Юрий Олеша. Зависть

Если не читали "Зависть" Олеши, то и не стоит - только настроение себе испортите. "Зависть" порождает злость. – Да на кой черт я купил эту чушь! – примерно такие мысли посещали меня при чтении данного "шедевра". Да, да – кое-кто считает это произведение настоящим шедевром русской словесности. В "Википедии" так написано про этот роман: "одно из лучших произведений советской литературы о месте интеллигенции в послереволюционной России". Что за ерунда? При чем здесь интеллигенция? В книге 3 главных персонажа и 2 второстепенных, но ни один из них не имеет никакого отношения  к интеллигенции. В центре повествования 2 натуральных урода, которые завидуют третьему герою - Андрею Бабичеву – хозяйственному работнику, мечтающему обеспечить советских граждан колбасными изделиями. Желание настолько отвратительное, что не грех и убить колбасника – так решают два героя романа. Надо полагать, что желание убить человека по надуманному поводу, это и есть признак интеллигентного человека….

Первая часть книги – чистая достоевщина. Сразу вспоминаются "Записки из подполья". Но в этой части хотя бы понятно, о чем идет речь: моральный урод Кавалеров ненавидит колбасника Бабичева за сам факт его существования (правильнее было бы назвать книгу не "Зависть", а "Ненависть").

Вторая часть романа отличается от первой как сюрреализм от реализма. Автор будто бы забыл, о чем писал, и начал какое-то новое повествование совсем в ином стиле. В первой части Кавалеров рассказывает о себе и Бабичеве, а вторая часть – это чисто авторский рассказ о событиях. Внезапно появляется  еще один дегенерат – брат колбасника Бабичева - будто одного Кавалерова в книге было мало. Текст второй части напоминает сборник новелл, а не роман: отдельные эпизоды следуют один за другим, чаще всего без всякой связи между собой. Всего-то 70 страниц во второй половине книги, но преодолеть их непросто: такое впечатление, что Олеша любыми путями старался остановить читателя на пути к финишу.

"Зависть" – явная творческая неудача. Тем ни менее, многие страницы романа наглядно демонстрируют, что писательским талантом Юрий Карлович обделен не был. Но единственное на что сподобился Олеша за почти 40 лет своей творческой деятельности – это пропить все, что только можно, включая и свой талант. Перефразируя Довлатова можно сказать так: несколько лет он выбирал между водкой и творчеством, и водка быстро победила. Полуфабрикат Писателя так и остался полуфабрикатом.
 
 


Рецензии