Не как у роберта бьёрнса - знаменитого поэта -

                - знаменитого шотландского поэта!
У ПРОПасти в подсОлнухах
 (8 миниатюр и мини-новелл, с подсолнухами связанных)

 12 ноября - День "ТЕХНики безопАсности" на УкрАине.
 А меня - прямо корОбит от одногО слОва "безопАсность"! -
 КакАя может быть "безопАсность",
 Кргда ВСЁ в НАШем МИЛом МИРе -
 МОЖет быть ВРЕДНым и опАсносым!
 ТУТ - качестве примЕра -
 я расскажУ про НЕСКолько СТРАШНоватыж СЛУЧаев,
 Связанных с подсолнухами.

 В 1961-вом или в 1962-ром годУ
 УСЕ читАтели тогдАшни -
 Очень уж увлеклИся ромАном англичанина СЭЛлинджера
 <Над пропастью во ржи>.
 Я тож тогда его, - от НЕ-хрень читАть, - прочёл,
 Но - НИ-хренЯ в нём дЕльного НЕ нашёл,
 Только й запОмнил эпиграф -
 Из стишка знаменитого шотландского поэта Роберта БЬЁРНса,
 Имя которого запомнил потому,
 Что моя пра-РОДина ТАК ЖЕ назывАлась
 (Оттуда бабушка моя - Евдокия Николаевна КОЛиш-ГЛОТен
 (По МЕТРике - Кулешова-ГЛОТова),
 По МУЖу - Крыленко) -
 СелО у рекИ ОКИ (в ТУЛЬской губернии)
 Под стрАным для славян названием Роб-БЬЁРНс,
 а в сокращении - РобьЁ, -
 ЕЩЁ с ТЕХ времЁн, когда сюда -
 Во II-рои ВЕКе - из СКАНД-ЗЕе -
 ПришлИ гермАнски племенА РУСов
 И поселИлися у рекИ ОКИ,
 И даже от НАТиска хазАр -
 ОТТУДа - НЕ ушлИ!

 Так вот у знаменитого шотландского поэта Роберта БЬЁРНса -
 ФамИлия - навернякА - ТОЖе - из СКАНД-ЗЕе - СКАНДинавии,
 Где слОво БЬЁР - означает МЕДВЕДЬ,
 А слОво БЬЁРНС - означает МЕДВЕДЕВ,
 А слОво БЕР-ЛОге - означает МЕДВЕДЕВо ЛОЖе!
 Так вот у знаменитого шотландского поэта Роберта БЬЁРНса -
 В одном из стишкОв есть такие словА:
      < Если кто-то звал кого-то -
        Над пропастью во ржи...>.
 А в ТЕ временА я жил в горах Тянь-ШАНя в казАрме,
 Что во РЖИ - НАД V-образной долИной Кайр-агАч-САй - стоЯла, -
 ПосредИ ДИКо-растУщей РЖИ стоЯла,
 А средИ Этой высОкой ДИКо-растУщей РЖИ -
 В МАе-июне - МАКи ДИКо-растУщие огрОмные пламенЕли
 И василькИ - ТОЖе ДИКо-растУщие огрОмные - синЕли!
 А ЗИМОЮ, когда ни ОЖИ, НИ МАКов, НИ василькОв - уж НЕ было, -
 СнегА глубОкие, КАК в СКАЗКе, - белЕли, голубЕли,
 Под СОЛНЦем Ярким и ДАЖе зимОю - ЖГУЧим, -
 ПламенЕли, а ВЕЧерои - алЕли!

        Но НИкто-то НИкого - НЕ звал ТУТ -
        Над пропастью во ржи!

 А МНЕ - и ТОГДА - БОЛЬШ ПОЛу-ВЕКа назАд -
 ВспоминАлмсь иногдА -
 СЛУЧаи - ЖУТКие ДЛЯ МЕНЯ.
 Но СЛУЧаи ЖУТКие -
 Но НЕ <Над пропастью во ржи>,
 А у прОпасти - в подсолнухах!


      Миниатюра № 1
 И ПЕРВый СЛУЧаи ЖУТКий - УЖЕ ТОГДА -
 БОЛЬШ ПОЛу-ВЕКа назАд -
 ЖУТКо ДАВНий - ДВАДЦать ЛЕТ назАд -
 ГОД 1942-рой -
 Август или же сентябрь, -
 я, да и такИ, как я, -
 ТогдА в Этом ещё МАЛо ЧЁ понимАли! -
 Но ДНИ ещё тёплые стоЯли
 И НЕМЦы у НАС уже больше МЕСяца <стоЯли>,
 И МЫ - вдвоЁм с моей МАМою в подсолнухах стоИм,
 Но МЫ ЕЩЁ НЕ ЗНАем, что у пропасти в подсолнухах стоИм!
 МАМа мря - уж партизАнка СТАРа, -
 Уж в 1918-том - с НЕМЦаим воевАла  -
 ВМЕСте с БРАТом и своякОм -
 РазбИли МЕСТНый НЕМЦев гарнизОн -
 В городе КАДиевка -
 БОЛее СОТНи человек!
 А счас - МЫ вдвоЁм -
 Вподсолнухах стоИм
 подсолнушки клюЁм,
 ЛузгУ под нОги плюЁм.
 ТИХо вокруг,
 Но слЫшим - ГУЛ, РОКот, ГРОХот нарастАет вдруг, -
 С востОка - от станции ОрлОвка. -
 А ЖУТКий ГРОХот оглушАет, -
 К НАМ - ЖУТКо бЫстро приближАясь. -
 НАда б бежАть,
 Да куда бежАть, -
 НЕ ЗНАеи -
 ВысОкие подсолнухи ВИД закрывАют!
 И МЫ, оцепенЕв, - КАК вкОпаны -
 У пропасти -
 В Этих прОклятых подсолнухах стоИм!
 И ТУТ - впритИрочку -
 Прям ВОЗЛе НАС -
 ИХни - немЕцки ТАНКи -
 ГуськОм - одИн за другИм -
 ЧЕРез подсолнухи Этих прОкляты МЧАТ, -
 В СТОРону дорОги на ЛугАнск МЧАТ!

 "- ТУТ МИН нэМА! -
 говорИт мне МАТЬ -
    Ось вонЫ сюдЫ и МЧАТЬ! -
 СОНяшныкы дАвлэни тэпЭр бУдэмо збырАть!" -

 БедА ж - лишь в ДВУХ шагАХ от НАС,
 Но, всё-же, - МИМо пронеслАсь!
 А МАТЬ - от УЖаса - ЕЩЁ тряслАсь
 И ДОЛго ещё БУДет Этот УЖас вспоминАть... -
 Чтоб Это ПОЛностью понЯть, -
 НАДо самИм - в ТАКОе положЕние попАсть-побывАть!


          Миниатюра № 2
 А мне, но ужЕ - самомУ - одномУ -
 довелОсь ЕЩЁ РАЗ -
 В ТАКОМ положЕнии побывАть! -
 РОВНо ПОЛ-ВЕКа спустЯ -

 Осенью РАНнею и ТЁПЛою ещЁ -
 1992-рОго ТОГО - роковОго, -
 ТОГО 1992-РОго -
 ЖУТЬ печАльного.
 Я уж тогдА - доцЕнтом был, -
 я в АкадЕмии ужЕ-ещЁ служИл, -
 Доцентом АкадЕмии строИтельства-архитектУры был, -
 С рабОчею нагрУзкой ЖУТКой -
 ТОЛЬКо ЧИСТо учЕбною нагрУзкою -
 А 1500 = ТЫСяча пятьсОт часов за ГОД!
 А когда я был студЕнтои, -
 У тогдАшнегО доцЕнта -
 НагрУзка былА в ПЯТЬ РАЗ МЕНЬШе,
 А публикАций наУчных и учебных -
 На порЯдок - в ДЕСЯТЬ РАЗ поМЕНЬШе!
 НО доцент ТОГДА ДЕНЕГ получАл -
 МинИстра СОЮЗного НЕ МЕНЬШе!
 А ЗА МОЮ - Эту нагрУзку ЖУТКу -
 Я и ЗАР-ПЛАТу имЕл ЖУТКу -
 УкрАински купОны -
 За одно-МЕСячну ЗАР-ПЛАТу -
 МОЖНо пришИть однУ заплАтку,
 Я ж - МОГ купИть кусОк колбАски -
 285 (двести восемьдесят пять!) -
 ГРАММов (а НЕ кило-ГРАММов!) -
 КолбасЫ <Брауншвейгской> -
 ТогдА - Очень знаменИтой -
 ЕЩЁ-бы! -
 На прилАвках ВСЕГДА ЕСТЬ, -
 А ТЫ - попрОбуй ЕЁ СЪЕСТЬ, -
 НЕ ТО, ЧТО в прО-голОдном прЕ-голОдном СССР! -
 Но я же ведь - НЕ ЧеловЕк, -
 А прожОра-обжОра, -
 МНЕ-ЖАДине - Этого ж на МЕСяц МАЛо, -
 Я же ВСЁ в МИРе МОЖу СЪЕСТЬ,
 Да ТУТ ещё моИх детИшек ШЕСТЬ -
 ТОЖе БезМЕРно МОГут СЪЕСТЬ! -
 Вот и пришлОся мне -
 НЕ ГРАБить-воровАть,
 ПенсиогНров за несчАстну ТРЁШКу убивАть
 (Моё зрение плохОе -
 НЕ моглО мне Эту РОСКошь позволЯть!),
 А КАК-то инАче - купОны ДРАНы добывАть.
 Вот ТАК и занеслА иенЯ,
 Как говорЯт, "нелЁгкая",
 ПоджАв и ХВОСТ,
 ПоджАв живОт, -
 На ЯсинОвский МАШ-завОд.
 Где в ЖУТЬ застОйны-непристОйны -
 ПРоклЯты ТЕ 1970-80-ты, -
 ВМЕСТо полОженных по плану -
 ОбрАтно в ШАХТУ - порОду-заклАдочных комбАйнов, -
 ДЕлали вагОны для МАТРО города ПРАГа,
 Но ЗЛАТу ПРАГу -
 Уж ГРОБачЁвы СДАЛи ВРАГу, -
 За ПРОСТо ТАК - задАром,
 А у НАС - ПУСТо - катИ ШАРом, -
 ЗавОды уж стоЯли
 И НИЧЕГО НЕ выпускАли,
 РабОчи ДЕНег - даж купОнов -
 Уж - НЕ получАли -
 ГРОБИтели-ГРАБИтели - уСЁ СЕБЕ забрАли!

 И мне - несОлоно хлебАвши-неебАвши,
 ПришлОся мне - с завОд "уебАть", -
 НЕ уезжАть, -
 В инЫх местАх рабОт искАть...

 А ныне вот - из Стихи.ру -
 ВЫПерли совсем меня -
 ТОЖе придЁтся мне -
 В инЫх местАх - местА искАть,
 КудА б МОЖНо былО-б -
 Вот Эти Опусы "кидАть"...

 И мне - несОлоно хлебАвши-неебАвши,
 ПришлОся мне - с завОд "уебАть", -
 НЕ уезжАть, -
 До концА СМЕНы ж ДОЛГо ждАть!
 И мне вахтЁрша проходнОй -
 предложИла ВЫХод неплохОй:
 "- А ты пидЫ, -
 Та НИ! - НЭ до ****Ы
 (А я б - Именно до ****Ы б, -
 НепрОчь, -
 Хоть на ГОД,
 Или ж, хотЯ-б - на НОЧЬ!), -
 А ты пидЫ - ОСЬ тудЫ, -
 ПРЯМ ЧЕРэз соняшныкЫ пидЫ, -
 До ШЛЯХУ на ГОРЛивку, СкотовАту,
 А ТАМ тэбЭ ужЭ й пидхвАтять,
 А ТАМ ты вжЭ й пидъйИдэщ на попУтци!
 Та ще й СОНяшныкив поклюЕш-поплюЕш!
 А мОжэ й диточкАм - за пазухою набэрЭш!"

 А я ЕЁ - ЧМОКнул в ГУБКи АЛые, -
 ЖАЛь, - НЕ в МАЛые,
 Но я ж ТОГДА, - окрОмь женЫ, -
 ЖЕНщин ЕЩЁ - НЕ <поЗНАЛ>, -
 Как подойтИ к НИМ - НЕ ЗНАЛ!

 И я, несОлоно хлебАв,
 Я с завОда напрямИк -
 По СОЛНЦу почвалЯл, -
 ПРЯМ ЧЕРэз ТЕ СОНяшныкы "уебАл".
 А СОНяшныкы-подсолнухи -
 были высоки и густы,
 ШЛЯПКи - ТяжЁлые, большИ,
 И БОЛЬНо БИЛи по мне -
 по бокАм, по спинЕ,
 ПонИже спинЫ,
 И НЕ давАли ХОДу мне,
 И НЕ давАли мне -
 БыстрЕй идтИ -
 До ШЛЯХу большого, до путИ.,

 И, когдА я был уж от завОда далекО,
 Я вспОмнил ТО,
 ЧТО сохранИлось в ПАМяти -
 И Очень глубокО, -
 я вдруг услЫшал ГУЛ, РОКот, ГРОХот нарастАет, -
 И на меня - неумолИмо надвигАет!
 КудА бежАть? - НЕ ЗНАю!
 Да й КАК ТУТ - в подсолнухах - бежАть?
 И я СТАЛ - СТОя -
 СудьбЫ моЕй - решЕнья ждать!
 А ЖУТКий ГРОХот оглушАет, -
 Ко мне - ЖУТЬ бЫстро приближАясь. -
 НАда бы, всё-ж, - бежАть,
 Да куда бежАть, -
 НЕ ЗНАю -
  ВысОкие подсолнухи ВИД закрывАют!
 И я, оцепенЕв, - КАК И ТОГДА, -
 КАК вкОпанны пенЁк -
 У пропасти -
 В Этих - впрямь - прОклятых подсолнухах стоЮ!
 И ТУТ - впритИрочку -
 Прям ВОЗЛе менЯ
 И ГАРЬю ВЫХЛопов обдАв, -
 ТрещА, гремЯ, -
 ПронОсится МИМо менЯ -
 УбОрочный комбАйн!
 Подсолнухи Эти прОклятые - ломАя, МНА! -

 Как я уж ПОЗЖе узнАл, -
 ТакИм вот Образом -
 Пре-МНОГо ЛЮДу погибАет! -
 И ТЕ, КТО вручнУю -
 Эти - впрямь - прОкляты подсолнухи,
 Иль кукурУзу убирАет!
 Или же в Этих - впрямь - прОклятых подсолнух,
 Или же в кукурУзе -
 Во тиШИ, во тенЁчке -
 Спит, отдыхАет,
 ВОДКу пьёт, иль БАБ ебАет, -
 ТОЖе ТАК ЖУТКо погибАет!

 НАМ уж ВСЕ УШи прожужжАли,
 Что, мол, шахтЁров МНОГо в шахтах погибАет!
 А Если бы оНЕ полУчше посчитАли,
 То узнАли-б,
 Что беззабОтных сельчАн -
 На ЛОНе ПРИРОДы -
 ГорАздо бОльше погибАет!
 

        Миниатюра № 3
 Я ВАМ рассказал про зрЕлые подсолнухи, что в ПОЛе.
 Я ВОТ ВАМ - и про зрЕлые подсолнухи, -
 НЕ в ПОЛе, - ужЕ ДОМа, -
 Про СЕМечко - ВСЕГО однО!

 КалИнченко РАя (РаИса) СемЁновна -
 моя двАжды троюродная сестрИчка, -
 рожденА в 1923-м годУ,
 а умерла ужЕ в 1924-том -
 ЧУТЬ СТАРШе ГОДа -
 От СЕМечки - ВСЕГО однОй!
 от отЁка лёгких -
 вдохнула в себЯ семечко,
 котОрое во РТУ держАла -
 по полу пОлзала
 и Это СЕМечко -
 с ПОЛа поднЯла.
 А ЕЁ Мама в Это время -
 работала на швейной машине <ЗИнгер>.
 А РАя - на табурЕтку залЕзла
 И РУЧКу к машинке протянУла,
 а машине МАМа крикнула ей,
 чтоб не лЕзла под иглУ, НЕ мешАла,
 РАя от испУга -
 в себЯ Это сЕмечко и вдохнУла! -
 И НАСМерть - от отЁка лёгких - задохнУлась...


      Миниатюра № 4
 А вот - про случай в ПОЛе -
 У всхОдов - подсолнуха и кукурУзы.
 Да не с девчУшкой годовАлой,
 А с ВасИлием Иванычем КирьЯном -
 СолдАтом-танкИстом бывАлым,
 Что в боЯх прошёл - от СталингрАда -
 И дошЁл - до Харькова, до Курска, до БерлИна,
 А потОм - до САМого ХарбИна, -
 НЕ тишкОм, - в атАке огневОй -
 Три КирьЯна - три весёгых брАта -
 Экипаж машИны броневОй -
 Экипаж машИны боевой!

 И вот ВасИлий Иванович КирьЯн -
 ОН у НАС трАкторИстом был -
 в совхОзе "НОВий ДонбАс" возле городкА СНЕЖНый.
 ПогИб в 1947-мом,
 Даже семьИ-детЕй НЕ создАв! -
 Но РОД СВОЙ съумЕл ЧУДом продОлжить!
 В пАмятном МНЕ МАе 1947-го
 РабОтал ОН в ПОЛе -
 У ручейкА ОльхОвчик -
 ПрицепнЫм культивАтором проходИл по-меж рядАми всхОдов -
 Подсолнуха и кукурУзы.
 ВСЁ у НЕГО в порЯдке бЫло,
 Но вдруг СЕРДце у НЕГО занЫло,
 А в культивАторе что-то забарахлИло.
 ОН вЫшел из кабИны трАктора,
 А в пОле вслед за ЕГО трАктором -
 ЖЕНщины, девушки тЯпками вчистУю полОли -
 Не Очень, но, всё-же, гоЛОДНые,
 Не Очень (поЭтому) ЛАДНые,
 Но НА <Это> - жУтко !гоЛОДНые!,
 Но НА <Это> - жУтко "ЖАДНые"!

 А ВасИлий Иванович (ТАК ЕГО ВСЕ у НАС звАли -
 В ЕГО непОлных 25 -
 За ЧапАевски усЫ густЫ!) -
 ВедЁрок пАру взял
 И ко вдОвушке-молодУхе (уже двОе дЕток в 22!) -
 ПетрОвне ПросянЭць пристАл:
 "- КончАй полОть,
    ПощлИ МНЕ по-дЕлу помОчь!"
 И пощлИ ОНЕ в БАЛКу ручейкА ОльхОвчик -
 <ДЕлу помОчь>.
 А в БАЛКе ручейкА ОльхОвчик -
 ДубЫ ТРЁХ-обхвАтны-ТЫще-лЕтни,
 ЦвеТОчки рАзны -
 И леснЫе, и полевЫе,
 СоловьИ заливАются-поют,
 КукУшечки кукУют,
 ТРАВка-муРАВка свЕжая -
 ТАК и МАНит - в объЯтиях прилЕчь!
 ПрАвда, мошкарЫ мЕлкой - ГНУСа - полно
 (На мошкарУ урожАен был ТОТ печАльный ГОЛодом ГОД!) -
 ТАК и ЛЕЗет ТУЧею ТУЧною -
 НЕ только в РОТ-НОС,
 А и под ЮБКу - в <ЗАД>-<ПеРЁД>!

 А СЕРДце у ВасИлия Ивановича -
 Как занЫло, ТАК и НЕ прохОдит -
 И ещё сильНЕе НОет!
 А ВасИль Иванович об Этом ПетрОвне бАет
 И ПетрОвну - прЯмо умолЯет:
 "- Ну, мИлая, ТЫ ж из ВСЕХ БАБ -
 САМая МНЕ пригОжая! -
 Ну впустИ, всё-же, менЯ!" -
 И глАдит ЕЁ худошАвы плЕчики,
 УСОХшую от недоЕда и дЕточек ГРУдочку...

 И ПетрОвна мИлая-дОбрая - НЕ устоЯла -
за ДАРом - отДАЛАсь - НЕ поддалАсь
 И СРАЗу же - зачАла или ж - зачалА,
та й гарнЕнько зажилА!
 А через пол-часА ОНИ вернУлися на ПОЛе,
 Где БАБы ЗЛОбно уже на НЕЁ глядЕли
 И наСЧЁТ <Этого> дрУжно галдЕли.
 А ПетрОвна мИлая-дОбрая -
 МОЛЧа плАкала, гУбки кусАла
 Да полОть продолжАла.

 НапАрник (одно-РУК - НЕПАрник!) ВасИль ИвАныча -
 В тенЁчке трАктора спал.
 А САМ ВасИль ИВАныч -
 ТрАктор завЁл -
 А в культивАторе что-то барахлИло
 И ВАНечка к немУ наклонИлся,
 А от волнЕнья
 И от ТАКОГО ЧУДа при совокуплЕньи, -
 ВАНя ремЕнь в прЯжки-пЕтли НЕ запрАвил
 И ЕГО ремЕнь зацепИло, потащИло в дИски культивАтора,
 ВАНя рукАми упирАлся -
 И РУКи тудА же затащИло и размЯло!
 А ВСЕ вокрУг - от Ужвса кричАли,
 А у НЕГО у ЕЩЁ живОго -
 И кишки из животА -
 ТудА уж намотАло
 И СЕРДце ВАНи - НЫТЬ ТУТ перестАло... -
 ЗНАТЬ - ОНО ЧУяло БЕДУ зарАнее -
 И ВАНею насчЁт продлЕния ЕГО РОДа - покомАндовало!

 И через полОженные 285 дней -
 Под 8-мое МАРТа 1948-го -
 ПетрОвна мИлая-дОбрая СЫНа родилА
 И ЕГО ВИТенькою назвалА:
 ВИКтор ВасИльевич ПросянЭць,
 А НЕ КирьЯн!
 

      Миниатюра № 5
 А Этот случай произошёл на огорОде -
 СредИ стеблей-стволОв убранного урожАя подсолнуха.

 ДорОдная МАМа (ЭЛИЗа КОЦур)
 Работала на своЁм участке-огорОде -
 с премИлой дочечкой ЗОенькой своей.
 Был сентябрь 1950-тый,
 ТеплО и СОЛНышко пеклО.
 И ЗОя 4-ЛЕТНяя - была -
 Лишь в ЛЁГком плАтьице -
 без трУсиков
 И дАже без чцлкОв.
 ЛИЗа ЗОеньку к себЕ позвАла:
 "- БегИ сюдА скорЕй!"
 И ЗОенька - скорЕй к НЕЙ побежАла -
 СредИ и МЕЖДу подсолнуха - стволОв-стеблей -
 От свЕже-убранного урожАя. -
 БЫСТРо, на-ГРЕХ, ЗОя бежАла
 И на-бегУ, на-бедУ, -
 На Острый облОманный ствол-стебел -
 НаткнУлась-набежАла,
 Да как-рАз - ПИПонькой попАла
 М Эта Острая твЁрдая стволИна -
 ВовнУтрь ЕЙ застЯла.
 МАТЬ на ВОПЛЬ БОЛи подбежАла,
 ЗОеньку с колА снЯла,
 ОттУда КРОВЬ хлЫнула
 И ЗОенька МИЛая любИмая моя
 (ОНА ж в 1947-48-мом -
 У НАС ДОМа жилА!) -
 ЕЩЁ ДО больницы - скончАлась...


      Миниатюра № 6
 И Этот случай - тож произошёл на ПОЛе -
 СредИ стеблей-стволОв убранного урожАя подсолнуха,
 Но не Осенью, а зимОю 1948-го, -
 У селА ПАВЛовка-ЛозовАя -
 БылОва ЦЕНТРа НАШего волостнОго,
 ГДЕ  моя МАТЬ часто бывАла,
 ГДЕ ТЁТя моя ПелагЕя -
 С МУЖем и шестьЮ ДЕТЬми проживАла.

 ПОСЛе урОков в школе -
 Две девочки - ТОНя и Аня -
 ДомОй возвращАлись,
 ПИСять захотЕли,
 ТОНя у ТРОПКи присЕла,
 А Аня - постеснЯлась -
 В подсолнухи побежАла
 И вдруг - из ВИДу ТОНи пропАла.
 Тут ТОНя встАла,
 ТОЖе в подсолнухи - по следу Ани -
 По СНЕГУ побежАла.
 А ТАМ - посредИ стеблей подсолнухов -
 ВорОнка заснЕженная оказАлась,
 А в НЕЙ - тёмная дырА зиЯла, -
 Где Аня в ШАХТу - ДАВНО забрОшенную -
 Сквозь СНЕГ - пропАлИлася и пропАла.
 ТОНя пришла домОй,
 Но НикомУ - об Этом НЕ сказАла - побоЯлась.
 А ВЕЧером, когда уже потемнЕло,
 А Ани НЕТ,
 ТОНю - "прижАли" -
 И обо ВСЁМ сказАла.
 А ТУТ - на ГоловИновских рудниках былЫх, -
 Ещё й шахтЁры жилИ.
 И одИн парень-горно-спасАтель,
 По лестнице верЁвочной спустИлся в ТОТ шурф-шахту,
 Поднял Аню. -
 ОНА былА ещё живАя,
 Но в больнице - скончАлась...


      Миниатюра № 7
 А смерть пол-ВЕКа была рядом,
 А на НЕЁ - внимАния - НЕ обращали!

 В июле 1955-го во время моих первых каникул -
 я с Верой и Юрой Бахтиными
 (мои двоюродны - сестра 15 лет
 и брат 14 лет) -
 на прогулку по БугрУ пошли -
 в сторону станции Орловка
 (1,5 км по Бугру на восток от нашей Хаты).
 Не доходя метров 400 до станции,
 мы спустились с Бугра на север - в долИну
 и тут посреди почему-то незасАженного нЫне -
 ПОЛя прошлогОднего подсолнуха-стеблей
 (и голая - без травЫ земля),
 в пол-СОТне метров от небольшого плоского отвала породы,
 и в 150-200м от нашей школы НСШ №37,
 мы увидели открытый,
 ничем не ограждённый и не обозначенный тёмный шурф.
 Через него поперёк лежалм 2 балки шириной 20 см.
 Меня что-то потянуло-принудИло
 и я зашёл по балке на средИну Этого ЖУТКого провАла,
 этой жуткой дырЫ -
 и глянул вниз -
 там только темнота.
 Потом позже я узнал,
 что много людЕй упАли в СЕЙ провАл,
 Но, всё-ж, НИКТО его - НЕ закрывАл
 (я ТУТ подрОбностей пре-жутких -
 приводИть НЕ СТАЛ -
 о НИХ расскАзывАть уСТАЛ!)...

      Миниатюра № 8
 В июле 2008 я утром приехал автобусом №34
 ("Будённовка-Моспино") до остановки "Спартак",
 прошёл 400м на север (в сторону моего участка №275)
 вдоль лесо-полосы,
 там свернул направо и пошёл на восток -
 вдоль южной стороны лесополосы -
 к террикону не так давно ещё работавшей шахты.
 Абрикосок-Ягод не было
 и я метров через 400 решил вернуться назад.
 Но идти по высокому густому бурьяну было плохо
 и я пошёл от дерЕв лесополосы -
 в сторону - к полю подсолнуха.
 И тут, метрах в 10 от лесополосы -
 мои палки (после машиной давки!),
 а вслед за ними и я - провалились в пустоту.
 И я полетел вниз и ударился правым плечом и грудью -
 о ЧТО-то твёрдое.
 Очухавшись, я понял, что упал в яму 2,5х2,5м в плане
 и не мЕнее 3м в глубину.
 Стенки ямы нависали над подкопами.
 Глинистый грунт стен сухой и твёрдый,
 абсолютно не поддавался моим попыткам -
 процарапать ступеньки.
 И я пожалел, что вынул из кармана рюкзака и оставил дома нож -
 им бы я быстро смог процарапать ступеньки
 и вылезти из Ямы-ловУшки.
 Мне удалось отколоть от стенки столб грунта,
 он упал на дно, я собрал куски глины,
 сложил их стопкой
 и, упираясь руками в стенки угла,
 стал на эту "стопку",
 стоЯ на ней, - отжался руками, -
 колЕном опёрся на выступ,
 ещё отжался и руками ухватился за крепкие стебли полыни,
 осторожно подтянулся,
 перехватился руками за новые стебли полыни,
 лёг животом на край ямы
 и отполз дальше.
 А мои палки висели петлями на моих руках.
 Я стал на ноги и в 1 метре от КРАя Ямы -
 не СМОГ увидеть ЕЁ -
 за густым плотным бурьяном.
 Осторожно, прощупывая палками бурьян,
 я выбрался на поле подсолнуха
 и тут уже спокойно пошёл к дороге на мой садОвый участочек
 в 4 км не доезежая городка Моспино со сторонЫ Донецка...
      Крыленко Владимир  11 ноября 2012
 


Рецензии