Благочестие, вера, мужество

Николай Власович Голышев родился в деревне Силино Усмерской волости Бронницкого уезда Московской губернии (ныне Воскресенский район Московской области) 3 мая (16 мая по новому стилю) 1882 года в семье крестьян Власа Семёновича и Евдокии Тимофеевны (девичья фамилия Клочкова-Спиридонова). Кроме него у родителей было ещё девять детей, шесть из которых умерли в раннем возрасте. В 1886 году при родах ушла из жизни и мать (Уточнение по книге "Святые новомученики Воскресенской земли". – Коломна: Серебро Слов, 2017. С. 44, 45).

Детство и юность Николая прошли в доме отца в деревне Губино Ашитковской волости Бронницкого уезда. Окончив земскую школу в Ашиткове (здесь всю свою жизнь учительствовали Евдокия и Матрёна Лебедевы), он стал помогать отцу в домашнем хозяйстве, потом работал на ткацкой мануфактуре братьев Беловых. В 1903 году, достигнув по тогдашнему законодательству совершеннолетия, Николай оставил родной дом и перебрался в соседний (около сорока вёрст) уездный город Егорьевск, где устроился работать конторщиком на ткацкую фабрику М.Н. Бардыгина. Хоть и далековато было, но губинскую родню навещал часто.

В 1914 году перешёл на работу в городскую управу помощником бухгалтера, а в 1917 году стал заведующим сметно-кассовым подотделом Егорьевского финотдела.

5 ноября 1917 года Николай женился на Александре Сергеевне Ермоловой. В их браке родилось трое детей: Татьяна (она умерла в младенческом возрасте), Вера и Сергей.

Николай Власович был творчески одарённым человеком, сам выучился музыкальной грамоте, игре на скрипке и других инструментах. Обладая хорошим голосом, пел в Успенском (Белом) соборе города Егорьевска.

По прошествии немногих лет в судьбе нашего земляка произошёл крутой поворот. 22 марта 1920 года он был рукоположен в сан диакона Успенского собора, а 15 августа 1929 года – в священники Никольского храма села Крутины (Николо-Крутины).

Это были трудные, богоборческие времена. Проследить терний путь подвижника веры нам помогают "Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии" (Тверь, 2005. С. 30-36), основанные на архивных документах и свидетельствах очевидцев.

Через полтора года пасторского служения, 3 февраля 1931 года, отец Николай был арестован и обвинён в антисоветской агитации и организации группы, которая под его влиянием борется против мероприятий советской власти в деревне. В вину священнику, в частности, ставилось то, что "с 9 марта в течение недели ходил по приходу якобы с молебствием, в то время как по церковным правилам в это время никаких хождений с молебствиями не полагалось, результатом чего начался массовый отлив крестьян из колхозов, так, в одной деревне Холмы вышло 40 хозяйств".

После ареста его заключили в Бутырскую тюрьму в Москве.

12 февраля 1931 года отец Николай был допрошен. На вопросы следователя священник ответил:

"С политикой советской власти, являющейся безбожной, я расхожусь, но молю о том, чтобы Бог просветил её. По отношению к советской власти, которая поносит имя Божие, я являюсь её противником…
В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю и показываю: никакой агитации против колхозного движения я не вёл, никаких слухов провокационных я не распространял. Виновным себя признаю в том, что в религиозном вопросе я являюсь противником советской власти. Ещё признаю себя виновным в том, что отказался подписать протокол описи имущества, а вместо подписи написал, что это есть гонение на меня как на священнослужителя".

Тройка ОГПУ приговорила его к пяти годам концлагерей.

Он был отправлен на северный Урал в Вишерские лагеря особого назначения Пермского края. Главными объектами работ лагеря были строительство Вишерского целлюлозно-бумажного комбината и заготовка для него леса.

Здесь Николай Власович сильно подорвал своё здоровье. Известно, что из всех лагерей ОГПУ, самый высокий процент инвалидности среди заключённых был именно в ВИШЛАГе. Да и смертность была тоже одной из самых высоких.

После отбытия наказания отец Николай продолжил служить в Никольском сельском храме.

Его отличали особое благочестие и усердие к священнослужению, доброта и бескорыстие. Ревностный пастырь порой даже в полном одиночестве совершал службу.

На праздники и во время постов, когда много верующих приходило в храм, чтобы исповедаться и причаститься, священник подолгу исповедовал их после вечернего богослужения. Пришедшие из дальних деревень могли найти ночлег в церковной сторожке, где жил сам батюшка. Матушка Александра Сергеевна для таких богомольцев готовила что-нибудь поесть.

Отец Николай не только поддерживал прихожан молитвой, но и нередко безвозмездно помогал косить траву одиноким престарелым женщинам.

19 января 1938 года, на праздник Богоявления, отец Николай по лжесвидетельству вновь был арестован. Сработал секретный приказ НКВД № 00447 о репрессировании "антисоветских элементов".

Один из свидетелей доносил: "Я знаю Голышева как человека контрреволюционного. Он под прикрытием религии ведёт борьбу с Советской властью. В 1936 году после обедни в церкви Голышев произносил проповеди среди посетителей церкви, призывал граждан уважать религию, говоря: "Нам, православным, надо подражать святым и следовать православной вере, надо также соблюдать посты – они установлены Богом..."

Через два дня после последнего допроса батюшка смог передать своей семье весточку: "Христос посреди нас! Здравствуйте, дорогая Шура и милые детки Верочка и Серёженька! Молю Бога о вашем благополучии. Я ожидаю этапа, до 4-го едва ли уцелею. На допросе был 3 раза: 23-го – один раз, и 25-го – 2 раза. Обвиняюсь по 58 ст., пункт 10 в том, что я в церкви просил у верующих помощи и клеветал на советскую власть; 2-е – говорил в церкви, чтобы не ходили в колхоз; 3-е – чтобы сплотились за храм и не шли бы за советскую власть. Все обвинения я отрицал, кроме одного – что просил помощи. Но беда вся в том, что мне не верят, а верят моим предателям, а их много, как говорит следователь. Хотя следствие, как уверяет следователь, не закончено, но думается, что меня больше вызывать не будут, а отправят в Москву. Сегодня вы были у ворот, но я вас не видел. Как бы хотелось вас увидеть. Окно нашей камеры против ворот, если стать у столба, противоположного тюремному дому, хорошо видно, самое удобное время – в 2 часа дня, если в этап не угонят, в это время всегда буду смотреть вас.
Относительно пищи обо мне не заботьтесь, хлеба дают 600 г, обед из двух блюд и чай 3 раза, сахару – 2 пилёных куска, заключённые довольны. Бельё тоже дают. Смущают немного сапоги, и то, если разрешат иголки, и те зашью. Забота о вас. У вас нет ничего. Слава Богу, что Верочка получила пенсию. Деньги мне больше не присылайте, а берегите себя, у вас нужды больше. А главное – будьте осторожны, потому что в тюрьме у нас сидят и женщины, и подростки, и старики. Храни вас Господь, мои дорогие, крепитесь и молитесь за меня, не поминайте меня лихом, потому что страдаем мы за мои грехи, а не за те обвинения, которые мне предъявляют. Простите меня Христа ради.
Иметь при себе у нас ничего не разрешается, кроме питания и белья. Деньги отбирают, но мы на них выписываем, что нам потребуется на питание. Я выписал 2 кило чёрного хлеба и 1 кило белого, которые у меня почти целы. Отца Андрея (Егорьевского благочинного о. Андрея Ясенева. – В.Л.) видел на следствии. Глазами с ним поклонился, и больше ничего. Целую вас и молю Бога, чтобы Он сохранил вас. Не забывайте Бога, Божию Матерь и святителя Николая, под покровительство св. Николая я вас отдаю. До гроба любящий вас папочка".

2 февраля 1938 года тройка НКВД "за антисоветскую деятельность" приговорила отца Николая к расстрелу.

17 февраля он был расстрелян на подмосковном стрелковом полигоне НКВД в Бутове и погребён в общей безвестной могиле с тысячами других жертв политических репрессий (только с августа 1937 по октябрь 1938 года здесь было расстреляно 20761 человек).

Долгое время родственники разыскивали его, писали письма, обращались в прокуратуру. Добиться правды было невозможно. А в 1958 году Егорьевским ЗАГСом было даже выдано свидетельство, что Николай Власович Голышев скончался в 1941 году от атеросклероза...

30 июня 1989 года постановлением прокуратуры Московской области он был посмертно реабилитирован.

В 2002 году решением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви имя священномученика Николая (Голышева) внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века.

По благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, управляющего Московской Епархией, правый придел церкви Николая Чудотворца в селе Николо-Крутины устроен в честь священномученика Николая Егорьевского (Голышева).

Память о нём свято хранят и земляки. 12 июня 2016 года рядом с Иерусалимским храмом города Воскресенска состоялось освящение Поклонного креста в память о святых новомучениках воскресенских. На основании мраморного креста нанесено и имя священномученика Николая Голышева.


(Лысенков В.И. Излучины бытия. – М.: Интеллект-Центр, 2012 – 128 стр., ил.)


Рецензии
Это совершенно достойный тернистый путь! Но враги его всё равно не сломили!

Алексей Курганов   19.11.2015 18:50     Заявить о нарушении