В душе остался краснофлотцем...

     При упоминании слов «море» или «океан» у людей, как правило, возникают ассоциации с дальними странствиями, романтическими путешествиями, белоснежными современными лайнерами. Кому-то видятся чудесные закаты у тихо шелестящей кромки воды, кому-то – курортные пальмы и песок, кому-то – дикие и необжитые тропические острова. Но очень редко на морских и океанских просторах представляет кто-либо мощные военные эсминцы, атомные подводные лодки, быстроходные боевые катера, торпеды и плавучие мины. Однако для людей служивых все эти термины – такая жн реальность, как для туристов – многодневные  познавательные круизы.
     Накануне профессионального праздника военных моряков автору этих строк удалось побеседовать с жителем Левобережья Владимиром Михайловичем БАШМАРОВЫМ, которого без преувеличения можно назвать «живой легендой» отечественного Военно-морского флота. Вот о чём поведал он корреспонденту «ПМ»…

                ШКОЛА ЮНГ НА СОЛОВКАХ

   …В детстве я, как и некоторые сверстники, любил читать приключенческую литературу. В основном это были романы зарубежных авторов – Джека Лондона, Жюля Верна, Роберта-Льюиса Стивенсона и многих других. Но тогда я ещё не подозревал, что сама жизнь преподнесёт мне вскоре такие «романтические приключения», о которых я не то что мечтать, но и представить не мог даже в самых смелых грёзах и снах.
     Когда началась Великая Отечественная война, было мне четырнадцать лет. И проживал я в ту пору в городе Кимры Тверской области. Правильнее сказать – чаще находился в деревне у бабушки, расположенной в Калязинском районе. Папа был на фронте, мама работала на производстве. Мы с братом учились в школе.
     Получилось так, что отец после тяжёлого ранения попал в один из военных госпиталей. Вместе с ним находился там на лечении капитан-лейтенант Никольченко.  Они познакомились, подружились. И волею судьбы военно-медицинской комиссией оба были признаны к нестроевой службе. Никольченко направили преподавателем в недавно открывшуюся Школу морских юнг, расположившуюся на Соловецких островах.
     Пришло время – конец 1943 года – когда и я хлопотами отца и при поддержке капитана-лейтенанта Никольченко 16-летним юношей был направлен в эту школу. Мама ещё тогда в шутку сказала: «Вот, начитался всяких там Жюль Вернов, – теперь служи пять лет». Действительно, хлебнуть пришлось по-полной. Это не у тётки на блинах. Прежде всего – дисциплина, прилежание, достоинство, отвага и голова на плечах! Разгильдяйству там было не место. Тем более, годы были суровые, военные.
     О самой учёбе на Соловках долго распространяться не буду. Об этом замечательно написал в своей повести «Мальчики с бантиками» известный писатель Валентин Пикуль, который закончил это учебное заведение годом раньше меня. То есть, он попал в первый набор вновь открывшейся Школы юнг, а я – во второй.
     Отмечу лишь, что в середине 1944 года я с отличием окончил упомянутую школу. А это давало право выпускнику самому определять место своей дальнейшей службы. Недолго думая, я выбрал Северный флот, поскольку романтика северных просторов  всегда привлекала меня своеобразной суровостью и непередаваемой красотой. К тому же в то время там шли военные действия, что придавало ещё больше колоритности такой  «романтике»…
               
               
                ОТ СЕВЕРНЫХ ДО ЮЖНЫХ ШИРОТ

     Настоящие боевые вахты начались для меня на линкоре «Роял Соверен», который на время войны передала в аренду нашему флоту Королева Великобритании. В звании краснофлотца получил я должность вертикального наводчика визира правого борта командно-дальномерного поста зенитного дивизиона. В нашу задачу входило раннее обнаружение самодётов противника с последующим их уничтожением. А вообще главной целью линкора было сопровождение и обеспечение безопасной перевозки военных и прочих грузов, которые перевозили английские, американские, канадские суда под видом так называемых «транспортов». То есть по сути мы выполняли роль конвоев. С двух сторон прикрывали эти самые военные «транспорты». 
     Безусловно, приходилось нелегко. В северных широтах – особенно. Здесь редко бывает абсолютный штиль, а чаще – ветры и штормы при температуре воды не более пяти градусов. Курсировать приходилось туда-сюда в основном по Баренцеву морю. Иногда  вражеские подводные лодки засекали наши «транспорты» и топили их. Не дремала и фашистская авиация. Но и мы спуску не давали. Показывали фрицам, кто такие настоящие краснофлотцы, как мы умеем воевать!.. 
     Но вот наконец и война закончилась. Из Москвы пришёл приказ вернуть англичанам арендованный линкор. Началась рутинная работа по возвращению союзникам их морского «имущества». Здесь были эсминцы, подводные лодки, катера и прочие суда. Пришлось помотаться от берегов Туманного Альбиона и норвежских фьордов до солнечной Италии и Албании. Нередко подобные «перегоны» сопровождались различными проблемами, связанными в основном с геополитической обстановкой в мире. Не везде принимали нас радушно и с духовым оркестром. 
     Долгие годы продолжал я ещё бороздить моря и океаны на различных типах военных судов. Конечно, мечтал о скорейшем «дембеле», но он пока издалека помахивал мне бескозыркой с позолоченными якорями. И лишь в 1951 году в звании старшины 1-ой статьи я был уволен из рядов ВМФ. Списан, что назывется, на берег. В моём кармане наряду с прочими документами лежала бумага, удостоверяющая, что я приобрёл специальность артэлектрика (артиллерийский электрик). Ну вот. Началась долгожданная новая жизнь на «гражданке», где основополагающим направлением в то время стало кардинальное восстановление всего народного хозяйства…

                КРЫЛАТЫЕ  РАКЕТЫ      

     Видимо, не зря говорят: «От своей судьбы не уйдёшь». Я и не предполагал, что морские странствия, как для пресловутого Робинзона, для меня после демобилизации не закончатся. Получилось так, что устроился я поначалу на ДМЗ. В то время там ещё работали немцы – специалисты по авиационной технике. Было чему у них поучиться. Интересные, конечно, люди. Но дело даже не в этом.
     В 1952 году немецкие авиастроители уехали обратно в Германию. Зато на заводе появился легендарный учёный в области современного самолёторакетостроения Алекксандр Яковлевич Березняк, основавший собственное конструкторское бюро (КБ). Там вскоре начали разрабатывать и изготавливать так называемые крылатые ракеты. Первое изделие – КСС – морская крылатая ракета, которая должна была устанавливаться на боевых кораблях. Тут как нельзя кстати пригодилась моя морская закалка и военно-технический опыт бывалого «флотоводца». Для лётных испытаний этого образца я был командирован от завода под город Севастополь (Крым). Сначала пробные запуски были, так сказать, «береговыми». С мыса Фиолент. Отслеживали все необходимые телеметрические показатели. И уже после этого «изделия» устанавливали на боевые суда. Выходили в море, ставили ракеты на пусковые устройства и производили запуски.
     Честно говоря, всякое случалось. Были и казусы, но чаще всё проходило в штатном режиме. И снова я радовался тому, что нахожусь в родной морской стихии. Ведь любой уважающий себя моряк всегда скучает по солёным брызгам, летящим из-за крутого корабельного борта. Та первая служебная командировка продлилась для меня около года. И я нисколько не пожалел об этом…
     Дальше – больше. Наше КБ осваивало всё новые образцы крылатых ракет. И всякий раз я отправлялся в служебные командировки для лётных испытаний этих изделий. Так продолжалось до 1960 года. В итоге «проштормило» меня от Чёрного моря до Северодвинска ещё почти десять лет. Всего при моём личном участии было внедрено три класса ракет морского базирования. Не считая первого советского «Бурана». Это уже для космических целей. Но я думаю, что данная тема – уже несколько другая история. Не военно-морская…

                * * *

     Вслушиваясь в скупые речи ветерана ВМФ, невольно ловишь себя на мысли, что о таких людях надо непременно писать книги. Причём, добротные, объёмные, документальные, со всеми подробностями и фотографиями. Ведь это – реальная история нашего Отечества, о которой должны помнить не только дети и внуки героев-защитников, но и их правнуки наряду со своими потомками. Как сказал президент В.В. Путин, всемирная история никем и никогда не должна быть переписана в угоду ежеминутным и местническим интересам…
     Владимир Михайлович Башмаров, как и многие настоящие солдаты и моряки, человек немногословный, скромный. О своих ратных подвигах рассказывает неохотно, будто умышленно умаляя их. Даже о заслуженных наградах не упоминает. Находясь с 1993 года на заслуженном отдыхе, продолжает посильную активную жизнь. Но по всему видно, что сердце его по-прежнему там – в бескрайних морских просторах. И, вероятно, пытливо-неуёмная душа его и по сей день продолжает ощущать в себе те истинно краснофлотские корни, что были привиты ещё в далёкие годы учёбы в Соловецкой школе юнг.
     В канун профессионального праздника хочется пожелать заслуженному представителю ВМФ РФ бодрости духа, здоровья, счастья, оптимизма и… семь футов под килём.
     А по поводу увлекательной документальной книги… Благородным мечтам, как известно, нередко свойственно сбываться.


Рецензии
Об этих людях надо писать.
Приходится этим заниматься, и всякий раз поражаюсь их судьбам и мужеству.
Идея о книге очень правильная, Стас.

Светлана Данилина   16.07.2015 21:08     Заявить о нарушении
Благодарю вас, Светлана, за визит и за отклик. Жаль, что в небольшом очерке не расскажешь всего, что пережили эти люди (в т.ч. В.М. Башмаров). Здесь в самом деле без документальной повести не обойтись. Творческих вам удач, Света! Заглядывайте! С уважением, Стас.

Стас Волгин   16.07.2015 22:12   Заявить о нарушении
А ещё надо написать, как адмирал Октябрьский бросил на погибель краснофлотцев в Крыму, а адмирал Трибуц бросил балтийцев в море. Да ещё Трибуц написал книжонку:"Балтийцы наступают." Пока предательство адмиралов не будет показано всему миру, писать не о чем.

Валентина Газова   25.06.2018 09:57   Заявить о нарушении
О Таллинском переходе написано много.
Трагические события.
Не берусь судить, но в целом флот Трибуц спас.

Светлана Данилина   25.06.2018 13:44   Заявить о нарушении