Справедливость, как причина конфликтов
Достичь справедливости – мощный импульс к действию.
Особо остро чувство справедливости и несправедливости у детей: вспомним прекрасные мальчишеские драки, острое чувство обиды от несправедливости взрослых, отдать своё, если чувствуешь, что так – честно и справедливо.
Но вот – мы повзрослели, и ориентиры сменились: чувство несправедливости возникает, как реакция, если меня обошли при распределении. Вспомним споры, обиды при дележе “дефицита” или премии:
--Ей дали 15 рублей, а мне только десять – несправедливо!
--Я больше проработала, а премия одинакова - несправедливо!
--Нет -у меня трое детей - мне нужнее !
До слёз, до оскорблений…А уж если касалось машины или квартиры, то и до драк. И переубедить «обойдёных» невозможно. Горечь и обида на несправедливость остаются. Об этом прекрасно в рязановском «Гараже».
Но самое страшное и зловещее - социальная справедливость. Именно стремление добиться социальной справедливости - причина конфликтов, зачастую кровавых и жестоких, не менее, чем религиозный фанатизм.
-- Вставай, проклятьем заклеймённый… Добьёмся мы освобожденья… Мы наш, мы новый мир построим… --«Drang nach osten» - это справедливо: «Ведь на востоке столько свободных земель, а нам тесно!» --уличные бои с полицией, сопровождаемые поджёгами автомобилей, магазинов и питаемые ненавистью ко всем без разбора - из за социального неравенства и чувства несправедливости.
Возможно, что понятие «справедливость» обусловлено генетически. Истоки его где-то в доисторическом прошлом - в борьбе за существование. Проведем аналогию: животное, защищая детенышей, прогоняет сильнейшего врага. Советских людей в войне с фашистами - Отечественной войне в защиту Родины – вдохновляла и многократно усиливала идея справедливости: «Не смеют крылья чёрные над Родиной летать… Ярость благородная… Война священная, народная война…» А немцы считали, что справедливо «Drang nach osten» , но их «справедливость» была на уровне разума и эгоистического рассчёта, т.е. слабее. Другой пример – арабо-израильское противостояние. В результате войны арабы (палестинцы) были изгнаны со своих земель, домов (или с земель, что считали своими – здесь это несущественно), и идея освобождения от захватчиков и справедливого возвращения на родные земли «овладела массами» и воодушевляет их в борьбе. В. Жаботинский считал, что для победы в конфликте с арабами евреям должно верить, что это их земля, предназначенная им всевышним. Но, на мой взгляд, в совремённом еврейском обществе не так уж много религиозных людей, истинно верующих в это предназначение, и причины конфликта с еврейской стороны, в основном, прагматические и националистические. Как результат, «палестинская справедливость» значительно превосходит еврейскую. По этой же причине палестинцы находят сочувствие и поддержку не только у мусульман, но и у христианских народов и у евреев, как в Израиле, так и в других странах мира.
Уместно вспомнить слова политика прошлого: «Если не можешь победить врага, попытайся сделать его другом»
А Лапис
Свидетельство о публикации №215071700900