Начало пожарного дела в посаде Мелекесс

Здание пожарного депо

На углу улиц III Интернационала (бывшей Большой), и Красноармейской (бывшей Грязной), дом 96 находится  Здание бывшего мелекесского пожарного депо. В настоящее время в нем находится станция скорой помощи МСЧ-65 ФМБА РФ.
Это здание Распоряжением Главы администрации Ульяновской области от 29.07.1999 № 959-р было признано  объектом культурного наследия (выявленным памятником истории и культуры).
По архитектурно-стилистическим и типологическим знакам датируется концом XIX в.

Пожары издавна приносили огромный урон жителям Мелекесса.
Еще в бытность Мелекесского казенного винокуренного завода обязанности пожарных исполняла воинская команда, состоявшая при заводе.
После его закрытия в 1847 году команду расформировали и поселение Мелекесский Завод было предоставлено по части тушения пожаров самому себе. Те из жителей, что жили побогаче имели на своем дворе чаны с водой, некоторые инструменты для тушения огня. При возникновении пожаров помогали друг другу, да и как было не помочь, когда ветер мог перенести огонь на соседние дома. Крыши домов были крыты в большинстве своем соломой, дома деревянные и любая искра могла спалить дотла все село...
В истории Мелекесса было множество пожаров, когда село, а в последствии и посад Мелекес сгорали почти полностью.
24 мая 1864 года был большой пожар в поселении Мелекесский Завод, в котором сгорело более 300 домов.
В июле 1889 года - огромный пожар, в котором сгорела "лучшая часть посада Мелекесс", деревянная Никольская церковь и окружающие ее торговые ряды.
15 августа 1891 года в пожаре в посаде Мелекесс погибли дома и надворные постройки на сумму свыше 10 000 рублей.  (Следует пояснить, что стоимость деревянного дома тогда была около 300 рублей)


Поэтому с самого момента введения в Мелекессе Городового положения (с 2 июля 1877 года, а введено окончательно с 15 сентября 1878 года) и присвоения ему статуса посада выбранная посадская дума озаботилась обустройством пожарного дела.

Начало обустройства пожарного дела

25 февраля 1879 года в посадской думе в присутствии Ставропольского Исправника (главы полиции в  Ставропольском уезде) гласные рассмотрели и утвердили обязательные для жителей посада Мелекесс постановления. "Домовладения обязаны иметь ночных караульщиков на средства общественной кассы, также было утверждено запрещение курения табаку и обязанность иметь на каждом дворе лестницу». Было дано распоряжение управе провести правильное разделение посада на участки для распределения ночных караульщиков, отпечатать постановления «в достаточном количестве экземпляров для распубликования между населением , прибив таковые на видных местах посада.»

"ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ ПОСАДА МЕЛЕКЕСС.
... По части пожарной.
4. Все домовладельцы обязаны постоянно иметь ночных караульщиков, не менее одного на каждый участок, по распределению Посадской Управы.
5. Пригласить всех жителей посада Мелекесса способствовать всеми зависящими от них меры к предупреждению и тушению пожаров, а от лиц имеющих лошадей присылать таковых с бочками на пожар для подвоза воды."


13 апреля 1879 года посадский голова Марков К.Г. доложил в думе о необходимости, в виду наступившего весеннего времени,  обустройства пожарной части. Посадской управой уже были заготовлены пожарные багры, одна бочка и один насос, а также наняты на церковную колокольню ночной и дневной караульщики. Оставалось только найти способ доставки инструментов на пожар.
Подсчитали - содержание людей и лошадей обойдется не менее 50 рублей в месяц.
В ходе заседания поступило предложение экипажного мастера И.А. Обрезкова который за 75 рублей в месяц согласился содержать постоянно для доставки на пожар пожарных инструментов 3 лошади и 3-х рабочих. Кроме общественного, пообещал доставлять и свой насос, починку всех инструментов производить за свой счет, содержать особого караульщика для передачи сигналов о пожаре. Дума признала это предложение довольно выгодным. С Обрезковым было заключено условие по 1 ноября 1879 года.

26 октября 1879 года посад Мелекесс посетил Самарский губернатор - Александр Дмитриевич Свербеев.  При осмотре Губернатором посада Мелекесс было обнаружено, что пожарный обоз находится в плохом  состоянии, полицейских недостаточно и размещены они по квартирам в разных частях посада. (Нужно отметить, что полицейские были той основной силой, которая и занималась тушением пожаров).
Губернатор предложил устроить для пожарного обоза теплое помещение в центре посада и иметь при нем достаточное количество лошадей и прислуги.
Штат полицейских увеличить двумя конными. Поселить полицейских на одной квартире при пожарном обозе и непременно в центре посада. 

На что посадская управа отвечала:
"Недавнее введение городского управления и недостаток средств не позволяет в полной мере наладить службы."

В ввиду наступления холодного времени и окончания договора с пожарным контрагентом Обрезковым управа решила найти дом, теплые помещения для обоза, а содержание лошадей и прислуги отдать опять по контракту частному лицу. Разработать проекты и сметы по улучшению пожарной части. Управа просила открыть ей кредит на исполнение данных поручений.
Также Управа обратилась к Обрезкову с предложением возобновить контракт "на условиях содержания пожарного обоза в теплом помещении, а не так как он был увиден губернатором."
На увеличение числа полицейских служащих и принятие еще 2-х конных денег не нашлось.
16 ноября 1879 года в посадской думе возобновилось обсуждение вопросов противопожарной безопасности.  Слушали доклад о скученном расположении хлебных амбаров и близости к ним жилых строений, что "ежеминутно угрожает в пожарном отношении."  Решили перенести  хлебные амбары на "Складочный" участок. (Сейчас улица Прониной).
Управа сообщила, что теплого помещения в посаде не нашла. Никто из домовладельцев не хочет ломать и переделывать свои дома для устройства теплых сараев и необходимой пожарной каланчи. (Обычно каланчи . «дозорные башни» возвышались над двух или трёхэтажными зданиями полицейских участков, при которых были организованы пожарные части. Помимо дозорной службы, каланчи использовались для сигнализации — вывешенные на каланче кожаные сигнальные шары в дневное время или фонари в ночное оповещали жителей и служащих о размерах и месте возникновения пожара).

Тоже самое и по найму пожарных лошадей. Несколько крестьян вызвалось предоставить своих лошадей, но управа отказалась,  так как эти крестьяне понятия не имели ни о обязанностях пожарной службы и пожарного обоза, ни о поспешности действий с которой необходимо являться на пожар.

Единственный выход управа видела в постройке общественного помещения, приобретении общественных лошадей и найме прислуги.  Дума еще раз обратилась к Обрезкову принять на себя содержание пожарного обоза до устройства общественного помещения. Обрезков был приглашен на заседание Думы и заявил, что готов был бы исполнить желание общества, но не имеет возможности, так как в имеющемся у него помещении помещается только один насос и одна бочка.  А он, как изготовитель пожарных насосов хорошо знает, что в зимнее время насосы могут действовать только в том случае, если постоянно будут накачиваемы теплой водой, что устроить невозможно.
В теплое же время он готов взять на себя обязанности контрагента вновь.
Полицейский пристав посада Соколов, присутствовавший на заседании Думы рассказал, что ему, как человеку знающему в пожарных обозах, известно, что в зимнее время насосы не приносят никакой пользы. Он привел пример пожара в городе Саратове присутственного места, на котором ни один из насосов по случаю мороза не мог действовать.
Многие гласные согласились с ним, так как имели свои собственные пожарные насосы и испытали на практике их бесполезность в зимнее время и отметили невозможность постоянно держать запас теплой воды.

Принимая во внимание что в зимнее время приступить к постройке помещения для пожарного обоза невозможно, а в частных домах такого не было найдено, также принимая во внимание что случаи зимнего пожара весьма редки и не бывают столь опустошительными и приняв одним из обязательных для жителей посада постановлений по которому "все жители посада приглашаются к участию в деле прекращения пожаров"  и наконец, что и без этого приглашения до введения в Мелекессе городового положения, когда в нем не было еще никакого общественного пожарного обоза, жители посада, из которых многие имеют собственные инструменты, всегда и с постоянной готовностью, как доказал опыт многих лет, уже из одного чувства самосохранения, принимают живейшее участие в тушении пожаров.
На основании вышеизложенного дума решила: впредь до наступления теплого времени общественный пожарный обоз оставить в бездействии,  избрать особую комиссию  для разработки вопроса об устройстве пожарного обоза вообще, выборе места, подготовке планов и смет, постройке пожарного помещения каменного и особого деревянного.  Членами комиссии были избраны: А.И. Люстрицкий, П.М. Чубаров, Ф.Г. Марков, Г.И. Маряхин, К.Р. Пядышев, П.М. Тихомиров.

Пожарный обоз

Одним из первых приобретений Городского Управления в 1880 году был дом под помещение пожарного обоза, который был отремонтирован и перестроен, и движимое имущество - сам пожарный обоз.
В пожарном отношении, до введения Городового Положения, Мелекесс не имел никаких общественных противопожарных средств.
Но уже в 1883 году имелся собственный пожарный обоз в составе 10-12 лошадей при 12 человек прислуги и при нем все нужные огне-гасительные инструменты.
Обоз этот помещался в собственном доме, при котором имелось для него тёплое помещение и сторожевая каланча. В более отдаленных от воды местностях были устроены особые резервуары для воды. В ночное время посад охранялся квартальными караульщиками. Издано было много обязательных постановлений по пожарной части, уничтожены все соломенные крыши  а в 1887 году посадская дума издала постановление об уничтожении  и полубиных крыш с заменой их на тесовые. (Полубина - лубок, кора старой липы, негодная на лыко, а только на крышу, под тес, и в мочку, на мочала)
И вообще было принято много других противопожарных мер.

В 1882 году на содержание пожарного обоза Управой потрачено: Жалованье команде - 1280 рублей 25 копеек, Корм лошадей - 454 рубля 15 копеек, Ремонт и содержание помещения и обоза - 802 рубля 91 копейка.

Всего траты на содержание пожарного обоза:
1878 год - 0 руб.
1879 год - 1176 руб. 84 коп.
1880 год - 4231 руб. 90 коп.
1881 год - 2578 руб. 49 коп.
1882 год - 2543 руб. 14 коп.

На 1882 год в собственности посада Мелекесс были:
Дом пожарного обоза с каланчей- 2400 рублей,
Обоз с принадлежностями 1285 рублей.
Лошади - 11 штук - 900 рублей.
Пожарные чаны для воды - 9 штук - 275 рублей.
Закуплены каски и блузы пожарным на 98 руб. 48 коп.

В 1896 году городская управа взяла беспроцентный заем из городского запасного капитала в сумме 13 622 рубля 70 копеек на постройку дома пожарного обоза и дома ремесленного училища. Здание пожарного депо в посаде Мелекесс было перестроено.

Для противодействия пожарам и улучшения организации пожарного дела в посаде было организовано Мелекесское добровольное пожарное общество, бессменным председателем правления которого был купец Константин Григорьевич Марков. В это общество обязательно входил местный полицейский пристав ( 1911-1912 гг – М.Е. Морозов, 1915 г – Б.М. Алашеев, 1915 г – М.С. Мелешин), некоторые гласные думы и начальник пожарной команды (1906 г – И.А. Вишневский, 1907-1912 гг – Р.А. Фишер, 1913-1915 гг – Н.Н. Кашаев, 1916 г – Н.В. Белороссов)  с делопроизводителем - Александром Николаевичем Пономаревым.

Интересны справочные данные за 1909 год по содержанию пожарной части посада Мелекесс:

Содержание пожарной команды:
Содержание личного состава - 2 683 руб.
Покупка лошадей - 270 руб.
Содержание лошадей - 2362 руб.
Ковка и лечение лошадей - 46 руб.
Ремонт и содержание обоза:
Починка ходов, покупка инструментов и починка их - 699 руб.
Покупка и починка конской сбруи - 144 руб.
Содержание помещений:
Отопление каменного и деревянного зданий для помещения пожарных труб и служителей - 255 руб.
Освещение здания обоза - 200 руб.
Хозяйственные расходы по зданию: мелкие починки, содержание двора и служб, побелка печей, обшивка дверей - 87 руб.
На мелочные расходы:
Вознаграждение жителей за помощь тушения пожаров - 100 руб.
Пособие добровольному пожарному обществу - 250 руб.
На покупку и починку разных принадлежностей, покупку ручных фонарей, ламп, покупку и починку часов - 193 руб.
Итого: 7 189 руб.

Список принадлежащего посаду недвижимого имущества:
Усадебное место с садом и каменным 2-ух этажным домом и деревянными постройками под помещение пожарного обоза по Большой улице (283 сажени) - 7 355, 87 рублей
Усадебное место с деревянным домом и постройками под помещение запасных пожарных труб по Посадской улице (173 сажени) - 2 003, 58 руб.
Движимого имущества в пожарном обозе - 3 181, 83 руб

После революции пожарное депо продолжило свое существование на том же месте. Город Мелекесс охранялся расположенной здесь городской пожарной командой (ГПК), содержащейся за счет местного бюджета.





СПРАВКА.


Мелекесское добровольное пожарное общество.

1903 год
Председатель правления:
купец Константин Григорьевич Марков,
Члены: коллежский регистратор Иосиф Алексеевич Вишневский,
титулярный советник Петр Иванович Жуковский,
губернский секретарь Александр Осипович Соколовский,
титулярный советник Александр Николаевич Яхтенфельд.

1906 год
Председатель правления:
купец Константин Григорьевич Марков,
Члены:
Иосиф Алексеевич Вишневский,
Петр Андреевич Калачев,
Федор Филаретович Никитин,
Павел Акимович Савастьянов.

Начальник команды - Иосиф Алексеевич Вишневский,
Делопроизводитель - Александр Николаевич Пономарев.


1907 год
Председатель правления:
купец Константин Григорьевич Марков,
Члены:
Петр Андреевич Калачев,
Алексей Яковлевич Фофанов,
Дмитрий Васильевич Данилов,
Алексей Иванович Коровяковский,
Михаил Федорович Степанов.

Начальник команды - Роберт Андреевич Фишер,
Делопроизводитель - Александр Николаевич Пономарев.



1908 год
Председатель правления:
купец Константин Григорьевич Марков,
Члены:
Петр Андреевич Калачев,
Алексей Яковлевич Фофанов,
Дмитрий Васильевич Данилов,
Алексей Иванович Коровяковский,
Михаил Федорович Степанов.

Начальник команды - Роберт Андреевич Фишер,
Делопроизводитель - Александр Николаевич Пономарев.


1911 год
Председатель правления:
купец Константин Григорьевич Марков,
Члены:
Петр Андреевич Калачев,
Иван Александрович Марков,
местный полицейский пристав - кол.рег. Михаил Егорович Морозов,
Алексей Иванович Коровяковский,

Начальник команды - Роберт Андреевич Фишер,
Делопроизводитель - Александр Николаевич Пономарев.

1912 год
Председатель правления:
купец Константин Григорьевич Марков,
Члены:
Петр Андреевич Калачев,
Иван Александрович Марков,
местный полицейский пристав - кол.рег. Михаил Егорович Морозов,
Алексей Иванович Коровяковский,

Начальник команды - Роберт Андреевич Фишер,
Делопроизводитель - Александр Николаевич Пономарев.

1913 год
Председатель - купец Константин Григорьевич Марков
Члены:
Петр Андреевич Калачев,
Иван Александрович Марков,
местный полицейский пристав,
Алексей Иванович Коровяковский,

Начальник команды - Николай Николаевич Кашаев,
Делопроизводитель - Александр Николаевич Пономарев.

1914 год
Председатель - купец Константин Григорьевич Марков
Члены:
Петр Андреевич Калачев,
Иван Александрович Марков,
местный полицейский пристав,
Алексей Иванович Коровяковский,

Начальник команды - Никита Николаевич Кишаев,
Делопроизводитель - Александр Николаевич Пономарев.


1915 год
Председатель - купец Константин Григорьевич Марков
Члены:
Петр Андреевич Калачев,
Иван Александрович Марков,
Алексей Иванович Коровяковский,
Полицейский пристав - губ. сек. Борис Михайлович Алашеев,

Начальник команды - Николай Васильевич Белороссов,
(по другим сведениям Никита Николаевич Кишаев)
Делопроизводитель - Александр Николаевич Пономарев.


1916 год
Председатель - купец Константин Григорьевич Марков
Члены:
Петр Андреевич Калачев,
Алексей Иванович Коровяковский,
Полицейский пристав - Михаил Сергеевич Мелешин губ.сек.

Начальник команды - Николай Васильевич Белороссов,
Делопроизводитель - Александр Николаевич Пономарев.


Рецензии