Такая судьба. Еврейская тема в русской литературе

Такая судьба. Еврейская тема в русской литературе (2015). [Предисловие]

     ОБ ЭТОЙ КНИГЕ

     Дорогой читатель!

     Со страниц этой книги на тебя смотрят евреи, какими их изобразили русские писатели в произведениях, созданных на протяжении более чем полутора столетий – с начала ХIХ века до последних лет существования советской власти. Чтобы она появилась на свет, мне довелось проделать работу, обычную для любого историка литературы: произвести  необходимые  разыскания, отобрать круг нужных текстов, осмыслить их по отдельности и в совокупности, сделать зримыми  движение  и эволюцию темы.  Так создавался фундамент, без которого не стоит никакой дом. Но это не твоя забота.
     То, что я сумел раздобыть, ты получишь в готовом виде. Я не стану вести тебя в столовую через кухню. Моей целью было избежать и намека на какое-то занудное наукообразие. Эта книга свободна от множества библиографических ссылок и этических оговорок, от выяснения тонкостей взаимоотношений автора со своими предшественниками. Ты не найдешь в ней распространенных в разного рода ученых сочинениях рекомендаций вроде: подробнее об этом смотри там-то. Смотри, куда сам захочешь.  Все, что я хочу тебе рассказать, ты услышишь от меня.
     Если у тебя возникнет желание самому прочесть те произведения, которые здесь разобраны, проверить справедливость моих суждений, составить  собственное мнение, – очень хорошо. Если тебе будет довольно того, что ты узнал о них  от меня, – тоже неплохо.
     Не думай, что для того, чтобы попасть на страницы этой книги, персонажу рассказа или поэмы было достаточно предъявить паспорт. Наше  внимание будет сосредоточено на людях, которые были евреями   по судьбе, по  особенностям характеров,  складу мыслей, образу действий, что определяло  и отношение к ним, и всю их жизнь, а порой и смерть. Поэтому естественно, если их судьбы, – в чем-то разные, в чем-то сходные,  – натолкнут тебя на размышления о более общих вещах, вплоть до исторических судеб русского еврейства. Само название книги подсказано строчкой Наума Коржавина «Есть такая судьба», которую он настойчиво повторяет в одной из своих поэм, размышляя о судьбе еврейского народа.
     Ведь литература – это отражение жизни и не просто отражение, но и постижение, а жизнь – более важная штука, чем литература. Подлинный художественный образ выражает действительность, ее глубинную суть лучше, чем реальный факт. Тем он нам и дорог. Потому писатели и пишут книги. А наше дело – помочь тебе, читателю, побольше из этих книг почерпнуть. К этому стремился и я. Как удалось – увидим.
     Перед тобой не история литературы или история совсем необычная. Писатели прошлого, их книги и судьбы их персонажей помогут нам совершить некое путешествие во времени. Ну что ж, в путь…


Рецензии