ленинского комсомола», к 1936 году укомплектованная крупнейшими довоенными бомбардировщиками ТБ-3Р. Пять входивших в бригаду эскадрилий носили имена Ворошилова, Кагановича, Кирова, Постышева и Косарева.

            9 августа 1941 года немецкие войска Сещу. На Сещинском аэродроме обосновалась крупная немецкая база Второго воздушного флота Люфтваффе. Три сотни немецких бомбардировщиков систематически совершали с аэродрома налеты на Москву и другие города Советского Союза.

            Аэродром, значащийся в документах Люфтваффе как «Seschtschinskaja» с октября 1942 г. по май 1943 г. служил также базой для одной из эскадрильи дальних разведчиков Люфтваффе.

            Поэтому войска ПВО Люфтваффе обеспечили сильнейшее зенитное прикрытие аэродрома Сеща. В оперативных сводках советского командования оно характеризовалась фразой «Зенитная оборона объекта, превосходит все виденное ранее».

            В настоящее время аэродром входит в состав 6955-й авиационной базы 1-го разряда. Также на аэродроме базируются самолеты Ан-124-100 эксплуатируемые ОАО Государственная авиакомпания «224 Лётный отряд».  После ремонтных и восстановительных работает активно сейчас эксплуатируются только 10 самолетов Ан-124-100.

            Когда уже была исчерпана первоначальная программа поиска решил снова вернуться к фактору, первоначально сбившему меня с толку – неубранное шасси самолета, и перепроверить его.

            В Интернете нашел увесистое (444 страницы!) «Руководство по летной эксплуатации самолета Ан-124-100» от 1993 года.

            Согласно этому Руководству пилоты убирают шасси Ан-124-100 сразу же после взлета на высоте не менее 10 метров и достижения определенной скорости, после чего самолет приступает к набору высоты. А вот выпуск шасси на самолете Ан-124-100 пилоты обязаны произвести до достижения высоты начала визуального захода на посадку - на удалении 30-40 км. от взлетно-посадочной полосы.

            Таким образом, отснятый на фото самолет все-таки идет на посадку! А на карте радар споттинга я наблюдал запись полета другого самолета Ан-124-100, взлет которого совпал с посадкой другого.

            Во всех воздушных парадах в Москве неизменно участвуют самолеты Ан-124-100. Не был ли один из отслеживаемых мной «Русланов» участником парада 2015 года?

            В воздушном параде Победы 9 мая 2015 года в Москве кадры полета Ан-124-100 над Кремлем https://youtu.be/xsHbBnOPlJ0 сопровождались комментарием диктора:

            «В воздухе самый крупный самолет Ан-124-100 «Руслан», носящий имя «Владимир Гладилин».

            Еще один поиск в Google и выясняю, что имя «Владимир Гладилин» носит Ан-124-100 с бортовым номером RF-82032. Я же по карте отслеживал маршрут самолета с бортовым номером RA-82032. Ошибка? Как выяснилось, нет! Обычная перерегистрация.

            Самолет Ан-124-100 (заводской № 9773052832051) в разные годы имел разные опознавательные государственные знаки (буквы перед цифровым номером):

            с 1988 г. до 1993 г. - СССР-82032,

            с 1993 г. до 2015 г. – RA-82032,

            с 2015 года – RF-82032.

            А 5 октября 2013 самолету присвоено имя «Владимир Гладилин» в честь генерал-лейтенанта авиации Владимира Гладилина.

            Участвующий в воздушном параде Победы, самолет нес на своем киле опознавательный знаки ВВС России – красную звезду с окантовкой белой и красной линиями, черно-белую надпись «ВВС РОССИИ», а имя «Владимир Гладилин» красными буквами нанесено в носовой части фюзеляжа.

            На моем же фото на борту самолета иные опознавательные знаки - круглая эмблемы 224-го авиаотряда и российский триколор.

            Это еще раз подтвердило мою ошибку – перепутал два самолета.

            Сейчас уже нельзя уточнить, откуда прилетел Ан-124-100, что виден на фото и каков его бортовой номер, так как режим «Playback» этого сервер хранит информацию только за последнюю неделю.

            Однозначно можно сказать только одно – он входит в десятку летающих «Русланов», «домашний» аэродром которых я описал…

            И летают они довольно мало. Статистика полетов борта RF-82032 такова:

            - средний налёт в месяц - 8 часов

            - количество рейсов в неделю – 0,9

            - средняя продолжительность рейса – 2,2 часа. 

            Поэтому мне в какой-то степени мне повезло – не выходя из дома заснять заходящего на посадку «Руслана» на Чкаловский аэродром в то время как другой «Руслан» взлетает с этого аэродрома.

            

            На заглавном фотоколлаже помимо самолета с так и не определенным бортовым номером:

            - эмблема 224-го авиаотряда,

            - карта радар споттинга с отслеженным полетом Ан-124-100 бортовой № RF-82032,

            - аэродром Сеща на спутниковой карте Gogle,

            - аэродром Сеща на аэрофотоснимке Люфтваффе от 19.08.1943 г.

            

            


Рецензии
Генадий! Удивительное у Вас увлкчение и, как вижу, захватывающее. Еще я понял, что Вы не одиноки в этом хобби. А для меня всё это - темный лес, нет нужной базы, нет нужных знаний. однако прочитал с интересом.
Всего Вам доброго.
С уважением

Вадим Прохоркин   16.07.2015 17:00     Заявить о нарушении
Это, Вадим, только начало!
Сейчас готовлю продолжение по уже отснятым фото другого типа
Перспективы здесь большие - на Чкаловском базируются и самолеты МЧС (госпитали) и самолеты, перевозящие бронированные лимузины руководителей страны при их визитах в другие города.

Если честно, то не ожидал такого скорого появления Вас на своей странице
Текст то большой, берегите глаза!

С уважением и пожеланием здоровья!

Генадий Леонов   16.07.2015 17:28   Заявить о нарушении
Не удержался, чтобы не прочесть и не откликнулся.
Обещаю больше режим не нарушать. До встречи.
Вадим

Вадим Прохоркин   16.07.2015 19:41   Заявить о нарушении
не откликнуться.

Вадим Прохоркин   16.07.2015 19:53   Заявить о нарушении
Спасибо!

Генадий Леонов   16.07.2015 19:54   Заявить о нарушении
Респект Вам Генадий.
Я помню когда репетиция Парада была в этом году, я была дома и когда пролетали тяжёлые самолёты , живу ведь недалеко от Красной площади поэтому они ещё высоты нужной не набрали, гул стоял такой что я думала наш дом рассыплется от этого звука. Я не догадалась сфотографировать.
Я помню когда муж летал на Камчатку в командировку в посёлок Ключи, там была военная база где занималась испытанием нового вооружения, они всегда улетали из аэропорта Быково. Самолёт был военный и летел странным маршрутом не над страной а вдоль северного морского пути. Уже давно нет той базы, в интернете выдела материал о тех местах. От части остались ржавые бараки. Почти тридцать лет прошло. И вооружение которым они занимались при Горбачёве на металлолом разрезали.

Валюш Ка   22.08.2015 20:45   Заявить о нарушении