Справедливость, как причина конфликтов

  Справедливость – какое прекрасное слово. Часто оно звучит в речах политиков, журналистов,  общественных деятелей. Путин и Нетаньягу, Проханов и Шевченко, организаторы и участники социальных протестов – все за справедливость.   
Достичь  справедливости – мощный импульс к действию.
Особо остро  чувство справедливости и несправедливости  у детей: вспомним прекрасные мальчишеские драки, острое чувство обиды от несправедливости взрослых, отдать своё, если чувствуешь, что так – честно и справедливо.
Но вот – мы повзрослели, и ориентиры сменились: чувство несправедливости возникает, как  реакция, если  меня обошли при распределении.   Вспомним споры, обиды  при дележе “дефицита”  или премии:
     --Ей дали 15 рублей, а мне только десять – несправедливо!
     --Я больше проработала, а премия одинакова - несправедливо!
     --Нет -у меня трое детей - мне нужнее !
    До слёз, до оскорблений…А уж если  касалось машины или квартиры,  то и до драк. И переубедить «обойдёных» невозможно. Горечь и обида на несправедливость остаются.  Об этом прекрасно в рязановском «Гараже».
       Но самое страшное и зловещее  -  социальная  справедливость. Именно стремление добиться социальной справедливости  - причина конфликтов,  зачастую кровавых и жестоких, не менее, чем религиозный фанатизм.
-- Вставай, проклятьем заклеймённый… Добьёмся мы освобожденья…  Мы наш, мы новый мир построим…                --«Drang nach  osten» - это справедливо: «Ведь на востоке столько свободных земель, а нам тесно!»                --уличные бои с полицией, сопровождаемые поджёгами автомобилей, магазинов и  питаемые ненавистью ко всем без разбора - из за социального неравенства и чувства  несправедливости.
Возможно, что понятие  «справедливость» обусловлено генетически. Истоки его где-то в доисторическом прошлом - в борьбе за существование. Проведем аналогию: животное, защищая детенышей, прогоняет сильнейшего врага. Советских людей в войне с фашистами - Отечественной войне в защиту Родины – вдохновляла и многократно усиливала идея справедливости: «Не смеют крылья чёрные над Родиной летать… Ярость  благородная… Война священная, народная война…»       А немцы  считали, что справедливо «Drang nach  osten» , но  их «справедливость» была на уровне разума и эгоистического  рассчёта, т.е. слабее.  Другой пример – арабо-израильское противостояние.  В результате войны арабы (палестинцы)  были изгнаны со своих земель, домов (или с земель, что считали своими – здесь это несущественно),  и идея освобождения от захватчиков и справедливого возвращения на родные земли «овладела массами» и воодушевляет их в борьбе. В. Жаботинский  считал, что для победы в конфликте с арабами евреям должно верить, что это   их  земля, предназначенная им всевышним. Но, на мой взгляд, в совремённом еврейском обществе   не так  уж много религиозных  людей, истинно верующих в это предназначение, и причины конфликта с еврейской стороны, в основном, прагматические и националистические.  Как результат, «палестинская справедливость»  значительно превосходит еврейскую. По этой же причине палестинцы находят сочувствие и поддержку не только у мусульман, но и  у христианских  народов  и у евреев, как в Израиле, так и в других странах мира.
   Уместно вспомнить слова политика  прошлого:   «Если не можешь победить врага,  попытайся сделать его  другом»

                А  Лапис


Рецензии