Свинья и зонтик

Как-то так часто случалось, что я терял зонтики: оставлял, забывал, возвращался – не находил. Ну, не велика потеря: забыл – и ладно. Впрочем, иногда было жалко. Вот, к слову, был у меня зонт London Fog, с загогулиной-рукояткой из красного дерева: большой, красивый, дорогой. Так и его я оставил в баре «Чайка», в том, что на углу Невского проспекта и Набережной канала Грибоедова.* То есть попил пива, сполз с высокого барного стула, под которым и находился мокрый от дождя зонт, вышел на улицу, увидел, что дождь так и не прекратился, вернулся в бар – а зонта и след простыл. Спрашиваю бармена - не видел ли тот мой зонт: минута, дескать, лишь прошла, как я ушёл. В ответ – «неподдельное» удивление, округлённые глаза, мутный взгляд. На нет – и суда нет… Вернулся домой как мокрая курица.

К зонтикам ещё вернёмся, а пока – несколько слов о океанском рейсе, в котором и происходили описываемые ниже события. В те годы, после окончания Морской академии, я работал в море штурманом дальнего плавания. Рейс был действительно необычный, единственный для меня, в своём роде. А необычность ему придавало то обстоятельство, что со мной в путешествие отправилась и моя супруга. В Балтийском морском пароходстве, на морских судах которого я тогда трудился, на короткое, как выяснилось впоследствии, время стало возможным оформлять жён моряков как членов экипажа, и я воспользовался этим одним из первых.

И вот в Гватемале** вышли погулять в окрестностях порта***. Незаметно, увлёкшись разглядыванием местной флоры, мы оказались на вершине довольно высокого холма. Оттуда порт был виден как на ладони. Любуясь открывшимся видом, и я, и жена не сразу заметили рядом с собой крытую пальмовыми листьями хижину, небольшой дворик и привязанную к дереву свинью. Здесь, на возвышенности, как оказалось, жила семья, судя по всему – в крайней бедности и нужде.  Впрочем, в тот момент, кроме девочки лет пяти, никого в хижине и вокруг не было. Мы покрутились, прошлись взад-вперёд, досадуя на то, что нечем угостить ни девочку, ни свинью, и пошли вниз, ускоряя шаг при мысли о том, что скоро на пароходе ужин с макаронами по-флотски.

На следующий день, запасшись в судовой кладовой молоком, консервами, печеньем, конфетами и ещё всякой всячиной, снова поднялись на холм. На этот раз семья «аборигенов» была в сборе: во всяком случае, мы встретили родителей девочки. 

Бедные, бедные люди… Сдержано, но всё же они очень обрадовались нашим гостинцам. Кланялись, и по-своему благодарили. Понятно, что разговаривать мы не могли, не зная языка.  Жестами указали на пароход, показывая тем самым, кто мы и откуда. А они разводили руками: так вот, мол, и живём. Лица их были невесёлыми, вид понурый и удручённый. И лишь когда «речь» пошла о свинье, они преобразились и заулыбались: видимо, эта свинья была их главной надеждой и богатством.

Последний раз взглянув с холма вниз и кругом,  распрощались с хозяевами и побрели по крутой тропинке вниз. Уже у подножия нас застал дождь.

- Ну вот, зонт забыл наверху, - с досадой произнёс я, обнаружив, что его нет ни у меня, ни у супруги.
- Ничего, им он нужней, - ответила жена.
- И то верно, - сказал я, и мы оба улыбнулись.

Но тут послышался какой-то шум на тропинке выше нас – оттуда буквально скатывалась, скользя и одновременно перебирая ногами, девочка. В руках у неё был зонт, наш зонт. Она протянула его мне, глядя чистыми, светящимися, счастливыми - какими могут быть только в детстве – глазами, смущённо засмеялась и побежала наверх, домой.

Прошло много лет, но и теперь, когда слышу о Гватемале или вспоминаю эту страну, перед глазами всплывают холм, хижина, девочка, свинья … и зонтик.


* Российско-немецкий бар-ресторан "Чайка" ("самый восточный кабачок Гамбурга") закрыт 20 ноября 2011 года. г. Санкт-Петербург, Грибоедова канала наб., 14

** Название «Гватемала» происходит от астекского слова Cuauht;mall;n, означающего «место многих деревьев», производного от слова языка племени киче. Это название территории дали солдаты Тласкала, которые сопровождали Педро де Альварадо во время испанского завоевания.

*** Порт Санто Томас де Кастилья, куда мы прибыли на т/х "Владимир".


Рецензии
Приятный, трогательный рассказ о взаимной людской доброте, детской чистой, светлой душе.
Неторопливое повествование, краткость, точность выражений, образность.
Желаю Вам, Валерий, тепла окружающих людей и мира!
С уважением.


Маргарита Лосевская   25.10.2022 13:28     Заявить о нарушении
Мне действительно повезло в жизни с окружением - добрыми, чистыми, светлыми людьми. Ваш отклик и пожелания подтверждают это.

С благодарностью,

Валерий Соболев   25.10.2022 23:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.