Фёдор Шаляпин и Астрахань

Великий русский бас, Фёдор Иванович Шаляпин, был родом из крестьян. Никакой родни, с детства приучавшей его к искусству, у него не было. Всем, чего он добился, Фёдор Шаляпин был обязан собственному таланту, способности учиться «на ходу» и недюжинному упорству.

…Первое появление в Астрахани было совсем не радужным. Ещё будучи ребёнком, маленький Федя с семьёй очень нуждались. Послушав рассказы о том, что в тёплой Астрахани есть и работа, и жильё не так дорого, семья Шаляпиных переехала на постоянное, как им казалось, проживание в город устье Волги. С трудом они нашли угол для проживания - маленькую хибарку из двух комнат за два рубля, Фёдор с отцом начали искать работу.Мать сначала пекла и продавала пироги, но денег не хватало, и она устроилась мыть посуду на пароходах. Жизнь семьи не менялась, родители часто ссорились и снова меняли места проживания в поисках лучшей доли…

…Шёл 1890 год. Ходили по разным местам, писали много прошений. Но работы не было. И денег не было. И Шаляпины всё более голодали. Мать держалась, упрямо сопротивляясь нужде и нищете. «Есть у нас на Руси какие-то особенные женщины: они всю жизнь неутомимо борются с нуждою, без надежды на победу, без жалоб, с мужеством великомучениц перенося удары судьбы, - писал Ф.И.Шаляпин. — Мать моя была из ряда таких женщин. Она снова начала печь и продавать пироги с рыбой, ягодами. Как мне хотелось, бывало, съесть пяток этих пирогов. Но мать берегла их, как скупой сокровища, даже мухам не позволяла трогать пироги. Торговлей пирогами не прокормишься. Тогда мать начала мыть посуду на пароходах и приносила оттуда объедки разной пищи: необглоданные кости, куски котлет, рыбу, куски хлеба. Но и это случалось не часто. Мы голодали».

Обстановка в семье накалялась: отец грубо ругал сына за то, что тот затащил их сюда умирать. Мать плакала.
Став всемирно известным, истинный волжанин, рождённый на берегах Волги, Шаляпин много гастролировал по городам расположенным рядом с великой русской рекой. В сентябре 1909 года на теплоходе «Грибоедов» великий певец Фёдор Иванович Шаляпин в Астрахань приезжал с триумфальными концертами.

Приезд Ф.И.Шаляпина в Астрахань 1909 и 1910 гг. с концертами не был запечатлен в его эпистолярном и мемуарном наследии, но воссоздать хронику пребывания и атмосферу вокруг его незаурядной личности позволяют публикации в астраханской периодической печати, дающие значительный фактологический материал. Официальное издание, газета «Астраханские губернские ведомости», не отразила приезд Шаляпина в город, зато две популярные в городе газеты «Астраханский Листок» и «Астраханский Вестник» наперебой печатали материал о столь значимом событии, дополняя друг друга. Необходимо отметить, что в 1909году публикаций было значительно больше, чем в последующем, но ажиотажа вокруг выступления певца было не меньше.

Публикации на «шаляпинскую» тему условно можно разделить по смыслу и жанру на несколько групп, одна из них объединяет объявления и рекламу. Первым объявлением можно считать краткое уведомление 20 сентября 1909г. в газете «Астраханский листок»: «По слухам, в непродолжительном времени знаменитый бас Ф.И.Шаляпин посетит наш город и выступит в концерте. Появление его на астраханской сцене, несомненно, нужно считать крупным событием для всех местных любителей художественного пения». Концерты Шаляпина в Астрахани стали не просто событием – сенсацией, и для всех слоев населения, а не только для узкого круга любителей.

Объявление о концерте появилось и в «Астраханском Вестнике»: «Зимний театр наследников Плотникова. В пятницу 25 сентября состоится концерт Ф.И.Шаляпина с участие Н.К.Авьерино (скрипка) и Ф.Ф.Кенеман (фортепьяно). Билеты продаются в магазине Т-го дома Наследников Ильина». Имена Авьерино и Кенемана были известны астраханцам, первый преподавал в Астраханских музыкальных классах, второй в течение двух лет их возглавлял. Надо заметить, вышеприведенное объявление смотрелось весьма скромно и сдержанно среди многообразия рекламных сообщений, однако, Шаляпин в рекламе не нуждался - билеты на его концерт были раскуплены меньше чем за день.

Благодаря объявлению о продаже открыток в фотографии И.М.Бочкарева «Проводы Ф.И.Шаляпина из Астрахани 27 сентября сего года» отразился отъезд певца. В коллекции астраханского писателя - краеведа А.С.Маркова хранятся три подобных открытки.

В 1910 г. интерес к выступлению Шаляпина был не меньшим: после краткого объявления последовала реакция: «Билеты на концерт Шаляпина назначенного 26 сентября раскупаются очень бойко. Хотя анонс о концерте появился только 17 сентября, к утру 18 остались незаписанными только места первых 6 рядов и немного лож».
Организацию концерта брал на себя опять же купец Ильин, о его расходах пресса писала со слов петербургских газет, якобы, по слухам, обязуется он платить Шаляпину 3000 руб. за концерт и брать на себя и другие издержки.

Некоторые заметки информационного плана дают хронику пребывания Ф.И.Шаляпина в Астрахани в подробностях. Если «Астраханский вестник» о приезде Шаляпина в 1909 г. отозвался весьма лаконично: «Вчера в 4 ; пополудня, прибыл на пароходе известный певец Ф.И.Шаляпин», то газета «Астраханский листок» дала обстоятельное описание приезда: «…В 4 часа собравшаяся публика в немом восторге могла видеть артиста, стоящего на палубе подходившего парохода «Грибоедов». Шаляпин мало обращал внимания на публику и долгое время играл с чьей - то белой собакой. Высокая худощавая фигура в длинном сером пальто и черной шляпе в сопровождении кучки астраханцев скоро сошла с парохода. При большом стечении народа господин Шаляпин сел в экипаж и уехал в Большую Московскую гостиницу, где он остановился». В свою очередь детальное описание концерта публикует «Астраханский Вестник», корреспондент пишет о том, что скопление народа вызвало вмешательство полиции, что театр был как никогда переполнен, зрители сидели в проходах, за кулисами и в местах для оркестра. Артиста встречали аплодисментами, ему преподнесли огромную лиру из зелени и цветов. Первыми исполнялись «Пророк» на слова А.С.Пушкина и «Вакхическая песнь» Глазунова, реакция публики была сдержанная. Затем после песни «Во Франции два гренадера» на музыку аккомпанирующего ему Кенемана последовали бурные овации и вызовы на бис. Шаляпин вдохновенно пел, охотно бисировал. С каждым романсом успех его возрастал. «Между певцом и публикой установилась какая-то близость, связь, точно он не случайный гость, а свой человек, к которому привыкли и которого хорошо знают». Из зала разносится просьба спеть «Дубинушку» - «Федор Иванович отрицательно качает головой и делает выразительный жест, проведя пальцем по шее». После знаменитой «Блохи», вызвавшей гомерический хохот, «артист бисировал и затем спел много комических и сатирических песен, удивив публику разносторонностью своего таланта».

В 1910г. газетных публикаций было меньше по сравнению с предыдущим годом, но судя по ним, почитателей у Шаляпина не убавилось: также стояли у театра те, кто не попал на концерт, пытаясь на улице услышать голос своего кумира, в театре при появлении певца на сцене «в публике стон стоял». На концерте в основном повторялись произведения, звучавшие в прошлом году, но не только: «программа удесятерилась, несмотря на это, публика все время требовала повторений, находясь под неизгладимым впечатлением певца-художника».

Немало было эмоциональных заметок, еще до первого приезда Шаляпина С.Любин, вспоминает о своих студенческих годах в Петербурге, когда с рассветом у касс Мариинского театра выстраивалась многотысячная очередь за право получить лотерейный билет, и уже по нему, если повезет, приобрести в кассе Мариинского театра билет на спектакль с участием Шаляпина. Автор деликатно сетует на высокие цены за билеты, и по примеру казанской газеты восклицает: «Федор Иванович! Дайте возможность и менее сытым согражданам своим хоть раз в жизни услышать настоящее пение».

Из всех опубликованных осенью 1909-10 гг. материалов, только одна заметка под названием «Штрихи», отличалась неприязненным тоном, чему причиной гонорары Шаляпина. В ней сравнивались доходы от его концерта с доходами от «тотошки», т.е. тотализатора на астраханском ипподроме, неизвестный автор проявляет «заботу» о приезжающей драматической труппе антрепренера Долина, потенциальные зрители которой якобы издержали все средства на скачках и концерте Шаляпина и в театр уже пойти не смогут.

После концерта появился восторженный отклик о великом артисте: «Он сам, наш великий чудный артист, наша национальная гордость, наша слава, подобно яркому, ослепительному лучу, ворвался в нашу тусклую, обывательскую жизнь, освятил ее, промелькнул и скрылся, оставив неизгладимый след в душе каждого, кому не чуждо чувство прекрасного…Мне пришлось слышать, как одна пожилая дама , после концерта, со слезами в голосе сказала: «Ну, теперь можно и умереть, я его слышала и лучше уже не услышу». Не пошатнут его славу и злоязычные, злорадствующие завистники и клеветники».

Еще одну группу публикаций «Астраханского листка», составляют художественно-публицистические зарисовки из жизни, сделанные с явной симпатией к певцу и астраханским обывателям. В заметке «На Шаляпина» с красноречивым подзаголовком «Житьишко обывательское» юмористически описывалось, как почти сорваны занятия в женской гимназии, поскольку и преподаватели, и гимназистки в предвкушении концерта, не в состоянии думать об уроках и заданиях, там же описываются злоключения некой дамы, мечтающей попасть на концерт Шаляпина: «Варвара Петровна свалила всю вину на театр наследников Плотникова, не вместивший всех 156 тыс. астраханских обывателей».

Некоторые подобного рода материалы написаны в форме диалогов, так зарисовке «Встречают» передается настроение простых людей, встречающих Шаляпина:

-А что ж народ?

-Народ собрался певчего встречать.

-Чего врешь, это сам Шаляпин, что в театрах и балаганах поет.

Другая, «У театра», показывает, что уже при жизни Шаляпина складываются легенды вокруг его имени.

-Эй, лихачи! Дальше отъезжай!

-А што?

А то, что как затянет этот Шаляпин, так все лошади перепугаются и пролетки переломают.

-У него, брат глотка луженая серебром, на Кавказе лудили, ну и вылудили генерал-бас (10).

В 1910 году в публикации «Около Шаляпина» поднимается и серьезная тема цен на билеты, которые для людей небогатых были слишком дорогими. Читатель как бы невольно присутствует при разговоре не попавших в зрительный зал астраханцев, по словам автора «неудачников и бедняков»: «кокетливой мещаночки», мастерового, афишера, подгорничной. Они обсуждают, но так и не могут придумать выхода из создавшегося положения: если устроить общедоступный концерт с недорогой платой - барышники перехватят билеты, попробовать продавать билеты при входе в зал - желающие передавят друг друга.

В 1910 году появилась публикация с анализом исполнения Шаляпина, где отмечается его своеобразие и новаторство. «Дело в том, что Шаляпин создает нечто совершенно новое… Пение для него не цель, а средство дать художественный образ, впечатление или картинку, которые возникают в его мозгу». Далее автор, скрывавшийся под инициалами «И.Д.», сравнивает Шаляпина с певцом из народа - «Шаляпин такой же народные певец, но обладающий исключительным дарованием и получивший возможность разработать те богатства, которыми щедро наградила его природа».

Таким образом, недолгое пребывание Ф.И.Шаляпина в 1909 и 1910 гг. нашло широкое отражение на страницах астраханских газет. Было напечатано около 20 публикаций разного рода от коротких объявлений, до пространных статей. По числу публикаций лидировал «Астраханский листок». Пресса свидетельствовала- концерты Шаляпина не оставили равнодушными все слои астраханского общества и явились крупнейшим событием в культурной жизни края начала XX века.

Встречали певца морем осенних цветов, публика билеты раскупила давно и ждала встречи с блистательным певцом задолго до начала концерта. Для выступления был выбран лучший зал театра Плотникова. Те поклонники певца, которые не смогли достать билетов на концерт великого баса, стояли многочисленным кольцом вокруг здания и мечтали хотя бы краем взгляда увидеть певца и услышать его чудный голос.
В зале театра были заполнены все места. Публика сумела найти возможность и встать даже в проходы. Все ждали появления Шаляпина и после его появления устроили ему громкие овации. Богатый репертуар певца позволял ему дать большое представление. Концерт состоял из двух отделений: первое отделение – классическое состояло из оперных арий, во втором были исполнены романсы и русские песни. В зале стояла такая тишина, что была слышна только музыка и голос Шаляпина, лившийся свободно и чисто над залом. Никто не произносил ни звука до самой последней ноты, а потом долгое время не смолкал шум аплодисментов. Благодарная публика решила наградить певца по — царски. Фёдору Ивановичу был вручён необыкновенный букет в виде музыкальной лиры, выложенной из цветов и зелени.

После приезда Шаляпина в Астрахани появились необыкновенные истории о силе его голоса.

Первая история гласит, что сидящий на почётном месте, богатый астраханский чиновник на концерт певца взял в ложу стакан с чаем и не вытащил ложечку. Во время исполнения Шаляпиным знаменитой «Дубинушки» от силы звука ложечка начала вибрировать о стенки стакана, издавая мелодичный звон.

Вторя такова, что после выступления Шаляпин от богатых людей Астрахани получил позолоченный лавровый венок, которым певец был увенчан по окончанию концерта .

Память о великом певце сохраняется до наших дней. В 2009 году в Астрахани прошли праздничные мероприятия по случаю 100- летнего юбилея приезда певца в старинный русский город.

В музее культуры Астрахани состоялся камерный концерт, посвященный 100-летию приезда в Астрахань знаменитого на весь мир баса – Федора Ивановича Шаляпина. Концерт проходил в рамках совместного музыкального проекта сотрудников музея культуры и артистов Астраханского музыкального театра.
В течение полутора часовсолист театра, замечательный астраханский артист оперной сцены Василий Андреевич Снимщиков исполнял произведения из репертуара великого мастера в музыкальной гостиной музея, интерьер которой так напоминает богатые музыкальные салоны конца XIX- начала XX столетий. Здесь же можно было увидеть фотографии и концертную программу столетней давности, рассказывающие посетителям опребывании великого певца в Астрахани.

Увлекательно прозвучало вступительное слово зав. музеем культуры ЕленыГерасимиди: - Шаляпин прибыл в наш город осенью 1909 года на теплоходе «Грибоедов». Прибыл триумфатором, величайшим оперным артистом современности. Он бывал в купеческой Астрахани и раньше – но бедным, полуголодным, неизвестным еще никому. И вот добившийся огромных успехов своим титаническим трудом обладатель уникального голоса Федор Шаляпин дает концерт в театре Плотникова (нынешнем драматическом). Зал переполнен. Не попавшая в театр толпа, стоя на улице, пытается уловить сильный раскатистый бас своего кумира.

С первых же звуков старинного пианино, ожившего под руками главного концертмейстера музыкального театра Марины Маленьких, гостиная музея погрузилась в чарующую атмосферу прошлого столетия. В исполнении Снимщикова зазвучали арии из всеми любимых опер – ария Гремина из оперы «Евгений Онегин», ария Дона Базилио из «Севильского цирюльника», куплеты Мефистофиля из оперы «Фауст»… Вторая часть концертной программы была посвящена русским народным песням и романсам, которые так любил петь Шаляпин.Исполняя песню волжских бурлаков «Эх, ухнем!», Василий Снимщиков показал великолепное владение голосом, игру интонаций, проявил истинное актерское лицедейство. В уютной гостиной еще долго не умолкали аплодисменты восхищенных любителей классической музыки.

О видео: «Дубинушка» — русская народная песня. В 1860-х годах на её основе был создан новый вариант, исполненный впоследствии Ф.И. Шаляпиным. Этот вариант стал революционным символом конца XIX-начала ХХ века. В ролике использованы старые снимки русского нижегородского фотографа.

Изображение: Портрет Фёдора Шаляпина другого знаменитого астраханца - Бориса Кустодиева

Ссылки на информационные источники: http://chaliapina.ru/o-shalyapine/shalyapin-v-astraxani.html; http://nastyha.ru/shalyapin/pereezd_v_astrahan/; http://www.astrakhan.ru/?content=news-item&id=52692


Рецензии