Апостолы. 1. 10. Смерть Ирода

   При кесаре Октавиане Августе Римская империя была на высоте своего могущества. Царил мир, благодаря которому народы могли ближе сходиться между собой. Рим искал теперь другой славы - не воинской, а организационной, собирательной. Строились дороги и мосты, неприступные крепости, чтобы сберечь приобретенное; хорошо работало почтовое сообщение, можно было безопаснее путешествовать из одной страны в другую.
   Связующим языком народов, еще со времен Александра Македонского, был греческий. Город Рим являлся сердцем мировой империи, а пульсом ее - торговля между объединенными странами.
   Нагруженные корабли плыли в Рим со всего света и везли шерсть,шелк и полотно из Александрии, вино и устриц - с греческих островов, морских рыб - с Черного моря, целительные - травы из Африки, москательные товары, - краски, клей, непищевое масло и другие химические вещества, - из Аравии, платья и драгоценные камни - из окрестностей Вавилона. Художники показывали здесь свои прекрасные произведения, поэты и ораторы публично читали свои творения и произносили речи. Одним словом в Риме концентрировалась экономическая и культурная жизнь всего древнего мира и, как по акведукам, растекалась  до самых отдаленных уголков империи.
   А как обстояло дело с религиозной жизнью?
   Везде царило множество богов и богинь, возводились храмы в их честь, совершались разнообразные и бесчисленные богослужения. Боги были вопрошаемы жрецами и жрицами на каждом шагу государственной и частной жизни с приношением разнообразных жертвований. Свои жертвенники имели даже дома разврата, харчевни и темницы.
   Но как ни разнообразна была религиозная жизнь древнего языческого мира, как ни многочисленны и различны были боги, все таки их с полным удобством можно было разделить на три группы: на богов Востока, Греции и Рима.
   Восток питал любовь к темной мистике. Человек обезличивался перед могущественными богами, являлся жертвенной пылью на их стопах. Чего только стоил один бог Молох, жаждавший воплей горящих в пламени детей; в честь Милитты женщины легкого поведения завлекали мужчин к разврату, а девицы приносили в жертву богине свое целомудрие.
   В противоположность Востоку греки в своих богах идеализировали не только природу, но и человека. Если на Востоке Ваал был только солнцем,созидающим и согревающим жизнь, то для греков Зевс был уже хранителем закона и справедливости. Если Астарта была только  чувственным побуждением природы, то Гера стала уже хранительницей семейного очага;  Паллада - Афина - представительницей ясного рассудка, всепобеждающей мудрости;  а бог света Апполон , - бог откровения греческой религии, - освещал тьму и примирял человека с самим собою и окружающим миром. Все являлось более осмысленным, чем в язычестве Востока; но и здесь среди богов легко возможны были преступления. Очеловеченные греческие боги имели почти все человеческие недостатки и пороки, а Олимп, в конце концов, являлся только отображением естественного бытия греческой народной жизни.
   Среди образованных римлян, скептически настроенных к традиционным верованиям, распространялись учения, основанные на греческой философии. В то же время широкий интерес получили восточные мистические культы Исиды, Кабелы, Митры. Для укрепления государственной централизации необходимо было хоть какое-то единство веры. Для возвышения государственных религиозных культов над остальными культами и науками было введено обязательное для всех жителей империи почитание императора, которое переросло в культ самого императора, что сопровождалось повсеместной установкой статуй и совершения перед ними жертвоприношений.
   Однако все это не уменьшало напряжения в духовно - идеологической сфере Римской империи. Традиционные для Рима духовные ценности становились достоянием лишь верхушки общества, а среди низов все более активизировался поиск новых форм религиозной жизни. Широкое распостранение получили окультизм и магия.
   А чем жила Палестина?
   Иудейский коренной народ Палестины составляли первоначально потомки тех двенадцати сыновей патриарха Иакова - Израиля. Но время и в особенности вавилонский плен произвели в иудейском народе много изменений и путанницы,  - сплетение родов и даже смешения с иноплеменниками. Прежде всего это случилось в Самарии и в Галилее, ранее попавших под гнет воинственных соседей.
   Жители Иудеи происходили также уже не от всех первоначальных колен израильских, но от колен только Иуды и Вениамина, возвратившихся из плена, да примкнувших к ним израильтян, которые оставались в Палестине.
   Древний еврейский язык, на котором первоначально были написаны книги Ветхого Завета, терял значение языка народного, оставаясь языком богослужебным и языком ученых. В народное употребление вошел язык из Сирии - арамейский, с еврейским оттенком.
   Греческий язык и греческие нравы тоже не чужды были палестинцам, - пример тому яркая жизнедеятельность царя Ирода и его сторонников.
   Тем не менее, к чести коренного иудейства, оно охраняло себя от языческих влияний и твердо держалось отеческой веры и отеческих нравов. В храмах не допускалось никаких изображений, а однажды не допустили того, чтобы в Иерусалим были внесены римские орлы с изображением императора.
   Общение с язычниками иудеям было строго запрещено. Языческое римское владычество над Палестиною считалось несправедливым и незаконным.
   Наиболее "чистой" в плане народонаселения считалась Иудея, вследствии чего и весь народ еврейский, со времени возвращения из вавилонского плена, стал называться "иудеями". А столицей был Иерусалим с единственным на всю страну храмом.
   В Иерусалиме повсюду проявлялась живая и возбужденная,  деловая и религиозная жизнь со стечением сюда, особенно на праздники, с разных уголков Римской империи единоверцев. Иной раз прибывало до трех миллионов пиллигримов. Это приносило большие суммы как для храмового фонда, так и для городского населения.
   В Иерусалиме странствующий иудей получал все, что хотел. Кроме храма здесь были и многочисленные синагоги, в которых читали и изъясняли Священное Писание, а также возносили общественную молитву. Здесь были и воспитательные учреждения для изучения и освоения иудейской науки, был синедрион,- высшая духовная судебная инстанция для иудеев всего мира.
   Вне Иерусалима жизнь была поспокойнее. Пастухи пасли стада, земледельцы возделывали поля и виноградники, но религиозные чувства волновали людей не меньше, чем в столице. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы научить юношество закону и сообщить ему "предание старцев". При всем этом многие из народа, однако, не стыдились грабежа и насилия над путниками на дорогах, а в войнах и возмущениях обнаруживали крайне фанатичную ревность, потому Ирод и строил в провинциях неприступные крепости. Так было и в Иудее.
   В другой провинции, Самарии жили потомки того народа, который произошел от смешения израильтян, оставшихся в стране от переселения в Вавилон и языческих колонистов из ассирийских провинций, которые вскоре были ассимилированы израильскими аборигенами.
   После возвращения из плена "чистых" иудеев, самаритяне попытались воссоединиться с ними, но иудеи оттолкнули их, отвергнув и помощь  в строительстве Второго Иерусалимского храма.
   Самаритяне построили на горе Гаризим свой храм Иегове. После двухсотлетнего существования он был разрушен правителем и первосвященником иудеев Йохананом Гирканом, но гора осталась местом поклонения и молитв самаритян. Неприязнь между жителями провинций переросла во вражду.
   На север от Самарии лежала третья палестинская провинция - Галилея "языческая". К ней Иудея тоже имела некое презрение, так как после вавилонского плена народонаселение Галилеи тоже сильно перемешалось с различными языческими элементами. Эта провинция имела прекрасное географическое и торговое расположение, а население в ней было многочисленное и трудолюбивое, но имело такой недостаток, как склонность к возмущениям, и влияние на них левитов,стражей религиозного порядка еще со времен Моисея, было минимальным,хотя в религиозности галилеяне, пожалуй, не уступали иудеям и в праздники большими группами посещали Иерусалимский храм, с неохотой проходя по враждебной Самарии, или,делая крюк, обходили ее.
   Итак, если Рим был средоточием всемирного политического господства, то маленькая, постоянно зависимая от окружающих ее сильных держав, Палестина стала той страною, в которой зрела религиозная сила,впоследствии победившая весь мир, покорившая его Единому истинному Богу.

   Ирод умирал мучительно. Накануне он казнил третьего своего сына Антипатра, заговорщика, а потому переписал завещание: сыну моему Ироду Архелаю оставляю Идумею и Самарею; сыну моему Ироду Антипе оставляю Галилею, Перию; сыну моему Ироду Филиппу оставляю Итурею, Трахонитскую область и Аверан; Иудею с Иерусалимом пусть честно поделят сами, - тем самым он подбросил сыновьям камень преткновения, о который недружные братья должны были споткнуться...
   Кесарь Август переиграл завещание Ирода по-своему: на царствие никого не утвердил; приемником Ирода назначил Архелая, но не царем, а этнархом, т.е. правителем народа, отдав ему во власть Идумею, Самарею и...Иудею с Иерусалимом, Антипа и Филиппа сделал тетрархами над теми областями, что прописал им Ирод.

   ...И снова, как тогда, после казни, Ирод звал убиенную свою жену Мариамну, разговаривал с ней. Отбрыкивался и отмахивался от тысяч своих кровавых жертв, источая зловония гниющего тела.
   Шептал в горячке:
   -  Идумей, где ты?.. Защити меня...
   Но не находил защиты и страшно кричал, терзаемый болями.
   А на последнем выдохе лицо его исказилось гримасой ужаса...

 


Рецензии
Прекрасно написано, интересно,
хотя многое знал.
Концовка показалась мне слишком, на мой взгляд,
религиозно-пафосной.

С уважением,
Яков

Яков Рабинер   25.09.2015 18:05     Заявить о нарушении
Согласен, концовку почистил.

Евгений Прохоров-Гашев   11.01.2016 05:08   Заявить о нарушении