Кумыс

                В. В. ПЛЕМЯННИКОВ               
                К У М Ы С
                (Эпизоды  юности  Д. Зверева)
               
   В  начале  восьмидесятых   прошлого века  меня  настиг  мой  хронический  бронхит  с  тяжелым   обострением.   Жена  Эммочка  устроила  меня  в  Краевой  аллергологический  центр,  лечение  в  котором  я  уже  заканчивал.  Осталось  подобрать   эффективную  форму  реабилитации  и  дальнейшей  жизни..  В эту  последнюю  неделю,  в  понедельник,  после  обеда  в  нашу  палату  вошла  сестра    Зинаида  Константиновна и веселым голосом сказа-ла:
               :  --  Мальчики,  вашего  полку  бронхитчиков  и  астматиков  прибыло.  Теперь  у  вас  полный  «экипаж».
Из -за  ее  спины  появилось  невеселое  лицо  сильно  постаревшего  Димки  Зверева - моего  институтского  одногруппника.  С  этого  момента  у  нас  начались  бесконечные  разговоры  о  прошлом.  Как - то  я  сказал  ему  ,  что  со  мной  разговаривал  мой  лечащий  врач  Нина  Викторовна  и  упомянула  о  бесполезности  кумысолечения  в  моем  случае.  Услышав  о  кумысе,  Дима  как - то  грустно  улыбнулся  и  сказал:     «Хочешь  я  расскажу  тебе  исто-рию  из  моей  жизни,  некоторым  образом  связанную  с  этим  напитком?  Ну,  слушай ...»    студенческой  жизний
 Весной  1955  года  после   экзаменов   за третий курс  все  разъехались  на  каникулы,  а  я  задержался - надо  было  сдать  старый  должок  по  лабораторной  работе.  Вот  тут -то  меня  и  обнаружил   Комитет ВЛКСМ   и   определил  меня   в бригаду для выполнения за-дания  Крайкома  комсомола.  Надо  было  проверить  работу  молодежного коллектива на заготовке  кормов  в   Хакасии.  Это   совхоз  «Красное  поле»,  бригада от  локомотивного  депо  станции  Тайга Томской области.. Командировка,    оформление ,  деньги и удостове-рение  -  все было вновь.  .
Рейсовый   ИЛ -14  перенес меня  за  9  рублей в Абакан.  В Обкоме  комсомола,  посове-товали   ехать  утром намеждугороднием  автобусе   до  Аскиза, а там  и совхоз   не  далеко.
     Остановился  в  гостинице   «Хакасия»  и  здесь  же   купил  обратный  билет  на  само-лет  на  субботний  вечер.  Знакомясь  с  городом   я  быстро  и  неожиданно  оказался  на  окраине.  Улица  превратилась  в  дорогу,  которая  уходила в  даль  по  ровной,  как  фут-больное  поле  травянистой  степи.  Теплый  ветерок  гнал  пыльную  поземку,  перебрасывая  ее  с  одной  обочины  на  другую.
 На  следующий  день  старенький   автобус  с  трудом  преодолевал расстояние до Аскиза  по  неухоженному  гравийному  тракту,  часто  съезжая  на  более  ровный  проселок,  по  обыкновению  идущий  рядом  с  основной  дорогой. Но было интересно, как по мере при-ближения к цели менялся  ландшафт. Мы ехали к Саянам  и  степь постепенно вспучивалась небольшими увалами, кое где покрытыми кустарником. В конце пути преобладали холмы и на некоторых из них самых больших с пологими склонами, рос нормальный лес.
Райком комсомола  отправил меня на  попутной машине до поселка  Красное поле. Это действительно было рядом.  И скоро я оказался в клубе совхоза, где   на  время  сенокоса  располагалась молодежная бригада.  Рабочий  день  был  в  разгаре  и  потому  я   застал  только     двух опрятно одетых  девушек.    Это были смешливая и черноглазая  повариха Наташа  и ее дежурная помощница Нина, очень молоденькая и очень серьезная, отчего  гу-стые и  красивые ее брови делались  «домиком».  Наташа после того,  как    познакомились, общалась  легко  и  много  рассказала
  --  Вся бригада  20 человек,  .в  основном парни, на работу уезжают  к  8  и возвраща-ются  в  7 - 8  вечера.  Кормлю своих ребят только  завтраком и ужином, а  обедают прямо  в  поле  вместе с  совхозными  рабочими. Траву косит совхоз косилкой, а наши собирают  вы-сохшие  сено  на конных граблях, сухое сено из валков на конных волокушах  доставляют к  стогам, которые  укладывают  по старинке. Ребята вечером сильно устают. Сегодня на ужин  окрошка. -  весело сверкала  она   своими   «черносливами»
- Ну вот,  все Вам и рассказала,   остальное  узнаете сами, Ой, Дим, Вы же с дороги, да-вайте  я   Вас  покормлю.
  После  обеда  оставалось  ждать  возвращения   ребят.
     Уже  смеркалось, когда   приехала   бригада  и   на улице  послышался   шум машины и цокот копыт.  . Они  вошли вместе , весело переговариваясь, в предвкушении вкусного ужи-на и долгожданного отдыха. Ловлю  на себе любопытные  взгляды. Наташа  по свойски  за рукав повела к молодому человеку с серыми внимательными глазами.      
    -  Это самый главный бригадир  Володя Долгих,  а это Дима  Зверев из Красноярска по комсомольской линии
     Володя выглядел старше своих ребят. Я рассказал о своем задании , на что он ответил 
  --  Сейчас будем ужинать , а после обсудим детали. 
 .  И снова услышали бригадира,  когда  все  сели  за  большой  стол
  -   К  нам из Красноярска прислали уполномоченного Крайкома комсомола, он студент и зовут его Дима  Зверев, мы рады его приезду и надеемся,  что  завтра  он  предъявит  свои  полномочия   на сеноуборке.  Вопросы к  Диме давайте прямо сейчас,  если есть.  Нет  пока,  ладно.  Да, напоминаю,  завтра по графику помогает Наташе  Варя Звонарева.
 Девушка с зелеными глазами возмущенно  повернулась к бригадиру
  --  Ну что Вы, Владимир Трофимович, я не маленькая и все помню.  Вот  будильник у Верочки попросила  -  вставать в  четыре утра 
  На что Володя поставил свою «точку»
 -  Была бы  большая ... ну  помнишь   и  хорошо.
Этим небольшим переперательством   бригадир невольно обратил мое внимание  на  Ва-рю, которая  после ужина вышла из-за  стола  и  оказалась действительно худенькой  не  вы-сокой   девушкой   и  рабочим брюкам и майке особенно нечего было подчеркивать в деви-чьей фигуре,  а  вот  глаза и пепельные  давно нестриженые и забывшие о прическе  волосы,  спрятанные  под косынкой, были хороши.  Да  и  все  пятеро  девчат  оказались  очень мило-видными.  Причем молоденьких было только двое  -  Варя и Нина,  остальные , включая  Наташу,  были  старше, лет  по 25,  а   может и  больше.  То же самое можно сказать и о ре-бятах. Среди них был совсем еще мальчик - ученик токаря.. Зато остальные   -   взрослые парни, рабочие депо:  Даже девушки,  из тех что повзрослее, одна сварщик, а другая элек-трик.  В общем самая сила и,  как говорится -  кровь с молоком.  Да  ...все  так ...,неожиданно  подумалось, но  понравилась  тебе,  Зверев, зеленоглазая  Варенька  Вот  это  да - а ...прямое  попадание  с  первого  взгляда.  Но  ты  приехал  сюда  не  для  этого,  Зверев. Можно  только  смотреть.               
   Мне  отвели кровать, которую Наташа взялась застилать,  а Володя пояснил, что режим у них  спортивный и, потому, рано  ложатся и рано встают. На личную и другую жизнь вре-мени не остается. Утром  в семь тридцать собираемся  во дворе  у машины
      Утром  с шутками и подначками,  с хорошим настроением двинулись  и ехали по по-левым дорогам не быстро, но через 15 минут  оказались  на месте.  Двое  молодых  парней   приехали на покос  верхом на лошадях.  Одна  гнедая спокойная кобыла Люська  средних лошадиных лет  запрягалась в  механические грабли  и серый в яблоках  конек Петрович,  годами постарше,  таскал сено на волокуше из березы с густой  кроной. Я попросился на конные грабли. Не   возражали.  И уже с третьего захода у меня стало получаться. 
                Срок моей командировки ограничивался рабочей неделей  и  я решил  пере-ходить от звена к звену,  чтобы  поговорить с большим количеством  ребят.  После сытного полевого обеда  я  перебрался к,  совсем еще, мальчику  Жене Снегуровичу. В звене  были еще один  паренек  , имя, которого не могу вспомнить, и  конь Петрович. Женя ровно по прямой вел за узду Петровича,  а мы с напарником   на ходу подбирали  вилами  из валков сухое сено  и перекладывали  на  волокушу. 
             Женя  Снегурович   решил поговорить со мной по взрослому  и начал рассказы-вать.
  --  На станции Тайга большой поселок.   И живем мы хорошо.  Правда у меня в семье не все «тип - топ» - он так и сказал  это  странное  «тип - топ»  -  год назад умер отец, мать ча-сто болеет,  вот  я  и пошел учиться на токаря,  на ДИП -500.   Вся надежда в семье теперь только на меня.  Похожая   история у Варьки  Звонаревой, ходит в ученицах измерительной  лаборатории. Будет поступать в институт. В школе училась хорошо.   Умная.   Мой настав-ник  Назар  Мазарин,  ему уже тридцать, солидный.  Так  вот  он  ухаживает за ней   и пред-лагает пожениться.  Варька  не хочет.   Он  тоже в нашей бригаде,  вон  в красной майке. Я его  уважаю.  Не злой,   понятно   рассказывает по нашей специальности.  А  между  прочим, я  сам  на  Варвару  глаз  положил  еще  с  пятого  класса,  но  она  на  меня  - ноль  внима-ния.  Что,  прямо  сегодня  признаться ?  Нет  это  невозможно.  Мы  в  деповском  детсаде  вместе  на  горшках  сидели.  Нет,  я  для  нее  свой  в  доску   пацан  Женька  «Конек - сне-гурок»  -- и  все!  Петрович,  опять сел,  вставай, старик, ты же не собака, надо тянуть до ве-чера!   
  Мы с напарником посоветовали  Жене  применить к Петровичу хворостину, но он отка-зался. И оказался прав, Петрович посидел пять минут и сам  поднялся.  Много лет спустя , когда я рассказал этот  смешной случай своей жене, ветврачу между прочим,  она  заметила, что  мальчик поступил правильно: может ваш Петрович больной  -   он же старик. Но с этим конем было все в порядке.   Нагружали  не сильно  и  на работу  и с  работы рысил  вместе с Люськой вполне  бодренько.  И  снова  Женя
  --  Что это  я все о себе.  Вот наш бригадир не просто командует на сенокосе. Нет!  Это здесь он Володя, а в депо мы зовем его по всем правилам, по имени и отчеству. Он у нас  ма-стер цеха металлообработки, строгий,  но справедливый   , мастерит уже третий  год.  Ребята сами выпросили его  руководителем  на сенокос.  В депо на хорошем счету, хотя и не про-сто, у нас  -  работа штучная.    -  Женя говорил не умолкая , Мне все это было важно, я за этим сюда приехал, но иногда  казалось, что такая была у Женьки живая и образная речь,  что на стоянках Петрович подтягивался к нему и с  интересом  слушал. И опять продолже-ние монолога.
  --  Послушай , Дима,  я расскажу тебе про нашего фрезеровщика,  вон  видишь -  самый  высокий.  Это Вася Васечкин, правда здорово - такие имя и фамилия,, но не это главное, важно что у него золотые руки и голова.  Про голову можно говорить так: золотая?  Так вот во время ТО локомотива  в ночную смену случилось ... Далее  следовал хороший техниче-ский анализ отказа  и как Вася Васечкин показал высокий  класс,  а в это время на третьей яме ... -  чувствуя, что его слушают не   перебивая,  Женя готов был продолжать   свой .рассказ, не  задерживая работу своего звена.. Но было  уже поздно и бригада собиралась уезжать.
       Тогда мой молодой друг предложил поехать обратно верхом. Под  пристальным взглядом девчат я,  конечно,  согласился и попросил для себя Люську., у нее спина немного глаже, чем у Петровича, на котором поехал Женя.  Седел не полагалось, только узда.. Дви-нулись под ободряющие крики ребят. Они ехали на машине  почти все время рядом. Езда рысью  без седла   была невозможной для меня и очень неприятной для лошади поскольку нельзя было обеспечить мягкое поведение седока.  Оставалось пользоваться галопом или шагом.  Все обошлось и мне удалось заполучить уважению и симпатию  Жени  Снегуровича. Важно  и то, что  ко мне в этот вечер отнеслись с веселой приветливостью, искренним инте-ресом  и одобрением.  Мне показалось, что сегодня  я  стал для них своим. Такое внимание  к  соей персоне было только в этот вечер. Далее - спокойно  и уважительно. В моей жизни так еще не было.
   Поработал практически во всех звеньях и  ребята рассказывали о своей жизни и работе дома. Убирал сено и в женском звене.. Девушки работали очень хорошо , не уступая парням,  рассказывали  о  себе  и спрашивали меня обо всем , но тактично.  Младшие Нина и Варя, поглядывая на меня и подруг,  молчали и слушали.  Только  взгляды  Вари  были   продолжи-тельнее  и  смотрела  она  прямо  мне  в  глаза.  Держалась  свободнее  и  смелее,  иногда  реагировала  на  разговор  скупой  улыбкой. Зато   Вера и Маруся   улыбались  мне  и  гово-рили  со мной  ,  как  с  младшим  братом.  День завершился шутливой фразой  Маруси
  --Так  может  приедете к нам на станцию ..  Проверите   нас ...?
Был  третий день моего пребывания в бригаде и я спросил у Владимира Трофимовича. чем им помочь 
  --  Особых просьб нет, работа есть работа.     Вот разве еще комплект рукавиц - верхо-нок, да Наташа жалуется , что мяса маловато совхоз выдает для такой работы, много ребят не  всегда  наедаются  вечером.  Сходи в контору, Дима,  может что и получится. Главное  - рукавицы.
   Пошел к директору совхоза   и он сказал , что знает как хорошо работают  ребята  -  же-лезнодорожники, но   занят  и надо  обратиться   к заместителю.  Но  тот  просто   развел ру-ками  -  все  выдается по норме.     Тогда я разыскал секретаря парткома  и  рассказал ему  о  бригаде  и нашей  просьбе.  Секретарь,   в недалеком прошлом комсомольский работник,   хорошо  понимал  суть  нашей  просьбы  и  взялся  нам  помогать.  Как бы там ни было, а решение состоялось положительное  и я  сам принес комплект рукавиц  в клуб, а Наташа сказала, что с  сегодняшнего дня норму на мясо увеличили на  30 процентов и,, как премию, . ребятам привезли   много печенки, вечером будет пир.   Бригадир объявил о моей «герои-ческой»  работе  за  ужином.   После  чего  был удостоен молчаливого одобрения.
В   пятницу  утром  я работал в звене парней. Все трое слесари  -  ремонтники .локомотива. Как обычно был рассказ о работе, но не только -  говорили ребята о своем уча-стии в жизни комсомольской организации. Говорили от души и чувствовалось, что так и есть на самом деле.
    Привезли  обед.  В  это  время  к  нам  подъехал   чернявый   молодой  человек  на  мо-тоцикле  с  коляской  в  летных  очках  и  повернутой  кепке  назад  козырьком.  Подошел  к  Володе,  поздоровался  и  громко   спросил
  --  Так  кто  из  вас  представитель  Крайкома  комсомола?
  Бригадир  познакомил  меня  с  секретарем Аскизского  РК  ВЛКСМ  Сергеем  Силуяно-вым.  Сели  обедать  и  я  сказал  что  сегодня  последний  день  моей  работы    и  пора  об-ратно,  а  завтра  надо  в  Абакан  к  вечернему  рейсу  самолета.  И  тут  же  попросил  устроить  меня  утром  пораньше  на  попутную  машину.  Приехав  в  Райком,  Сергей  со-звонился     с  кем  надо  и сказал,  что  завтра  в  восемь  утра  прямо  в  клубе  меня  заберет  попутный  автомобиль  до  Абакана.  Поговорили  по  моему  заданию,   закончили  дела   и  Сергей  сказал 
 - За ударную работу на сенокосе  мы премируем тебя, Зверев, ознакомительной поездкой на пасеку  и чем-то вроде пикника
Поехали на  райкомовском  мотоцикле  и в течении получаса   колесили  по проселкам с холма на холм,  через перелески  и  густой сосновый и кедровый лес.  Мы поднимались все выше к пасеке. Неширокая  проселочная  дорога  плавно  стелилась  под  округлый  нос  прицепа  мотоцикла,  а   переднее  колесо  необычно    совсем  рядом,  наматывало  кило-метр  за  километром.  Я  обратился  к  Сергею. 
  --  А  ты  знаешь  какой  интересный  прототип  у  вашего  мотоцикла?  Не  больше  не  меньше  немецкий  армейский  «Цундап».  Сорокасильный  мотоцикл  для  организации  бо-евого  охранения  на  марше  или    патрулирования.  И  я  выложил  про  четырехтактный  двигатель,  специальные  шины,  бортовой  очень  неплохой  пулемет  МГ,  про  заднюю  скорость  и  многое  другое,  чего  не  стали  копировать  наши  разработчики.
Сережа  ответил:  «что - то  помню  из  «этой  оперы».       А  прямо  на  меня  наплывала  замечательная  южная  природа  и  трогала   душу  разными    сменяющимися  запахами  или  первозданной  красоты  ландшафтами.  Мне  -  северянину   в недалеком прошлом  приятно  быть  в  море  высокой травы и цветов. Дорога петляла, постепенно поднимаясь все выше  и выше.  Мощный М - 72 легко шел вверх на средних газах, а Сергей в рассказывал 
  --  Вот скажи мне, Дима, кто я по национальности  если мать хакаска, а отец тувинец  +  еврей?  Эта   же  гремучая смесь  специально  для  подготовки комсомольских работников!  - балагурил он  -  а ты знаешь, ,что хакасы более древняя нация, чем, например, тувинцы и монголы, народности населяющие Амур.
Так с разговором мы выехали на ровное плато, где  рядом с  сосновой куртиной примо-стился небольшой  дом пасечника.  На поляне,  совсем близко,   расположилось больше два-дцати ульев.  Немного дальше угадывалось гречишное поле. А еще дальше  -    поле с буй-ными зарослями трав и цветов. На шум мотоцикла  вышел   человек    с седой головой. Сильные  плюсовые  очки делали глаза пасечника   молодыми,   насмешливыми,  и   очень выразительными. Сергей поздоровался с хозяином и представил   меня.  А потом 
  --  Показываю, Сидорович, гостю нашу красоту  -  и с некоторым  нахальством  -  может угостите нас свежим медком?   
На это пасечник  улыбнулся
  --  Здравствуйте, Дима,  меня зовут Степан Сидорович,  рад знакомству  и гостям, проходите к столу, сюда  в тень. А ты, Сережа, мог бы и почаще заглядывать к старику -  ря-дом  совсем.  Как мама,  не кончилась еще моя мазь?. 
Мы  сели и на  столе  появились  хлеб, нарезанные поперек огурцы  и тарелка  с про-зрачным,  еще не загустевшим медом  и   запотевший после погреба  кувшин с  медовухой
  --  Угощайтесь,  молодые люди.  Дима, Вы из самого центра, так что там на мировой арене происходит важного? Эти империалисты ...  -   далее   он  критиковал  политику за-падных стран.  На пасеке мне пришлось сделать два открытия  -  нежнейшие огурцы с медом  и  прохладная,  но забористая  медовуха.  Мы пробыли у Степана  Сидоровича ,  наверно  целый час.  Рассказали ему , что знали  и он не остался в долгу.   Поведал  нам   некоторые подробности о пчелах. Но самой  интересной была небольшая столярная мастерская  в  са-райчике, где он ремонтировал и делал новые ульи. Здесь сладко пахло свежей кедровой стружкой.
Приезд на пасеку чудесным образом  остановил неумолимый бег времени.  Завтрашний самолет, автобус и  даже ребята  из   Тайги, все ушло в сторону на этот час и позволило при-коснуться к вечному.  Прощались  тепло 
  --  Мамочке  привет,  Сережа,  и Вам, Дима,  счастливого пути.
  Обратно  ехали  почти  не  разговаривая.  Я  помалкивал  переполненный  впечатления-ми  от  встречи,  а  точнее  от  погружения  в  природу.  А  Сергей  Селуянов  не  восхищался - он  тут  жил,  но и  он  думал  о  чем то  своем,  не  менее  важном.   
 В  клуб  я  попал  перед самым возвращением   бригады. Ужинали, как обычно.  Хвалили Наташу за  вкуснятину.  Бригадир  громко   объявил
  --  Завтра утром Дима уезжает - закончилась командировка,  утром за    завтраком еще увидимся и конкретно простимся   
После  ужина  он подошел   ко  мне 
  --  Нашу  Варю  Звонареву  вызывают в Томский политехнический    сдавать вступитель-ные  экзамены,  у нее  направление  от Управления дороги.    Помоги ей добраться до Абака-на  и  там с билетом.   Еще может чего.   Едет одна в первый раз, девушка спокойная,  без  вывертов.  Слышал за тобой утром   будет машина.  Договорились?
Конечно   договорились.  Тем  более  ,  что  Варя  стояла  рядом  и  сквозь  пушистые  рес-ницы,  незаметно  для  мастера  ,  посматривала  на  меня   весело  и  смело,  чуть  подраги-вая  губами  в  полуулыбке.   Утром   мы с Варей провожали бригаду  на работу.  Токарь - наставник   только помахал девушке с машины. Не подошел.   И судя по всему, Варя  к это-му  отнеслась  равнодушно.
За нами пришел армейский    грузовик со скамейками вдоль бортов. В кабине  ехал  кон-торский служащий.     Мы  сели в кузов.  В  совхозе еще добавилось человек шесть.  Варя  устроилась  рядом  и  улыбнулась.
     Шофер выехал на тракт и развил предельную скорость,  Машина загремела металлом бортовых запоров,  пассажиров болтало сильно и  хаотично,  предугадать  толчки было не-возможно.  Надо  держаться покрепче.  Я за скамейку,  а Варя держалась за меня, взяв под  руку  и прижимаясь к моему  плечу.  Не изменилась ее поза и после   выезда  на более ров-ную дорогу, придвинулась  еще плотней,  коротко  и  открыто  взглянула  мне  в  самую  ду-шу и, положив  голову ко мне на плечо,  вроде  бы   задремала.  Не знаю, как она дремала,  но старался оберегать ее  покой  и,   теперь,  уже не только по поручению  бригадира..  Мяг-кое  и сильное  ее теплое плечо, касаясь,   тронуло  мое  сердце и   во  мне  затеплилась нежность.  Я  осторожно  и  не  сильно    обнял  Варю за  плечи. В  ответ она  прижалась  ко  мне  еще  сильнее. Изредка наши взгляды встречались и в ее зеленых  глазах   теперь   уга-дывался немой  вопрос.  Какой?   Разве я тогда понимал женские взгляды.   Так  мы и доле-тели до Абакана   и ничего не чувствовали  кроме взаимной симпатии и  некоторой телесной  волнительной  близости, 
Нас высадили в центре и первым делом  мы  пошли в Обком комсомола.. Варя не отпус-кала меня,  держась то под руку, то за руку,  шла  приплясывая,   как маленькая.  В Обкоме  приняли мою краткую  информацию  по  командировке  и, главное , помогли с  билетом  комсомолке  Звонаревой,,  выдав  талон бронирования..  В ЖД кассах купили  ей билет  на поздний вечер, в купейный вагон
Переделав все дела и пообедав в ресторане, я решил взять номер в гостинице на половину  суток на имя Вари, чтобы не болтаться по улице и привести себя в порядок  после пыльного автопробега.  Расположив девушку в номере, оставил  ее  одну. Выйдя  на  улицу,  стал  бро-дить  по  центру  города  и  неожиданно  обратил  внимание  на  вывеску,  где  крупно  было  написано:  КУМЫС, строчкой  ниже  и  помельче - «Хакасский  национальный  напиток»  и  в  самой  нижней  строчке,  так  же  некрупно,  было  начертано  самое  главное:  «распивоч-но  и  на  вынос».  Зашел,  внутри  очень  прилично.  Торговали разными  напитками,  но  и  кумысом  тоже.  Мне  открыли  бутылку  и  я  выпил  полный  стакан,  ощутив  острый  вкус,  усиленный  лопающимися  пузырьками  углекислого  газа,   почувствовал  и  легкий  алко-голь.  Ненадолго  прибавилось  чуть - чуть  бодрости  и  я  подумал,  что  кумыс  для  моей  спутницы  будет  интересен,  для  чего  купил  еще  бутылку.  Пора  было   возвращаться.  У меня оставалось два часа до  отъезда, когда я вернулся в номер. 
Варя сидела на кровати в платье без жакета  и  косынки, аккуратно причесанная. Ее  зе-леные глаза,   чистые и ясные,    смотрели все с тем  же вопросом и , теперь,  с некоторым вызовам.  Чтобы  сгладить  напряжение  я  сказал 
  --  Варя , попробуй  настоящий  кумыс.  Это  редкость.
 Она  отхлебнула   пару  глотков  и  отодвинула  стакан.  Отодвинула  стакан  и  сказала,  что  «сильно  кисло»  Умытые щеки полыхали румянцем от скорого  прощания  и  невыска-занности возникших  чувств.. Теперь  и  я  начал  читать  ее  взгляд,  который  говорил:  «мне  все  ясно,  я  знаю  что  тебе  сказать!» Я  снова  выпил  стакан  кумыса  и    почувствовал  некоторое ощущение свободы.    Вместе с этим  обострилось  чувство нежности.  Глаза  ее  уже   светились привлекающим огнем  и  во  взгляде  был  прямой  вызов  и  даже  требова-ние  ответа ...  Подумал,  что если  сейчас сяду рядом и возьму ее руки в свои  или  обниму  ...и .. и  не справлюсь  с  собой.   В  эти  минуты  и  у  меня   и,  особенно  у  нее,  эмоции  были  на пределе .. !  Как  мне  совладать  со  своими  чувствами,  не  наделать   глупостей   и  не  обидеть  Вареньку 
Нас спасло, что ни я ни она   не знали как симпатия и нежность   превращается в  нечто  более  сильное   и  глубокое
 Опомнился и стал говорить о поезде , институте  и учебе.  Варя  односложно отвечала,  а потом стала говорить  с  дрожью  в  голосе:          
  -  Дима,  ты  мне  понравился  в  первый  же  вечер  и  тогда  же   я  почувствовала  твой    острый  взгляд,.  Ты  трогал  взглядом  мои  волосы,  лицо  ,  глаза  и  все остальное ...Тебе  наверно  кажется  ,  что  я  ненастоящая  женщина ...?  Действительно,  внешне  я  еще  дев-чонка,  но  мне  уже  разрешается  работать  на  сеноуборке,  как  взрослой  и  в  душе  все   скоро   встанет на  свои  места.  Я  понимаю.,  что  нравлюсь  тебе  и  если  бы  не  эта  по-ездка   -  сама  подошла  бы ...!  Дима,  я   хочу не расставаться с тобой,  вместе поехать на поезде  до Тайги,   и  в  Томск,  вместе сдавать экзамены и  все время держать тебя за руку,  и потом все время вместе ...  Я  путанно  говорю,  да?  Ты  понимаешь  о  чем  я ...?
Мы немного успокоились  Я сел рядом,  взял ее за руку  и она положила мне голову на плечо.  Мы  немного  успокоились.  И  я    снова  попытался  что - то  объяснить .... Потом  мы     сидели  молча.  . Ни объятий  ни поцелуев.     С  трудом сознавая, что за этим  после-дует пропасть,  из  которой нам, слишком юным, не выбраться без потерь.  Настала пора мне ухолить и Варя  глухо  сказала
    --  Оставь, Дима, свой адрес. Может быть напишу  и,  если захочешь  - ответишь ...    а там посмотрим.  Что  я        мог  ответить  на  ее  искренние  слова ...?.!?  Я  просто  поцело-вал  ее  мозолистые  маленькие  ладошки,  повернулся  и  ушел ..
      Прошло лето и осень и  я  все реже вспоминал  свой летний скоротечный «роман»,  который случился  со мной и Варей,  как  бокал кумыса:  вкус острый и замечательный  опь-янение  легкое и быстрое,  не оставляющее следа. Но в нашем  случае оказалось не так.  Зи-мой,  после  Нового года  Варя  прислала  письмо,  где писала,  что часто вспоминает и все  еще хочет,. чтобы мы были вместе.  Я  ответил добрым письмом,  но ничего не обещал.  Она больше не  писала.  Так  все  и закончилось.  Остался только след в душе..               
  Жизнь  продолжалась.   Иногда  я вспоминал   отчаянный взгляд зеленых глаз  Вари  и тогда на душе становилось  неспокойно  от  того,  что  с  Варей  у  нас  ничего  не  случи-лось.  хотя  по  отношению     к ней    я не сделал ничего плохого.  Вот  разве   не справился в  мчащемся грузовике   с внезапно возникшим    чувством, название  которому  у  меня  так и не нашлось.   Был хороший  эпизод  в юности  и осталась светлая грусть,  но и та ,  со  вре-менем  улетала  в прошлое.
           Прошло  10 лет и я успел после института  поработать на производстве,. освобож-денной комсомольской  работе,  жениться      на хорошей девушке  и  создать    вместе  с ней   нашу первую доченьку,  работал в лесном НИИ   и привлекался..  Крайкомом  комсомола  по общественной линии  к  работе бюро.  И  как-то раз меня попросила зайти  секретарь по школьной работе  Лариса  Попова,  красивая  и миниатюрная  блондиночка,  умная  и  обра-зованная,   с  твердым характером опытного аппаратчика,  и добавила, что для меня  есть ин-тересная информация.  Вспомнился райком  комсомола и хорошая товарищеская   взаимо-связь по школьной работе  непосредственно с ней и  ее отделом.  После бюро зашел  к Лари-се
  --  Слушай,  недавно  ЦК  ВЛКСМ проводил по зоне  Сибири  слет активистов  по теме  «Школа  и  производство».  Слет был в Томске, но выезжали в несколько мест и,  в том чис-ле,.  на станцию Тайга,  Ну что, шевельнулось в душе? 
Я  сказал , что шевельнулось и просил продолжать.
  --  Так вот в перерыве ко мне подошла  молодая женщине  начальник   измерительной   лаборатории  местного  железнодорожного  депо.  Между  прочим,  интересная женщина, такая не очень высокая,  зеленые глазищи и рыжие волосы. Представилась Варварой Снегу-рович. Знал такую? Знал.  Слушай дальше.  Перерыв был последним,  уезжать завтра  утром    и тут Варя  неожиданно  пригласила меня к себе в семью на ужин. Выпили немного водочки и поели вкусненького.  У них сын Васька  шустрый трехлетний парень. Ее   муж Евгений,  которого ты знаешь,  тоже учился и сейчас работает мастером  и зовут его теперь  Евгений Семенович,  а бригадир Володя, Владимир Трофимович  -  начальник этого цеха. Варя  и Женя с юмором рассказывали о той твоей   командировке  на заре  туманной юности.  Все и даже  Васька, смеялись рассказу Жени о так поразившем тебя Петровиче Рассказала  о тебе, что знала, в основном, конечно,  о комсомольской работе. Слушали внимательно ...   Вскоре я засобиралась в гостиницу  и провожать меня вышла одна Варя, Женя  тактично  остался в комнате с малышом.   Прощаясь,  она   сказала
  --  Скажите , Ларисочка, Диме, что ему привет от Вари,  которую он угощал  настоя-щим  кумысом. У нас в семье  все хорошо. Это все Женя ...,  если бы не он ... Дима был скромным и совестливым  и если до сих пор виноватит себя,  скажите - не надо. Что было,  то было и прошло. А было  светлое и замечательное.  Пусть так и  останется.  Счастливо  Вам.
    -   Вот и вся  информация  по  станции Тайга,  -  прощалась Лариса  -  слышала у тебя в семье полный порядок,  сколько уже дочке?  Ну до  встречи.
Мы  помолчали  немного.  Я  переваривал  только  что  услышанную  романтическую  ис-торию,  а  Дима  не  мог  расстаться  сразу  со  своими  воспоминаниями.  Помолчав,  он  взглянул на  меня  повеселевшими  глазами  из  под  седых  кудрей
    --  Вот   видишь,  Вы  с  Ниной  Викторовной  не  правы,  говоря,  что  кумыс  не  имеет  значения.  А  в  мои  студенческие  годы  кумыс  имел  романтическое  значение.  Был  такой  эпизод!            
.
                06.2006


               


Рецензии