Андроновская культура

Огромную роль в развитии многих культур и этносов (ариев, хеттов, этрусков, славян т.д.). сыграли представители андроновцев. Имевшие европеоидный облик и гаплогруппу R1a.

Андроновская культура (культурно-историческая общность)  — общее название группы близких археологических культур бронзового века, охватывавших в  XXII—IX веках до н. э. (4200 - 2900 лет назад)  Казахстан, Западную Сибирь, западную часть Средней Азии, Южный Урал.

Название происходит от деревни Андроново около города Ачинска Красноярского края, где в 1914 году  А. Я. Тугариновым были обнаружены первые захоронения.

Андроновская культура была выделена  советским археологом С. А. Теплоуховым в 1927 году. Исследования также проводились археологом К. В. Сальниковым, который в 1948 году предложил первую классификацию памятников андроновской культуры. Он выделял три хронологических этапа: фёдоровский, алакульский и замараевский.

В настоящее время в составе андроновской культуры выделяется по меньшей мере 4 родственных культуры:
Синташта-Петровка-Аркаим (Южный Урал, северный Казахстан, 2200—1600 до н. э.),
Укрепление Синташта в Челябинской области, датируемое 1800 до н. э.;
Поселение Аркаим, также в Челябинской области, датируемое 1700 до н. э.;
Алакуль (2100—1400 до н. э.), в районе между реками Амударья и Сырдарья, пустыня Кызылкум;
Алексеевка (1300—1100 до н. э.) в восточном Казахстане, влияние Намазга-Тепе VI в Туркмении;
Ингальская долина на юге Тюменской области, в которой последовательно сменяют друг друга памятники алакульской, фёдоровской и саргатской культур;
Фёдорово (1500—1300 до н. э.) в Южной Сибири (впервые встречается кремация и культ огня);
Бешкентский район — Вахш (Таджикистан), 1000—800 до н. э.

По своему внешнему виду андроновцы принадлежали к европеидно-антропологическому типу.

Андроновская культура развивается на базе ямной (3200—2300 гг. до н. э.). Распространение андроновской культуры происходило неравномерно. На западе она доходила до района Урала и Волги, где контактировала со срубной культурой. На востоке андроновская культура распространилась до Минусинской котловины, частично включив в себя территорию ранней афанасьевской культуры. На юге отдельные материальные памятники обнаружены в районе горных систем Копетдага (Туркмения), Памира (Таджикистан) и Тянь-Шаня (Киргизия) — в область расселения дравидоязычных племен, Северная граница распространения андроновской культуры совпадает с границей тайги. В бассейне Волги ощущается заметное влияние срубной культуры. Керамика типа Фёдорово обнаружена в районе Волгограда.

В сибирских степях сложился единый для всех андроновцев хозяйственно-культурный тип пастухов-скотоводов и земледельцев, Андроновцы жили оседло в долговременных полуземлянках. Их посёлки располагались в долинах рек, богатых пастбищами и плодородными землями, пригодными для земледелия. В стаде преобладали крупный рогатый скот, овцы, лошади. Андроновцы стали первыми в азиатских степях наездниками. Скот большую часть года содержался на пастбищах под наблюдением пастухов, а зимой — в специальных загонах. Злаки возделывались на лёгких для обработки пойменных землях. Почва обрабатывалась вручную каменными и бронзовыми мотыгами. Охота и рыболовство большого значения в хозяйственной жизни не имели.

Андроновцы были племенами металлургов. Они обладали медными и оловянными рудниками и поставляли металл далеко на запад. Их литейщики обеспечивали широкое производство орудий труда (серпов, топоров, кельтов) и оружия (кинжалов, втульчатых наконечников, копий с листовидным пером), в том числе и за пределы андроновского ареала.

Разрабатывались месторождения медной руды в Казахстане, Южном Урале а также Алтайских горах.

Освоив степь и лесостепь, андроновцы в поисках новых полей и пастбищ по долинам рек проникали в таёжную зону, где смешивались с аборигенным населением. В результате на юге западносибирской тайги сложились андроноидные культуры (черкаскульская, сузгунская, еловская), сочетавшие местные и пришлые традиции. Под влиянием андроновской культуры у носителей этих культур сложились собственные бронзолитейные центры, сыгравшие большую роль в распространении металла в таёжной зоне.

Жилища представляли собой полуземлянки и наземные бревенчатые хижины. Некоторые поселения (например, поселения в районе Петровки и Боголюбово) окружались рвами и валами, земля для которых бралась при отрывке рва. По верху валов сооружался деревянный частокол. Для проезда внутрь были оставлены перемычки во рву, а в валу устроены ворота для проезда колесниц.

Погребения производились в ямах с каменными насыпями, иногда окружались оградами из каменных плит. Встречаются захоронения с использованием деревянной облицовки. Умерших укладывали в скорченном положении, кисти рук укладывались перед лицом. В погребениях находят кремнёвые наконечники стрел, бронзовые орудия и оружие, украшения, керамику.

Андроновскую культуру, как правило, относят к индоиранцам. В генетическом плане андроновцы являлись носителями гаплогруппы R1a. Культура связывается с изобретением колеса со спицами для колесниц около 2000 до н. э. Захоронения производились в курганах и включали (полностью или частично) останки домашних животных (лошадь, собака). В захоронениях обнаружены также колесницы. На текущий момент она является самой древней из найденных колесниц в мире (на 300 лет старше месопотамской).

Найденные фрагменты позволили восстановить первоначальный облик .древних колесниц. Они имели квадратные или прямоугольные платформы.

Неподвижная ось. к которой крепились колёса, размещалась ближе к зaдней части кузова так. что иногда ободья даже выступали сзади за его габариты. Этим, видимо, смягчалась сильная тряска. У некоторых колесниц ось с правой стороны корпуса была на 10 - 15 сантиметров длиннее, чем с левой. Здесь к ней крепилась дополнительная стойка, наглухо соединявшаяся со специальным поручнем у передней стенки. Кузов имел открытую заднюю сторону.

Высота передней стенки вместе с поручнем составляла около 90 см. что было вполне удобно для мужчины-воина среднего роста. Общая высота повозки от земли достигала 140 см. длина вместе с дышлом 310 см. ширина колёс 125 - 115 см. габариты же самого кузова 90x120 или 100x100 см. диаметр колес 80 - 90 см. Ободья выгибались из деревянных брусьев, имели до 11 деревянных спиц и оклеивались слоями кожи или полосками бересты.

Судя по заимствованиям в  финно-угорских языках, Е. А. Хелимский считает представителей андроновской культуры носителями четвёртой, исчезнувшей ветви индоиранских языков

В. В. Напольских полагает, что заимствования в финно-угорских языках свидетельствуют о языке именно индоарийского типа. Есть свидетельства о контактах с прафинно-угорским ещё праарийского языка (древнеямная культурная общность), которые продолжились и позже. Язык андроновцев, предположенный Хелимским, на самом деле почти ничем не отличается от индоарийского. Сам термин «андроновский» неудачен, поскольку в западных финно-угорских языках есть заимствования того же рода, источником которых могли быть в целом степные культуры срубно-андроновского круга. Смену и ассимиляцию носителей индоарийского языка носителями восточноиранских языков  Напольских соотносит с распространением культур валиковой керамики в финале андроновской эпохи.
Ряд учёных отрицает принадлежность андроновской культуры к индоиранской общности. Приводятся следующие аргументы:

В степи к югу от Амударьи полностью отсутствуют характерные для андроновской культуры захоронения с использованием деревянной облицовки.

Л. С. Клейн (1974) и Брентьес (1981) отмечают, что андроновская культура является слишком поздней, чтобы дать начало распространению ариев до Митанни к XV—XVI векам до н. э. С другой стороны, Д. Энтони и Виноградов (1995) датировали колесницу в захоронении в районе Кривого Озера (Челябинская область) 2000 годом до н. э.

Дж. П. Мэлори указывает на сложность экспансии от Андроново до Северной Индии.

Культура Синташта-Петровка сменилась культурой Фёдорово (1400—1200 до н. э.) и Алексеевки (1200—1000 до н. э.), также относящимся к андроновской.

В Казахстане и Южной Сибири андроновскую культуру постепенно сменяет карасукская культура (1500—800 до н. э.). На западной границе андроновская культура сменяется срубной культурой, на которую также оказала влияние абашевская культура.

Первым историческим населением этой территории являлись киммерийцы и саки/скифы, что отмечается в ассирийских хрониках.

По мнению российского историка С. Григорьева «андроновская культурно-историческая общность» является историографическим мифом, так как состоит из двух основных компонентов – алакульской и фёдоровской культур, имеющих разное происхождение и разные тенденции последующего развития.

Не будем спорить с учёными, им виднее. Но, тот факт, что андроновцы изобрели колесницу, построили города типа Аркаим, не отрицает ни кто. В те далёкие времена они совершили очередной скачок вперёд. Колесница стала грозным оружием многих цивилизаций.


Рецензии