За грибами

 

             ЗА ГРИБАМИ

Вторую неделю голубой купол космоса был затянут, как шторой, сплошной серой массой облаков. Казалось, серая масса облаков прибыла в наш район по заданию Высшего разума для предотвращения лесных пожаров после июньской тридцати градусной жары. Серые облака добросовестно исполняли указания Высшего разума. Земля пропиталась влагой до полного насыщения, потоки воды заполнили впадины, а из них устремились по дорогам потоками до ближайших водоёмов. Стрелка барометра, предсказатель ближайшего настроения погоды, опустилась  ниже контрольной точки. Атмосферное давление упало,  и  это был верный показатель погоды на ближайшее время.

Серые тяжелые облака, по-видимому, уже устали разбрасывать влагу с большой высоты, и подчиняясь атмосферному давлению, задержались на вершинах деревьев, кустов, на высокой цветущей траве, которая выросла в этом году почти в человеческий рост. Опустившиеся облака закрыли горизонт, превратив его в подобную себе унылую картину.

Я смотрел в окно, грустное осеннее душевное состояние не создавало условий для творчества. Нужно было решительно менять настроение. Память восстановила картинку из далекого детства, тогда сосед уже взрослый парень предложил мне школьнику средних классов пойти в лес за грибами. Я удивился тогда: «Какие грибы, когда на улице туман лежит в лужах?» Но мой напарник решительно заявил, что именно в такую погоду и надо ходить за грибами. Мы пошли, но я, привыкший собирать грибы по покосам, открытым полянам, мало верил в успех дела. Мой сосед то и дело наклонялся, срезал очередной обабок, то под гнилым пеньком, то под ветками, разбросавшей над землей зеленой и мягкой пихты. Мне не понравилась такая охота.

Но когда это было?.. Я быстро собрался. Накинул на себя брюки для зимнего катания на лыжах, старую советскую штормовку, вставил ноги в сапоги и вышел.

Влага  начала обрабатывать мою сухую экипировку сразу, как только я вышел на улицу. Уже на подходе к лесу я почувствовал её прохладу на плечах и спине.

Я забрался в густой еловый лес, туда, где трава почти не росла, где капли дождя падали только с веток высоких деревьев. Под ногами путалась прошлогодняя пожухшая и отпавшая от деревьев кора, еловые шишки лежали вразброс, гнилые пеньки, свежие и старые завали деревьев требовали постоянного внимания, голые, высохшие со временем сучки деревьев постоянно цеплялись за ткань штормовки, капюшон, накинутый на голову от комаров, защищал от хлестких ударов. «Какие здесь могут быть грибы?», - размышлял я. Почему-то ранее этот участок леса я обходил стороной, как – то не доверял ему,  ходил по опушкам, довольствуясь тем, что находил.

Я остановился, огляделся в этом ограниченном пространстве елей. И, по-видимому, остановился не случайно. После осмотра местности мой взгляд опустился под ноги, где красовалась темная шляпка белого гриба. Ещё шаг и я раздавил бы свою находку. Азарт охотника и прежние уроки моей бабушки, Евдокии Павловны, царство ей небесное, подсказали мне: «не спеши, оглядись вокруг, гриб не растет один, обязательно должна быть пара». Я начал бродить по замкнутому кругу, определяя для себя отдельные небольшие делянки от этого безымянного пенька до той еловой валёжины и обратно. Я шышлял, как говори бабушка, на одном месте, и мой ашановский полиэтиленовый мешок нагружался и нагружался.

Небольшие, красные шляпки только что народившихся красноголовиков были фонариками на пути к сытному обеду. В голове не было никаких мыслей о сюжетах, грамматических ошибках и запятых, всё сознание было заполнено поиском грибов, хотелось разговаривать с ними и радоваться находкам.

Закончился столь щедрый на грибы сегодня участок леса, далее нужно было преодолеть ручей и выйти к знакомым, всегда посещаемым местам. Высокая трава скрывала мутную ленту воды, и только ненавязчивая мелодия скрытого потока настораживала. Я начал осторожно продвигаться по этим зарослям. В человеческий рост крапива, лабазник, овсюг и пеканы издавали  неповторимые запахи лета в мокрую погоду не столь густые и нежные. Ориентиром в этой «тайге» растений были две елки на противоположном берегу ручья. Под ними всегда росли обабки, и в этот раз мои надежды оправдались.

Дальше я двигался вдоль ручья, по его вязкому берегу. Овраг, образованный ручьем, порос  травой, молодыми березками и осинками. Взгляд, брошенный снизу вверх, как в студенческой аудитории, быстро находил грибные головы. Полиэтиленовый мешок напряженно натягивался, сигнализировал о своих возможностях. Нужно было возвращаться домой.

Я решил идти не опушкой леса, а по тем уже пройденным мной местам. Хотелось проверить себя, свой взгляд, насколько он внимательный. Вновь шуршали ветки деревьев по мокрой ткани штормовки, залетали комары под накинутый капюшон, и вновь попадались белые грибы. Во всех делах необходим повторный контроль.

Я вышел на накатанную, скользкую дорогу. Моросил дождь, но излишняя влага текла уже не только с небес, но и со всей моей верхней одежды.

Наполненный грибами полиэтиленовый мешок создавал новое настроение.


Рецензии
Как вкусно описана Ваша "тихая охота"!
Я сам не грибник, хоть и вырос в Сибири,
но Ваше повествование равнодушным меня не оставило.
Насколько помню, у нас в селе заготавливали только грузди и солили их в бочках.
Иные грибы тоже брали, но, как белые, сушили на зиму...

Спасибо, Владимир! За точно найденные слова, расставленные в правильном порядке.
То есть за Ваш писательский стиль.
георгий.

Пашнёв   08.12.2015 00:32     Заявить о нарушении
Доброе утро, Георгий. Спасибо за отзыв. Грибы всегда присутствовали на нашем семейном столе. С уважением.

Владимир Голдин   08.12.2015 03:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 26 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.