Геннадий Заволокин - гармонист всея Руси

Это было похоже на чудо. В 1986 году Центральное телевидение показало программу «Играй, гармонь сибирская». 50 минут записи концерта лучших гармонистов Сибири, отснятого телевизионщиками в одном из Дворцов культуры Новосибирска. И произошел небывалый случай. Останкино завалили мешками  писем телезрителей с восторженными отзывами и требованиями продолжения. Так родилась телепередача «Играй, гармонь», так началась всероссийская слава ее автора и ведущего Геннадия Заволокина.

Мы еще помним образ этого удивительного человека, трагически погибшего летом 2001 года. Смеющийся озорно, всегда в центре пляшущей, поющей компании. Залихватские частушки, тягучие русские песни, хороводы, массовые гулянья на улицах и площадях российских городов и сел – таков «внешний» видеоряд еженедельной программы Заволокина. Внутренний всегда был гораздо глубже.

Заволокин сумел вскрыть потаенный пласт русской души. Вместе с ним являлись миру нерастраченные, неистертые, не выхолощенные десятилетиями, совершенно искренние, природные чувства русского человека. Он каждой своей передачей доказывал нам: вы думали русская деревня спилась? Русское село деградировало? Вы были уверены, что русская земля перестала рождать и растить таланты-самородки? Вас убедили, что народное творчество осталось только в виде профессиональных фольклорных ансамблей и подделок «а ля рюс» -  всяческих «Балаган Лимитед» или «Иван Купал»? Так смотрите! Смотрите и радуйтесь! А еще лучше, давайте к нам, в наш круг плясунов и частушечников, балалаечников и гармонистов, в стихию подлинного чувства и подлинного творчества!

Виктор Астафьев оставил такой отзыв: "Когда я смотрю по телевидению дивное действо под названием "Играй, гармонь!", меня всегда душат слезы".

Кто-то подсчитал: за время своего существования телепередача Геннадия Заволокина получила более 600 тысяч писем. В среднем – по сто в день!

После приезда съемочной группы Заволокина в какой-нибудь город, село или поселок, тысячи людей откликались на приглашение принять участие в съемках программы. Однажды в Набережных Челнах на стадионе собралось 50 тысяч зрителей. Не всякая поп-звезда первой величины способна собрать такую аудиторию! Причем, особенную аудиторию. Когда в тех же Челнах Заволокину пришлось просить зрителей пересесть с одной стороны на другую (из-за солнца, бьющего в телекамеры), все 50 тысяч спокойно, без давки и толканий, переместились на другую трибуну.

Зафиксированы удивительные случаи, когда, к примеру, после передачи Заволокина  один 80-летний старик впервые в жизни  взял в свои руки гармонь, выучился играть, да так, что у него потом отбоя не было от приглашений выступать.

Снимая материал для передачи по всей России,  монтаж ее Геннадий Дмитриевич всегда делал в Новосибирске. И это была, пожалуй, единственная телепрограмма, производство которой от начала и до конца осуществлено в далекой российской провинции. Заволокина часто спрашивали в пик его славы: почему он не переберется в столицу? Он отвечал спокойно, без пафоса: «Стоит мне пробыть в Москве три-четыре дня, как становится неспокойно на душе. Я сибиряк от роду. И этим все сказано. Я уверен: переберись я в Москву, передача бы долго не просуществовала. А если бы и просуществовала, то была бы другая, извращенная, что равносильно смерти».

Геннадий Заволокин родился в Томской области, в Парабели.  Его семья – из раскулаченных переселенцев, сосланных в Нарымский край в начале 30-х годов с Алтая и чудом оставшихся в живых после мучительной зимовки на одном из обских островов. Родители – Дмитрий и Степанида – поженились уже в Нарыме. Мать, из крепкой староверческой семьи, хоть и была неграмотная, но любила сказанья, знала множество народных песен. Отец был мастером игры на гармошке. В 1942 году ушел на фронт, и через несколько месяцев на него пришла похоронка. Но мать не поверила, молилась, ждала и – дождалась! Пришел ее Дмитрий, весь израненный, с перебитой рукой, но живой. В 1946 году родился у них средний сын Александр (старший Анатолий появился на свет до войны), а в 1948 – младший, Геннадий.

Как-то близкий родственник Заволокиных – дядя Вася, речник, капитан и большой любитель музыки, привез ребятам перламутровый баян. Геннадий вспоминал, что испытал настоящее потрясение, когда услышал звуки этого «удивительного, живого, поющего музыкального ящика»: «Я думал, что земля перевернулась, мир для меня расцветился какими-то безумными красками…»

Так, в далекой Парабели, начался путь замечательного музыканта, певца и композитора Геннадия Заволокина. До конца жизни Геннадий Дмитриевич с особым чувством вспоминал о своей малой родине. Незадолго до гибели он приезжал туда, отснял материал для передачи, побывал на могиле деда, похороненного на парабельском кладбище. Одна из самых пронзительных его песен, которую он исполнял вместе со своей дочерью Анастасией, называется «По Томской тайге…»

В 1953 году семья Заволокиных переехала в Новосибирскую область. Геннадий поступил в музучилище. Вместе с братом Александром долгое время выступал в народном ансамбле, пока не был замечен директором новосибирской филармонии. К 1986 году братья Заволокины были уже достаточно известными исполнителями частушек и русских народных песен. Однако подлинная слава ожидала их только после появления на свет телепередачи «Играй, гармонь».

Их дуэт с Александром впоследствие распался. Говорят, из-за чрезмерного пристрастия старшего брата к алкоголю. А старшим в их творческом деле уже давно был Геннадий.

К пятидесяти годам Геннадий Дмитриевич имел огромнейшую популярность. Но она его, как ни странно, тяготила. В последние годы жизни он стал человеком глубоко верующим, и даже подумывал об уходе в монастырь. В программе его выступлений все чаще появлялись духовные песни.
- Я только недавно узнал, что такое спасибо. – сказал как-то Геннадий Заволокин в одном из интервью. -  А до этого сорок пять лет я был певцом, глупцом и прокаженным, существовавшим неизвестно ради чего. Все мы знаем слова "мама", "папа", "Родина", а того, что "спасибо" означает "спаси Бог", не знает никто…

Его друзья утверждают, что Геннадий предчувствовал свою скорую смерть. В интервью пермскому журналисту, за три недели до гибели,  на вопрос: «Есть то, чего вы боитесь? Например, смерти?», он признался: «Смерть - это не трагедия для православного человека. Скорее это жизнь - трагедия, испытание. Иногда у меня бывает такое чувство, что я скоро умру, но страха в это время я не испытываю. Хотя о смерти думаю с сожалением, многое не успел».

Мистика, но в том же интервью прозвучал и вопрос о его любимой машине. Заволокин сказал, что машина у него есть «какая-то японская», но ее он сам не водит – отдал сыну Захару, да и вообще ездить на машине не любит.
Спустя три недели, 8 июля 2001 года, на трассе под Новосибирском, в «Тойоту», за рулем которой находился Захар, врезался выехавший на встречную полосу «Москвич». Удар пришелся на то место, где в обычной машине сидит водитель. Но «Тойота» была праворульная. Геннадий Заволокин получил множество травм, несовместимых с жизнью. Захар выжил.

Сегодня дочь Заволокина Анастасия и сын Захар продолжают дело отца. По-прежнему играет заволокинская гармонь. По-прежнему концерты ансамбля «Частушка», организованного Геннадием Дмитриевичем, собирает полные залы.

Но с гибелью Заволокина-отца все-таки ушло очень многое, чего возместить и восполнить нельзя. Ушла душа?

Сергей Никифоров.



 


Рецензии
знаю, что самого автора уже тоже нет в живы=х,но все равно пишу рецензию-замечательный рассказ о замечательном человеке,мой папа очень уважал Заволокина и,пока был жив,смотрел его передачу с радостью,да и сам был гармонистом

Елена Голобор 3   01.05.2018 18:43     Заявить о нарушении