Дерётся мой народ отчаянно

     И забыто - не забыто,
     Да не время вспоминать,
     Где и кто лежит убитый
     И кому еще лежать.
 
     И кому траву живому
     На земле топтать потом,
     До жены прийти, до дому, -
     Где жена и где тот дом?
А.Твардовский


П-30   15  апреля  43г.   


Здравствуй  Надя!
Письмо  и  открытку  твою  получил.  Спасибо  за  них.  Но  все  твои  опасения,  навеянные  повестью  «Контрудар»  напрасны.  Пока  о  подобных  вещах  я  ещё и  не  мечтал.  Хотя  война  и  влияет  на  характеры,  но  для  меня  она  лишь  практическая  поверка  того  мировозрения,  которое  у  меня  сформировалось  ещё  до  войны.  И  почти  каждый  день  подтверждает  правдивость  и  глубину  моих  ранних  выводов.
И  отступать  от  чего  либо  я  не  привык  и  не  умею.  Что  будет  дальше – увидим,  а  пока  можешь  на  меня  полагаться  в  такой  же  степени,  как  на  себя,  если  не  больше.
Надя!  В  отношении  справки,  которую  ты  просила  у  меня,  её,  оказывается,  уже  выслали  без  меня,  только  не  знаю  тебе  или  в  РВК.  Если  не  получила,  сообщи  мне,  вышлю  другую.  С  1  мая  43  г.  срок  старых  аттестатов  истекает.  Я  выслал  тебе        (на  РВК)  новый  аттестат  на  сумму  1300руб.  в  месяц.   Напиши  о  его  получении.
Ну  о  себе  писать  нечего.  С  работой  свыкся.  Дела  идут  пока  хорошо.  Есть  надежда,  что  мой  полк,  в  скором  времени  получит  звание  «гвардейский».  Дерётся  мой  народ  отчаянно.  Вот  почитай  вечернее  сообщение  совинформбюро  от  12.4.43г.  Там  большая  доля  работы  моих  хлопцев.  Вспоминая  об  этом,  я  преклоняю  голову  перед  мужеством  павших  в  этот  день,  но  героически  дравшихся  с  пьяными  захватчиками.
Мне  часто  жалуются  на  то,  что  люди  моей  части,  попавшие  по  ранению  в  госпиталь,  зачастую  сбегают  оттуда  обратно  к  себе  в  подразделение.  Что ж…  плохая  дисциплина?    Нет,  это  не  плохая  дисциплина,  а  любовь  к  своей  части,  высокое  понятие  о   чести  воина.
На  днях  телефонист-забайкалец  т.Ш-в,  выскочив  из  землянки  заметил  окружавших  нас  немцев.  Никому  не  говоря  ни  слова,  он  трёх  моментально  убил  наповал,  а  затем  совместно  с  группой  пехотинцев  гнал  врагов  до  переднего  края,  неоднократно  бросаясь  в  штыки.  Бой  длился  несколько  часов.  Т.  Шмелёв  погиб  смертью  героя.
Он  посмертно  представлен  к  ордену  «Красного  знамени». Светлая  ему  память.  Таких  примеров  масса.  С  таким  народом  и  работать  хочется.  Они  растут  на  глазах,  а  вместе  с  ними  растёт  и  их  командир,  прошедший  за  войну  большой  и  славный  путь.  Ну  вот  и  всё  о  себе.
Пиши  о  себе.  Я  с  нетерпением  жду.  Обо  мне  особенно  не  беспокойся.  Жаль,  что  нет  возможности  встретиться  с  тобою.  Передай  привет  матери  и  Иннокентию.
Обнимаю  и  крепко  целую  тебя,  моя  дорогая,  твой  Андрей.




П31  15.июня 43г.

Здравствуй  Надя!

Получил  твоё  письмо,  написанное  тобой  в  неизвестный  день.  Чтобы  ты  вспомнила  о  каком  письме  идет  разговор  напомню  тебе,  что  в  нём  было  написано  о  твоём  желании  попасть на  учёбу  в  Москву,  о  подготовке  к  работе  в  техникуме, о  том  как  тебе  понравилась (?!)  повесть  «контрудар»  и  кое  о  каких  прочих  вопросах.
Постараюсь  вкратце  коснуться  всех  затронутых  тобой  вопросов.
1. Первый  и  самый  серьёзный  вопрос  -  это  вопрос  о  твоих  будущих  шагах.  В  предыдущем  письме  я  уже  писал  об  этом.  Сейчас  повторяю:  учиться  нужно  и  обязательно.  И  если тебе  представится  хоть  малейшая  возможность  к  этому -  используй  её  без  промаха.  Если  ты  говоришь,  что  это  связано  с  риском  кое  каким,  то  этого  не  бойся.  В  жизни  всегда  следует  рисковать,  но  не  слишком.  Мне  за  войну  много  раз  приходилось  основательно  рисковать  жизнью и,  может  быть,   это  спасало  меня  от  гибели,  которая  не  раз  казалась  неизбежной.  Есть  старая  русская  пословица:  «Риск – благородное  дело».   Правда,  говорят,  что  риск  должен  основываться на здравом  рассудке.  Это  верно.  Конкретно  тебе  сейчас  трудно  разработать  какую  либо  шпаргалку,  не  видя  местных  условий.  Но  в  техникум  иди  работай -  это  поможет  тебе  подготовиться  при  условии  кропотливой  работы  над  собою.  А  от  работы  на  старом  месте  ты  со  временем (  при  условии  хорошей  репутации  на  новом  месте)  освободишься  легко.  А  как  только  почувствуешь  себя  хоть  немного  подготовленной  в  ВУЗ-  немедленно  стреляй  туда.  Помни,  что  сейчас  кандидатов  для  поступления  не  очень  много,  а  имеющиеся…..  всякий  сброд.
2. Второй  вопрос  и  третий.  Это,  пожалуй,  одно  и  то  же,  разница  лишь  в  форме.
Скажу  откровенно,  мне  не  хотелось  на  него  отвечать,  но  раз  он  тебя  интересует -  пожалуйста.  Ты  спрашиваешь,  как  мне  понравилась  повесть «Контрудар».  Как  я  на  неё  реагирую и  насколько  она  применима  ко  мне?   
Отвечаю: Повесть  не  читал,  но  содержание  знаю. Вещь  не  плохая.  Что  касается  переплетения  семейных  отношений,  то  это  не  единичный  случай  в  наши  дни,  а  массовое  явление.  Ну,  что ж ?  Всяк  по  своему  с  ума  сходит.  Если  порядочная  жена  или достойный  её  муж  -  семейная  жизнь  незыблема.  Если  он  прохвост  и  она  сука - дрязг  и  свадеб  не  обобраться.  Мои  взгляды  на  это  ты  знаешь,  и  они  почти  не  изменились,  хотя  в  мой  кругозор  война  кое  что  и  внесла.
Во  всяком  случае,  женитьбами  в  дни  войны  заниматься  не  намерен.  Конечно,  личная  жизнь -  это большой,  а  иногда  и  самый  важный  вопрос  для  человека.
Но  сейчас  решается  судьба  многих  поколений,  судьба  великой  России  за  которую  так  героически  стояли  наши  предки.  И  важнейший  вопрос  каждого  из  нас  сейчас -  отстоять  право  на  жизнь,  а  уж  потом  её  строить.  Вот  моё  мнение.
Некоторые  говорят  так:  Человек  живёт  один  раз,  а  поэтому:
 
Бери  от  жизни  всё  что  можно,
Хотя  и  крохи  (всё  равно)
Ведь  жизнь  на  жизнь  ты  не  умножишь
А  дважды  жить  нам  не  дано
 
И  отсюда  появляются  всевозможные  Соколенки  и  пр.
Они  не  гоняются  за  будущим,  а  равнодушно  идут  к  нему,   обставляя  своё  сегодня  всеми  удовольствиями.
Это  верно,  что  жизнь  человеку  дана  одна.  Но  именно  поэтому  её  и  нужно  прожить  здорово,  но  честно  и  благородно.  С  пользой  для  общества  и  потомства.  А  если  придётся  погибнуть  не  дожив  до  радостных  дней,  то  погибнуть  нужно  так,  чтоб  и  смерть   твоя  была  завистью  для  других,  чтоб  она,  как  и жизнь  учила  других.   Если  мне  удастся  быть  верным  этому  принципу  до  гроба  -  я  буду  считать  свою  жизненную  миссию  выполненной  здорово.
По  моему,   в  этом  ответе -  я  весь.   Надеюсь,  он  тебя  всесторонне  удовлетворит,  а  если  нет….  Напишешь  дополнительно.

Тебя  я  не  спрашивал  о  твоём  поведении  в  течение  20  месяцев.   Во  первых  потому,  что  не  хотел  тебя  обидеть  своим  недоверием.  Во  вторых  потому,  что  решил  твоё  поведение  отдать  на  твоё  личное  усмотрение -  поступай  так,  как  тебе  нравится,  ибо  от  этого  всецело  зависит  твоё  будущее.  В  третьих  я  постоянно  ожидал,  что  ты  мне  напишешь  о  себе  подробно  без  всяких  стеснений  т.е.  так  как  оно  есть (  даже  о  зимних  вечерах  1942-43г.)
Но  ….этого  не  дождался.  Видимо  ты,  пользуясь  моей  отдалённостью,  решила  меня  успокаивать  «погодой».   А  может,   просто  ожидала  моего  вопроса?   Впрочем,   гадать  не  стану  и  не  хочу,  т.к. тебе  достаточно  верю и  поэтому  всякие  дрязги  отбрасываю  из  своего  представления о  тебе.  Надеюсь,    в  следующем  письме  ты  сама  откровенно  и  пространственно  изложишь  этот  вопрос.  Помни  такую  истину:  «Лучше  горькая  правда,  чем  слащавая  ложь».

Надя!  О  себе  мне  писать  нечего.  Живу  по  старому.  Новшеств  никаких.  Жизнь  установилась  сравнительно  мирная.  Живу  хорошо. Плохо  лишь  тем,  что  немного  скучновато.  Но  это  пока  от  самого  зависит: не  хочу  веселиться.
На  этом  заканчиваю.  Передай  привет  матери  и  Иннокентию.  Мать,  что  то  долго  не  пишет.
Оставайся  здорова,  моя  дорогая!  Чаще  мне  пиши
Обнимаю  и  крепко  целую  тебя,  твой  Андрей.


П-32       31мая  43г. 

Здравствуй  Надя!

На  днях  получил  твою  открытку. Страшно  недоумён.  Ты  обижаешься,  что  от  моих  писем  дышит  холодом.  Если  это  и  впрямь  так,  то  это  не  что  иное  как  общая  усталость  от  войны,  а   может  и  твоя  простая  «придирчивость».  Во  всяком  случае   я,  особенно,  раньше  над  подобными  темами  не  думал  и  не  придавал  им  значения.  Надеюсь,  что  если  у  тебя  особенно  не  охладели  чуства, то  ты  это  мне  простишь.
О  себе  мне  писать  особенно  нечего.  27  мая  случайно  не  погиб,  но  видимо  крепко  еще  сидит  во  мне  жизнь.  Пока  живу,  а  что  будет  дальше -  увидим.   Чувствую  себя  вполне  удовлетворительно.  Хотелось  бы  быстрее  встретиться  с  тобою,   но …  солдат   повернувший  спину  к  врагу,  перестаёт  быть  солдатом.  Нельзя. 
Надя!  На  днях  из  В-Устюжского  РВК  пришла  бумажка  о  том,  что  тебе  в  апреле  не  выплатили  по  аттестату  700руб.  Это,  конечно,  ошибка  по  вине  моих  финансистов.  А  за  май  ты,  надеюсь,  получила  по  новому  аттестату?
Надя!  С  этим  письмом  посылаю  тебе  ещё  одно  фото (несколько  удачнее  предыдущего).  Надеюсь,  хоть  и  с  трудом,  но  ты  узнаешь  на  нём  меня.  Справа  от  меня  стоит  мой  заместитель  по  политчасти,  а  слева  мой  помощник  по  хозчасти.  Сзади  в  куртке  стоит  мой  адъютант.  Это  будет  потом  память  о  прошедших  годах,  о  людях,  которые  насмерть  бились  за  свободу   России.   
Я  авансом  знаю,  что  это  фото  тебе  не  понравится,  ибо  оно  кустарно  и  невнятно.  Но  не  забудь,  что  оно  сделано  в  4  км.  от  врага.  Думаю,  что  в  следующем  письме,  отзыв  о  нём  напишешь.
Надя!  Пиши,  как  живёшь ты?  Что  хорошего  и  что  плохого  в  твоей  жизни?  Как  решила  в  отношении  поступления  на  учёбу?    А  как  с  работой  в  техникуме?
Пиши  больше  и  подробнее.  Ведь  я  растерял  за  последнее  время  всех  друзей  и  знакомых  и  кроме  тебя  ни  от  кого  писем  не  получаю.  Лишь  только  скупые  строчки  твоего  письма  и  толкают  меня  вперёд,  лишь  только  они  и  подогревают  холодеющую  кровь.   Завтра  год,  со  дня  моего  последнего  тяжёлого  ранения.  Через  20  дней  два  года,  как   мы  бьёмся  за  свою  независимость.
В  этот  день  невольно  вспоминаю  22.6.41г.,  окрошку,  Москву,  тебя.   Как  всё  это  далеко  и  ….близко!   На  этом  кончаю.  Пиши  пожалуйста  чаще.  Передай  привет  матери.
Обнимаю  тебя  и  крепко  целую.  Твой  Андрей.





Продолжение  http://www.proza.ru/2015/07/20/162

К  началу http://www.proza.ru/2015/06/14/386


Рецензии
Да, выглядит старше своих лет.

Владимир Прозоров   29.10.2019 17:07     Заявить о нарушении