В. Хабаров, этнограф-алеут

                В.П.Хабаров , первый алеут-этнограф.
    Первым алеутом, получившим высшее и отчасти этнографическое образование, был Валентин Поликарпович Хабаров. В конце 1925 г. было организовано Северное отделение рабочего (подго-
товительного) факультета ЛГУ. Его студентами стали 24 человека, из них 18 — представители коренных народов Сибири, среди которых был и В. П. Хабаров. На Северном отделении преподавали Л. Я. Штернберг и В. Г. Богораз. В 1927 г. студентов Северного от- деления перевели на Северный факультет Ленинградского восточного института, а в 1929 г. на его основе создали Институт народов Севера (ИНС). В. П. Хабаров был одним из наиболее активных студентов. В марте 1928 г. он участвовал в работе V пленума Комитета Севера при  ВЦИК в Москве, где был избран в состав редколлегии сборника «Тайга и тундра». Редактором этого периодического издания стал В. Г. Богораз, а его заместителем — Я. П. Кошкин, впоследствии ставший ректором ИНС. В 1931 г. состоялся первый выпуск пятнадцати студентов четвертого курса ИНС, в числе которых были В. П. Хабаров и его супруга хантыйка Милица Хабарова. В 1931 г. в третьем номере сборника «Тайга и тундра» опубликовали статью В. П. Хабарова «Командорские острова» и заметку М. Хабаровой «Школа на Командорских островах» [Хабарова 1931]. В 1930 г. В. П. Хабаров состоял в научной переписке с В. И. Иохельсоном. В 1931 г. состоялся первый выпуск пятнадцати студентов четвертого курса ИНС, в числе которых были супруги Хабаровы. Об этой семейной паре В. Г. Богораз вспоминал: «Алеут… сам себя называвший креолом, женился на беленькой остячке из Обнорска, по-видимому, с примесью рус- ской крови, и молодая чета долго не могла решить, куда ей ехать работать: на западносибирскую Обь или на дальневосточные острова — Беринга и Медный?» 
…………………………………………………………………………………………………………………………………….
    В. П. Хабаров писал: «Остров Беринга имеет лишь один населенный пункт село “Никольское”, насчитывающее 179 чел. Остров Медный также имеет лишь один населенный пункт — село “Преображенское” с общим числом жителей в 153 чел. Русское население (промысловая администрация) не превышает на обоих островах 15 чел. Людское население на Командорах меньше 350 чел. считая как постоянных жителей, так и временных обитателей — промысловую администрацию. До конца прошлого столетия происходил естественный рост населения и общее число жителей достигало в 1910 году 605 человек. Затем началось вымирание. Средняя продолжительность жизни, вследствие неблагоприятных климатических и бытовых условий, крайне низка — 22 года для обоих островов. Хозяйство туземного населения базируется на промыслах (морские зверобойные): морской бобр, морской котик и голубой песец. В зависимости от урожайности того или иного промысла, улучшается и состояние хозяйства у туземца. Пушной промысел из года в год здесь падает. Женщины ничем не заняты, кроме домашнего хозяйства, мужчины со- стоят промысловыми рабочими или работают промысловой охраной   островов на определенном жаловании, последнее распределено по трем категориям. Вне пушного дела у населения не было и нет заработков» [Хабаров 1931: 54–55]. По возвращению на остров Беринга в начале 1930-х годов В. П. Хабаров занимал руководящие посты в местных органах власти. В 1941 г. вышла его книга «Котиковое хозяйство на Командорских островах» [Хабаров 1941]. В. П. Хабаров поддерживал деловые связи с сотрудниками отдела Сибири МАЭ. Его привлекли к написанию статьи об алеутах для тома «Народы Сибири», который готовился к печати в конце 1930-х годов. Приведем несколько цитат из этой работы, относящиеся к описанию культуры алеутов Командорских островов. «Жители Алеутских островов имели множество местных названий. Атхинцы — Ниггугиш (нынешние Беринговцы). Наоборот алеуты Аттовских островов называли себя Унанган — т.е. в тылу по отношению полуострова Аляска. Надо сказать, что слово Унанган следует понимать двояко и нераздельно. Вернее, сперва     за воинственность, за удачливости побеждать называли Унанган, а позже сами аттовские стали называть себя Унанган. Кроме того, слово Унанган, ведь это гордость самоназвания алеутов связанное с воинственностью и удачливостью побеждать врага внезапно. Отсюда самоназвание Унанган (нынешние медновцы)»     «У Командорских алеутов полуземлянки строились иначе: яма была не больше 0,5 метра глубины, отверстие в крыше (улюгих) служило ис- ключительно для дымохода, для входа и выхода была приспособлена в стенке дверь (камэгих). Внутри у стенки располагались нары для спанья, костер каменный находился в углу и был уже приспособлен так, что можно было печь хлеба. [В] 70-е годы прошлого столетия, эти юрты были заменены досчатыми домами построенные компанией Гетчинсоны, где алеуты жили отдельными семьями. Эти дома отоплялись привозным углем или кипятком. Внутреннее устройство: скамьи, столы, полки и т.д. того же типа, как и у русских на Камчатке. Утварь исключительно покупная. Национальная одежда у Командорских алеутов со- хранилась частично лишь промысловая: непромокаемая обувь (улэгих) и плащи (чигях и ливташни) остальная вытеснена привозными платья- ми европейского покроя. Большую роль в питании алеутов играл промысел морского зверя, охота на птицу и рыбная ловля. Мясо морского зверя, птицы и рыбы употребляются в отваренном виде. В сыром виде иногда употребляются в пищу: печень и почки сивуча и нерпы; из морских рыб: палтус, тер- пуг, бычки, головки и жабры трески и печень терпуга; из лососевых: кижуча, головки красной и горбуши. Осьминог также идет в пищу от- варенным, но зачастую в сыром виде. Кроме того, алеуты любят сырую икру морского ежика и др. моллюсков. Главным  пищевым продуктом  являются:  мясо котика, треска, судачок и красная рыба,  запас которых делается на зиму в соленом виде в бочках. Запас из трески и красной делается также в вяленном виде (юкола) и вкладывают в бочках или в желудке сивуча. Запас сала морского зверя (сивуча и нерпы) делается вкладыванием его в сыром виде в желудке нерпы или котика. Соленые ласты морского котика употребляются исключительно в сыром виде с юколой трески или красной. Употребление табака велико: курят мужчины и женщины. Впрочем большинство из мужчин предпочитают жевать — привычка, перенятая у американцев. Для курения шли раньше американский, русский, сейчас — флотский, русский, махорка. Для жевания раньше употребляли “кентукки”, “черкесский”, “маньчжурский” — листовой табак, сейчас в связи с отсутствием привозного листового табака употребляется махорка. Для жевания табак изготовляется: табак смачивают водой, подсыпают немного соли, затем смешивают его с древесной золой. Листовой табак свертывали в трубку подобно голубцу и держали в маленькой, изящно для этого сделанной, или из дерева, или из коровьего рога коробочке называемой “табакерка”. Нюхание табака — исчезло» .  «По своим религиозным воззрениям алеуты были анимистами- шаманистами. Весь мир по их представлениям населен духами. Особенное значение в культе имели: души людей, промысловых животных — души нерпы и трески, духи хозяев вод, утесов, стихий враждебных человеку. Заговоры, рисунки, талисманы имели широкое распространение. Функции шаманов были: общение с духами для обеспечения удачи в промыслах и борьбе с духами — похитителями душ человека или духами, вселившимися в человека.  Основными сюжетами повествовательного творчества были родовые предания, рассказы о путешествиях и приключениях героев, о посещении ими чужих поселков населенных великанами (аглигих), карликами (чалькаках), разными животными духами. Героем многочисленных мифов являлся ворон. Большое место в алеутском фольклоре занимают юмористические рассказы о плохих охотниках. Песенное творчество алеутов: шаманские, игровые, былинные, лирические и др. Влияние христианства получило свое отражение в фольклоре; рядом с разнообразными мифами о вороне, аглигих и чалькаках, в рассказах о проис- хождении промысловых животных, приключениях героев — возникли сказания о творце неба (агогех), о нечистой силе (инунаннах) и о по- мощнике последней (чугугорох) и т.д. Магические фигуры, художественно сделанные из дерева, кости, клы- ка, камня и раскрашенные красками (из крови и желчи животных и разноцветной глины) получили свое отражение в изобразительном искусстве алеутов, в том числе в татуировке и раскрашивании лица. Религиозное значение имели и пляски (кагаюгих) в раскрашенных масках, изображающих героев, животных (нерпа и треска) и духов» .  В примечаниях к статье В. П. Хабаров отметил, что в 1930 г. он состоял в переписке с В. И. Иохельсоном и что «также материала- ми по языку служили, ныне сохранившиеся сказки и рассказы на алеутском языке:  Кугам  Икгана (Чертова старушка),  Каглягимузах  (Ворон-вороненок) и др.»   Сейчас местонахождение фольклорных текстов, записанных В. П. Хабаровым в 1938 г., неизвестно.   В 1939 г. в газете «Правда» опубликовали статью «Ломоносовы наших дней» о В. П. Хабарове и других выпускниках ленинградского Института народов Севера.

С.А.Корсун.  В. П. Хабаров "Командорские острова"


Рецензии