Образование и самообразование

1. Образ и образование
(Мир прекрасен)

В основу любого образования закладывается образ. В зависимости от того, какой конкретно образ заложен в основу образования, человек приобретает те или иные степени свободы, человек оказывается более свободным в своих действиях и возможностях или менее свободным. Человек становится более свободным в том случае, если первые образы, с которыми он встречается в жизни и в процессе образования, будут общекультурными. То есть, зрительными образами, не включающими в себя специализированных и частных интерпретации образов. В общих образах должна быть представлена вся полнота и гармоничность окружающего мира. Единственная цель представления этих образов заключается в том, чтобы человек мог увидеть непосредственно и зрительно, что мир действительно прекрасен. Образ мира прекрасного может в будущем трансформироваться. Однако исходный образ мира прекрасного останется навсегда основным и заложенным в основу. И каким бы не стало будущее человека, его возвращение к истокам окажется, в этом случае, возвращением к миру прекрасному. В становлении человека мир прекрасного всегда будет оставаться как вера в прекрасный мир и будет в таком виде присутствовать в дальнейшей жизни человека. Такая вера не может быть заменена, без ущерба для человека, ни на какую другую веру и религию. Все многовековое достояние всего человечества, хранимое в галереях и озвучиваемое в концертных залах, представляет собой основное пособие для создания образа мира прекрасного и начального образования. Возможно, что кто-то подумает, что воин и защитник своего отечества, не может быть носителем такой веры. Напротив, защитник своего отечества и будет защищать мир прекрасный, свое отечество. Не может быть носителем такой веры тот, кто готовится для разного рода насилия и разрушения, а не для созидательной жизни. По этой причине, мир, в котором живет человек и то, что происходит в этом мире, на одну треть предопределен этой частью образования человека.

   2. Образ и образование
(Мир разумно устроен)

Начальное образование завершается тогда, когда начинаются сравнения образов прекрасного, и их анализа. В таком анализе зарождается культура общения, формируются позитивные отношения между людьми. Культура общения и умение выстраивать нормальные отношения зарождаются на следующем этапе образования, после начального образования. Все законы разумны: как законы физики и математики, так и законы государственного устройства. Все законы должны быть разумными и умопостигаемыми. Без этого законы не будут обладать ожидаемым действием или же будут полностью бездействовать.
Разумность физических законов основана и следует из гармоничности и закономерности мироустройства. Разумность государственных законов основана на разумности каждого человека. Разумность государственных законов востребована собственной безопасностью людей, живущих в данном государстве. По этой причине, все законы государства обсуждаемы и оспариваемы гражданами данного государства, если законы не воспринимаются ими как разумные с точки зрения безопасности граждан данного государства. Законы, регулирующие отношения между людьми, закладывают поведенческие мотивы граждан. Законопослушность или же, напротив, желание противодействовать государственным законам, закладываются на втором этапе образования. Главными предметами углубленного изучения на этом этапе могут быть: математика, физика, астрономия, история, государственность и другие. При этом, черты каждого предшествующего этапа образования должны присутствовать, поддерживаться и просматриваться на последующих этапах образования. Хотя эти предметы уже не могут быть главными на последующих этапах. 
      
3. Образ и образование
(Мир истинный)

Мир истинный может показаться человеку жестоким и несправедливым даже в том случае, если человек не находит достаточных оснований для определенных негативных суждений о мире. Также наоборот, человеку может показаться справедливым какой-либо злонамеренный поступок в отношении кого-либо другого. Проявление таких особенностей и отклонений от нормального поведения человека является прямым свидетельством упущений предшествующих этапов образования. Разрешение таких проблем всегда будет представляться невозможным, если не будут заложены необходимые для этого основы на двух предшествующих этапах образования. Ибо истина или ощущение истины проявляется только при строго определенных отношениях и приоритетах. Кроме того, в представлении каждого человека мир истинный, но представления разных людей могут быть разными. Мир истинный – единый. Однако представления о мире могут быть и всегда будут разными. При помощи анализа различных представлений об истинном мире человек приближается к познанию единственного истинного мира.
В сообществе людей мир истинный, как правило, не представлен в единственном числе. То есть, представления об истинном мире одного человека и другого человека могут отличаться не существенно, могут существенно отличаться, а могут быть и противоположными. Таким образом, в проявлениях различных, противоположных, представлений о мире истинном, проявляется новое отношение: человеку становится известным то, что кроме истины есть ложь. То есть, на этом этапе образования решается главная проблема определения отношения каждого человека к представлениям об истинном мире других людей. Именно на этом этапе образования впервые человек задает себе вопрос: кто есть я? Ибо, для того, чтобы человек мог определить свое отношение к другим, ему необходимо знать о том, кто есть он сам.
Обращение человека к самому себе, рефлексия, является нормой для третьего этапа образования. Для того, чтобы этот этап не стал для обучаемого жестокой реальностью, необходимо, чтобы в процессе образования присутствовали в полном объеме предшествующие два этапа образования. В процесс образования при этом необходимо включить новые предметы: о человеке, о методах познания, философию, логику (см. прил.).

   4. Образование и самообразование
(Мир действительный)
Завершающий этап образования, высшее образование, в большей степени является самообразованием. На этом этапе самообразование и способность к самообразованию становятся главными в образовательном процессе. В предшествующих этапах обучаемых готовят к переходу к действиям, к вступлению в действительную жизнь. По этой причине, на завершающем этапе образования человек обучается и должен обучаться действиям и должен действовать. Главное для человека на этом этапе образования – это научиться находить необходимую для него информацию для определения своих приоритетов. Без такого действия и такого умения действовать завершение образования невозможно по двум причинам. Во-первых, потому что в действительности сосредоточены и складывается все многообразие и богатство знаний, накопленных человечеством в прошлом. Что из накопленных знаний будет востребовано в настоящем и в будущем? Ответить на этот вопрос относительно самого себя может только сам человек. Ибо отвечая на этот вопрос, так или иначе, человек определяет одновременно и свое будущее. Во-вторых, активность человека, в выборе своего будущего, помогает безболезненно перекладывать ответственность за будущее человека на самого человека. Пассивные действия и симуляционные методики, исключающие активные действия обучаемого, ограничивает сотворчество обучаемого в процессе обучения. В результате, методики формального обучения полностью исключают не только сотворчество, но и в целом творчество как главный элемент и смысл любого действия.
В процессе формального образования есть только отдельные, частные элементы, необходимые в образовании: способность к наблюдениям, сравнению, анализу, запоминанию. Однако, отсутствует главный элемент образования: творческое причастие обучаемого к предмету обучения. В результате, возникает вопрос о смысле и цели такого образования.
Таким образом, формальное образование, практически исключающее проявления активных действий и умений обучаемых, способно, в конечном счете, полностью разрушить заключительный этап образования. Заключительный этап образования должен обеспечить впечатление образа будущих действий человека. Без создания такого образа будущих действий заключительный этап образования не может иметь позитивных целей и, следовательно, не может быть целесообразным. То есть, симуляция действий, которая часто предлагается вместо самих действий, должна быть исключена полностью из заключительного этапа образования. В процесс образования на завершающем этапе образования необходимо включить новые предметы: о современных научных направлениях и достижениях, история науки, философия науки. (список лит. См. прил.Iб).

5. Самообразование

Образование завершается тогда, когда заканчивается стандартный перечень действий и средств, предназначенных и способствующих образованию человека. Вместе с тем, несмотря на огромную важность образования для человека, самообразование для человека является более значимым: образование является составной частью самообразования. Самообразование присутствует в процессе образования и может доминировать в нем в случае достаточной активности обучаемого. Образование активизирует и укрепляет способность человека к самообразованию. В этом отношении, образование есть способ достижения целей самообразования.
После окончания процесса образования остается самообразование, которое завершается только тогда, когда человек перестает быть способным к творчеству и активным действиям. Начинается самообразование с момента осознания человеком необходимости самообразования и с момента начала его активных действий, направленных на самообразование. В отличие от процесса образования, в котором есть определенные стандарты, в самообразовании таких стандартов не существует. По этой причине в процессе самообразования человек может опираться только на собственную осведомленность и только на собственные знания. Гарантировать правильный выбор целей самообразования в таком случае может только обладание всей полнотой информации, то есть, только в случае обладания всеми известными знаниями. Можно усомниться в возможности обладания всеми известными знаниями. Научные знания, накопленные человечеством в течение двух, трех тысячелетий огромные. Можно также усомниться в необходимости обладания знаниями тысячелетней давности. Однако, без полного знания невозможно полноценное самообразование.
Полноценное и активное самообразование необходимо не всегда и не всем. Оно необходимо в тех случаях, когда исследуются фундаментальные научные проблемы. В таких случаях необходимыми оказываются не только научные, но и философские знания, как тысячелетней давности, так и современные знания. Для такого самообразования должны быть созданы необходимые условия. Величие любого государства измеряется величиной созданных в нем условий для образования и самообразования. В СССР поддерживалась сеть библиотек, доступных всем его гражданам. Оригиналы и переводы основных научных и философских произведений всего мира составляют золотой фонд библиотек России (см. Приложение).   

6. Приложение

(Список литературы)

1. Аль-Фараби А.Н.М. Комментарий к «Альмагесту» Птолемея. – Алма-Ата: Наука, 1975. – 527 с.
2. Анахт Д. Сочинения. – М.: Мысль, 1975. – 262 с.
3. Аристотель. Сочинения. Т. 1.  – М.: Мысль, 1976. – 550 с.
4. Аристотель. Сочинения. Т. 2. – М.: Мысль, 1978. – 687 с. 
5. Аристотель. Сочинения. Т.3.  – М.: Мысль, 1981. – 613 с.
6. Аристотель. Сочинения. Т. 4.  – М.: Мысль, 1983. – 830 с.
7. Архимед. Сочинения. – М.: «Физ-мат. лит.», 1962. – 639 с.
8. Бируни А.Р. Геодезия. – Ташкент: ФАН, 1966. – 361 с.
9. Бируни А.Р. Избранные произведения. Т. 5.  – Ташкент: ФАН, 1976. – 636 с.
10. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. – 520 с.
11. Витгенштейн Л. Философские работы. Кн. I, ч. II. М.: ГНОЗИС, 1994. 206 с.
12. Вольтер Философские сочинения. М.: Наука, 1989. – 751 с.
13. Галилей Г. Избранные труды. М.: Наука, 1964. – 640 с.
14. Гегель. Наука логики. Т. 1. М.: Мысль, 1970. – 501 с.
15. Гегель. Наука логики. Т. 3. М.: Мысль, 1972. – 371 с.
16. Гельвеций. Сочинения. Т.1. М.: Мысль, 1973. – 647 с.
17. Геродот. История. М.: Ладомир, 1999. – 740 с.
18. Гуссерль Э. Избранные работы. М.: «Территория будущего», 2005. – 464 с.
19. Даламбер Ж. Динамика. М. – Л. : «Гос. Изд. тех. – теор. Лит.», 1950. – 343 с.   
20. Декарт Р. Рассуждения о методе. М.: АН СССР. – 656 с.
21. Диоген Л. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1986. – 571 с.
22. Диофант А. Арифметика и книга о многоугольных числах. М.: Наука, 1974. – 328 с.
23. Ибн Сина А.А. Избранные произведения. Т. 1. – Душамбе: «Ирфан», 1980. – 420 с.
24. Кант И. Критика чистого разума. М.: «Эксмо», 2007. – 735 с.
25. Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. – 709 с.
26. Карнап Р. Философские основания физики. М.: «Прогресс», 1971. – 391 с.
27. Коперник Н. О вращениях небесных сфер. М.: Наука, 1964. – 653 с.
28. Кондильяк Э.Б. Сочинения. Т. 1. М.: Мысль, 1980. – 334 с.
29. Кондильяк Э.Б. Сочинения. Т. 2. М.: Мысль, 1982. – 541 с.
30. Кондильяк Э.Б. Сочинения. Т. 3. М.: Мысль, 1983. – 388 с.
31. Кузанский Н. Сочинения . Т. 1. М.: Мысль, 1979.  – 488 с.
32. Кузанский Н. Сочинения . Т. 2. М.: Мысль, 1980.  – 471 с.
33. Ламарк Ж.-Б. Избранные произведения. Т. 2. М.: «АН СССР», 1959. – 859 с.
34. Ламетри Ж.О. Сочинения. М.: Мысль, 1976. – 551 с.
35. Лаплас П.С. Изложение системы мира. Ленинград: Наука, 1982. – 374 с.
36. Лейбниц Г.В. Сочинения. Т. 1. – М.: Мысль, 1982. – 636 с.
37. Лейбниц Г.В. Сочинения. Т. 2. – М.: Мысль, 1983. – 686 с.
38. Лейбниц Г.В. Сочинения. Т. 3. – М.: Мысль, 1984. – 734 с.
39. Леонардо да Винчи. Избранные произведения. Т. 1. – М. – Л.: «Академия», 1935. – 363 с.
40. Лобачевский Н.И. Избранные труды по геометрии. М.: «АН СССР», 1956. – 595 с.
41. Локк Д. Сочинения в 3-х томах. Т. 1. – М.: Мысль, 1985. – 621 с.
42. Локк Д. Сочинения в 3-х томах. Т. 2. – М.: Мысль, 1985. – 560 с.
43. Ломоносов М.В. Избранные философские произведения. – Ленинград: «Госполитиздат», 1950. – 780 с.
44. Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. Т. 7. – М.: «АН СССР», 1952. – 993 с.
45. Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. Т. 11.  – Ленинград: Наука, 1983. – 423 с. 
46. Мур Д. Принципы этики. – М.: «Прогресс», 1984. – 324 с.
47. Ницше Ф. Воля к власти. – М.: «Эксмо», 2003. – 864 с.
48. Ницше Ф. Сочинения. По ту сторону добра и зла. – М.: «Эксмо», 2009. – 848 с.
49. Ньютон И. Лекции по оптике. М.: «АН СССР», 1946. – 293 с.
50. Ньютон И. Математические начала натуральной философии. М.: Наука, 1989. – 687 с.
51. Платон. Диалоги. – М.: «Мысль», 1986. – 607 с.
52. Пуанкаре Э. Избранные труды. Т. 3. – М.: «Наука», 1974. – 764 с.
53. Пуанкаре Э. О науке. – М.: «Наука», 1983. – 559 с.
54. Сковорода Г. Сочинения в двух томах. Т. 2. – М.: «Мысль», 1973. – 486 с.
55. Циолковский К.Э. Избранные труды. – М.: «АН СССР», 1962. – 535 с.
56. Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения. Т. 1. – М.: «Мысль», 1987. – 637 с.
57. Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения. Т. 2. – М.: «Мысль», 1989. – 636 с.
58. Эвклид. Начала Евклида. Кн. 1 – 6. – М. – Л.: «Гос. Изд. тех. – теор. Лит.», 1948. – 448 с.
59. Эмпирик С. Сочинения. Т. 1. – М.: «Мысль», 1976. – 399 с.
60. Эмпирик С. Сочинения. Т. 2. – М.: «Мысль», 1976. – 421 с.


Рецензии