Анечка
– Валентина Витальевна, когда к Вам подойти можно?
Простым вопрос был только по построению предложения, а по содержанию он был весьма странный. Ученица ведь не моя, из одиннадцатого класса. Я с недоумением переспросила:
– Что? Ко мне? Подойти?
Вопрос повторился в той же спокойно-деловой интонации. Я слова слышу, а сути не понимаю: зачем ко мне должна подойти Аня, если я её не учу? Никаких общих дел у нас нет, а она говорит так, как будто бы я должна знать, почему надо с ней встретиться. Причины не соображу. Зачем я ей понадобилась?
– Валентина Витальевна, когда мне к Вам подойти? – опять повторяет Аня.
– Зачем?
– Я буду Ваши уроки заменять?
– Когда?
– Седьмого марта.
– А, – доходит до «тормозящей училки», – это будет День дублёра.
– Да.
По традиции в нашей школе накануне Дня Учителя и 8 Марта проводится День дублёра: «училки» имеют возможность «побалдеть» за чаем, пока их ученики сами себя учат. Отношение у педагогов к этому дню разное. Кто-то сокрушается: «Пропали уроки!» Кто-то радуется: «Ну, хоть денёк отдохнём прямо в школе!» Кому-то вообще «до фонаря». А я, встречая очередной День дублёра, каждый раз старательно прогоняю давно застрявшую в мозгах мысль, что если бы в своё время сама побывала в роли «дублёра», будучи школьницей, то обошла бы школу десятой дорогой, будучи взрослой. Не всерьёз, но настойчиво такая мысль оживляется в голове два раза в год. Потом эта мысль покидает меня, и я снова погружаюсь с головой в мир уроков и тетрадок, Пушкина и Гоголя, орфографии и пунктуации, детских шалостей и проблем.
Смотрю на Анечку. Не шутит. Точно собралась вести уроки. Я Аню знаю: давным-давно учила её в пятом и шестом классе. А потом произошла «перетасовка» кадров. Класс, где училась Аня, у меня забрали – без моего ведома и согласия. Радости по этому поводу у меня, конечно, не было: класс был хороший.
Анечка и в одиннадцатом классе, но выглядит ещё совсем ребёнком, больше на девочку похожа, чем на девушку. Роста небольшого, носик в конопушках, волосы в косичку собраны. Маму Анину тоже знаю: она по профессии филолог, работает в библиотеке. Очень хотела быть учителем русского языка и литературы, ходила на замены, работала в школе лаборантом в ожидании часов, но потом уволилась и ушла в библиотеку.
– Ну,– соображаю вслух, – ты, Анечка, наверное, как мама, хочешь учителем-филологом стать?
– Не знаю ещё.
– А куда собралась поступать?
– Не решила ещё.
И вот, слушая такие односложные ответы Ани, думаю о том, что она мало изменилась с шестого класса: такая же тихая, застенчивая, скромная, как будто неуверенная в себе. И про себя уже соображаю: как же она справится с моими архаровцами из шестого класса? Если даже учителя с тридцатилетним стажем от них в ужасе бывают?
Честно Аню предупреждаю:
– В четверг у меня будет три урока. Девятиклассники спокойные, а вот шестой класс скорее буйный, чем нормальный. Ну-ну, ничего, – подбадриваю, опасаясь, что девочка сдрейфит и придётся мне самой об изъявительном наклонении изъязвительным ( как я сама себе говорю) шестиклашкам в свой «халявный» день рассказывать, – ничего не бойся, они хоть и не слышат и не видят никого, но под диктовку пишут очень старательно.
Аня подходит после занятий, обсуждаем с ней план-конспект уроков, я даю ей учебники.
– Анечка, я могу присутствовать на уроке, чтобы…
– Не надо, – отрицательно кивает головой девочка, не дослушав конца фразы.
Тихонькая, говорит мало, почти даже не говорит – так точнее сказать, а что и говорит – не расслышать даже. Ну, «съедят» её шестачки, будут бумажками весь урок кидаться и выкрикивать гадости. Но! сама себя, со своим ветеранским учительским стажем, успокаиваю: изъявительное наклонение глагола хоть и пострадает немного и ученики шестого класса недополучат на этом уроке необходимых знаний, но зато какой пользой обернётся в судьбе этой девчоночки предстоящий урок! Она увидит шестиклашек лицом к лицу, без усмиряющего ока и влияния педагога, и ни за что! никогда! не захочет быть учителем! Выберет себе спокойную профессию, сохранит нервы ( и здоровье, стало быть!) для родных деток, которые когда-то появятся. Пусть идёт! В конце концов 45 минут – это не тридцать лет и три года, а в предпраздничный день уроки у нас будут сокращены. Значит, короткие 30 минут – и долговечное спасение Анечки из лап Педагогики, которая уже жадно протянула руки к выпускнице, предполагая сделать её абитуриенткой педвуза. Шестачки покажут ей и кузькину мать, и где раки зимуют, и почём фунт лиха – они, шестачки, всё такое умеют и знают.
Наступило 7 Марта. С большой буквы пишу – в школе праздник. День Дублёра. Звонок на третий урок. За Аней закрываются двери кабинета русского языка. Перед этим туда с гиканьем и воплями индейцев из племени «оранчи-крикунчи» вваливается толпа мальчишек из шестого класса. Девчонки скромненько, но с любопытными взглядами в сторону «дублёра» заходят, прижимая к себе свои сумочки ( эпоха портфелей незаметно и давненько уже канула в вечность).
Выждав положенное время и убедившись, что вроде всё в порядке, что детки затихли, я откликаюсь на приглашение, звучащее по школьному радио. Учителей школы приглашают в первый кабинет на короткий урок, смысл которого «вернуться на минутку в детство», «побыть учениками». Ну, собственно говоря, не на «минутку», а на двадцать минут. Интересно посмотреть такое весёлое мероприятие, и я иду тоже, бросив свой караульный пост в лаборантской, двери которой располагаются напротив кабинета русского языка. Я решила сначала находиться там на всякий случай, если «дисциплины не будет». Но Любопытство одержало над Ответственностью сокрушительную победу. Уговорив себя, что «авось» и «всё будет хорошо», я пошла тоже «побыть ученицей» у всеобщей школьной любимицы Инессы, одиннадцатиклассницы, приготовившей урок для учителей.
Когда я вернулась в лаборантскую, до звонка оставалось ещё минут десять.
Делюсь своими опасениями с коллегой:
– Анечка такая тихонькая, несмелая, сорвут они ей урок…
– Правда, я её знаю, на голову ей сядут. Мы с учениками не справляемся иногда, даже порой приходится голос хорошенько повышать…
Прислушиваемся. Из кабинета не доносится ни одного звука. Какая-то потрясающая и устрашающая тишина.
– Ой, знаете, пойду-ка я на преступление. Сроду ухо к дверям не прикладывала подслушивать, а тут не могу выдержать. Пойду. Послушаю. Должны выкрикивать.
– Да зайдите просто. И посмотрите.
– Не могу, нельзя. Обещала Анечке, что не буду вмешиваться и любопытный нос совать. Да и Аня обещала, что если что, она за помощью обратится.
– Так и не беспокойтесь.
– Это тоже не могу, – полушутливо-полусерьёзно делаю предположение, – а вдруг они там с ней подрались, эти-то, буревестники эволюции, запросто могут. Или сбежали все с урока. Вместе с Аней? А?
– Ну, идите подслушивать, – смеётся коллега.
Возвращаюсь озадаченная: тихо! Ни звука. Ухо к дверям пристраиваю, а ничего не слышно. Если бы сама не видела, что в кабинет шестачки заходили, не поверила бы, что они там. Точно бы подумала, что вылетели в окошко в неизвестном направлении, как крестьяне из сказки о диком помещике.
Тридцать минут сокращённого урока в конце концов заканчиваются: звонок! Из соседних кабинетов начинают выходить и вываливаться с радостными криками детишки-ребятишки, вкусившие в день дублёра дух свободы.
Дверь кабинета русского языка по-прежнему закрыта. Но я уже могу зайти в класс не просто из любопытства, а на законных основаниях: перемена-то началась! Можно и «нос сунуть».
Открываю дверь класса. Картина торжественная, величественная и достойная изумления. Шестиклассники-буревестники смирно сидят за партами, ровненько, настроив ушки на макушке, держа в руках пёрышки-ручечки, преданно глядя на свою маленькую и тихонькую учительницу. Аня стоит перед ними с книгой в руках. Они не слышат звонка!!!
Вот это да! Тихая, несмелая, скромная… Ещё перед уроком честно сказавшая: «Да, волнуюсь, конечно». Не речистая и не заводная, не властная и не бойкая. А эти ли качества главные в учителе?
Умница Анечка, милая девочка, ты просто молодчинка! Вот какой урок получился – одним махом со всеми и всем справилась: и с изъявительным наклонением, и с изъязвительными шестачками, и со страхом и волнением «дебюта» и «боевого крещения». Ведь главное-то было: подготовиться, распланировать урок и воспользоваться эффектом неожиданности. Основы суворовской тактики и в педагогике не лишние: «глазомер, быстрота и натиск!»
Ну, мадам Педагогика, можешь получать свою добычу и радоваться!
Свидетельство о публикации №215071601421
Людмила Козлова 3 17.09.2015 09:14 Заявить о нарушении
Радостного и тёплого денёчка тебе!
Обнимаю, ЯВ:-)
Валентина Яроцкая 17.09.2015 10:24 Заявить о нарушении