Как Ленин-полиглот учил иностранные языки
Возвращаясь к Ленину. Скорее всего, поступил циркуляр наградить В.Ульянова заслуженной золотой медалью, чтобы показать что царский режим справедлив и каждому воздает по заслугам и не чинит незаконных репрессий. Этим, вероятно, и объясняется формулировка директора в записке:"Нельзя не дать медали!".
С медалью закончила женскую гимназию и старшая сестра Анна Ульянова.
Да и Александр Ульянов, старший в семье, подавал большие надежды. Золотая медаль за курс гимназии. А в Спб университете любимый студент Д.И. Менделеева. Был удостоен университетской награды за свою научную работу, да и вообще профессора боролись за него, стремясь переманить к себе на кафедры.
Разносторонне-талантлива была и Ольга Ульянова, закончившая с медалью гимназию и успевшая получить звание учительницы, но рано умершая от тифа. Дмитрий Ульянов выучился на врача. Только младшенькая Маняша-Мария Ульянова была нерадива к наукам и училась из рук вон плохо, за что Владимир ее бранил и в переписке стремился отвезти ее в Европу в тамошние университеты, но Маняша не захотела себя утруждать.
Но мы ушли несколько в сторону заявленной темы. Хотя, отчего же... Тема учебы в семье Ульяновых. Продолжая ее, скажем, что они были не только отличники-медалисты, но и полиглоты. Владимир Ильич владел множеством языков. Курс классической гимназии с несколькими языками окончил с золотой медалью, а любимым предметом была... латынь! Считающаяся скучным и ненужным "мертвым" языком. Однако преподаваемым в царской гимназии в числе приоритетных языковых дисциплин. Когда спустя много лет специалисты-лингвисты изучали стиль Ленина, то обнаружили интересную закономерность:он писал по русски бессознательно в структуре латинского синтаксиса. Едва ли сам догадывался. Так многое на нас неосознанно влияет и формирует...
Немецкий и французский также преподавались в гимназии наряду с древнегреческим и латинским языками. Современные европейские и древние языки. Метод преподавания был, как все теперь твердо уверены, устаревшим и неэффективным:скучная грамматика и чтение и перевод со словарем, а также заучивание наизусть длинных отрывков "из Вергилия". О коммуникативных и лингафонных и прочих "крутых" методах изучения иностранных языков знать не знали. Все равно уровень владения в массах ныне на том же уровне,что и по традиционной методике, то есть никаком. Но выпускники дореволюционных учебных заведений, особенно классических языковых гимназий с своей подготовкой потом ездили за границу и после периода адаптации в языковой среде легко говорили на нескольких языках...
Надежда Константиновна Крупская вспоминала, что оказавшись в Европе после Шушенского,"мы никого не понимали и наш немецкий никто не понимал". Но постепенно освоились и свободно заговорили. Я думаю, что это "мы никого и нас никто не понимал" было на поверхности, а в действительности им нужен был лишь современный некнижный живой диалект, чтобы пришло понимание, и некоторый практический тренинг, а основа, фундамент был прочно заложен гимназией и самообразованием. Не будь его, скоро и свободно не заговаривали бы.
В Европе было принято давать взаимные уроки "бартером" вместо денежной оплаты. Носитель аутентичного немецкого(английского и т.д.)преподает свой язык в обмен на такие же уроки русского от русских эмигрантов. Так Ульянов брал уроки английского в обмен на русский. В наше время это возможно в сети Интернет в электронной переписке и скайпе.
Ну а что до чтения с переводом, то здесь есть нюанс, который выпускался и потому возможно этот метод долго казался неэффективным и дискредитирован. Дело в том, что мы обычно в школе и вузе переводили с иностранного на русский. А оказывается эффективен так называемый "обратный перевод":с русского на иностранный также! Это можно считать и аналогом нашего коммуникативного метода, когда учеников кидают в языковую среду и требуют говорить на ин-язе!
И наконец привожу цитату из письма Владимира Ульянова сестре Марии из Мюнхена:
"...по части умственной работы особенно рекомендовал переводы и притом
о б р а т н ы е(в оригинале-авторский курсив), то есть сначала с иностранного на русский письменно, а потом с русского перевода опять на иностранный. Я вынес из своего опыта, что это самый рациональный способ изучения языка. А по части физической усиленно рекомендовал ему, и повторяю тоже тебе, гимнастику ежедневную и обтирания. В одиночке это прямо необходимо".
Из письма Владимира Ульянова Марии Ульяновой 19 мая 1901г. Послано из Мюнхена в Москву. В.И.Ленин, ПСС, т.55, с208-209.
-----------
Ну а где в плотном графике взять время на изучение иностранных языков, скажут иные...
Это само собой разумеется. Учиться, учиться, учиться. Вопрос чему и у кого.В юности читаем хаотично, хватаем отовсюду. Но приходит время и приносит понимание необходимости отодвигать все в настоящий момент излишнее и не относящееся к делу. Мы начинаем ценить время. Ощущая как стремительно оно летит. Сожалеем о сотнях часов проведенных за просмотров сериалов на 555 серий из жизни южноамериканских фазендейров и их амуров и конфликтов. Однажды по завершении очередного латиноамериканского сериала я села и подсчитала на калькуляторе сколько часов за год с лишним шел сериал вместе с рекламой и выяснила что это равняется двум академическим курсам изучения иностранных языков в ВУЗе!! Таким образом, за весь сериал можно было освоить на приличном уровне два иностранных языка! А как звали героев годового того сериала я забыла почти сразу, а сейчас не вспомню за миллион евро. Лучше бы освоила тот же испанский/португальский, на котором трещали эти персонажи...
http://proza.ru/2020/12/01/264
Дом-музей Ульяновых. Комната Марии Александровны
и общий стиль воспитания, умственного и физического, в семье Ульяновых.
Из этой части цикла:
Что же читали сёстры Бланк, что взяла с собой в путь с Ильей Николаевичем из своих книг Мария Александровна, которой на момент знакомства с учителем физики Пензенского института для юношей - уже минуло 28 лет, сложившаяся личность, да и Илья Николаевич в свои 32 уже был многоопытный педагог, зрелый муж. В те времена взрослели быстро, а супруги Ульяновы выросли в условиях сиротства. Марию и ее сестер воспитывала шведская кузина, заменившая им мать почти с самого рождения. Она не вышла замуж, отдав много сил воспитанию племянников и племянниц из нескольких семейств. Ей и доверил Александр Бланк своих дочерей, сам находясь в постоянных разъездах, как военврач. Видел он дочек нечасто, но оставил серьезный след в их становлении и закалке в прямом смысле, заставляя их обливаться ледяной водой, воспитывая спартанские навыки, что им очень пригодилось. Тётя же шведка была весьма образована и именно ей доверяли и подготовку к гимназии своих отпрысков в родственных семействах, и даже подготовку по всем предметам на выпускные экзамены, то есть репетиторство по-нашему. Причем, по всем предметам и в том числе выпускников-мальчиков-племянников и их товарищей! Эти сведения точные, из обстоятельных изысканий известного биографа Ульяновых - Мариэтты Шагинян, а она вела личную переписку с Анной Елизаровой-Ульяновой и Марией Ильиничной Ульяновой, опросила многих еще живших в старом Симбирске современников, подолгу работала в архивах Ульяновска - собрала бесценный историко-биографический материал, до сих пор во многом сенсационный - только не дешёвые вбросы, а документированные и тщательно разработанные материалы.
Не исключено, что в духовном плане Шведская тетушка преподала дочерям Бланк даже больше, чем полагал их отец. Загадку семьи Ульяновых с парадоксом детей-революционеров в благочинной среде в провинции Империи, в семье действительного статского советника, награжденного за 20 лет беспорочной службы(нет 30 лет!) орденами Владимира и св.Анны, - этот парадокс пока еще никто не разрешил...
Еще о книгах. Нижние два тома явно не любовные романы, как и верхние. Это, скорее всего, некие энциклопедии. Картина не картина, а панно, наверное, может быть, вышивка. Обои несколько унылой желто-зеленой гаммы не в тон красивому комоду красного дерева, конторки и глиняных горшков. Тут подошло бы что-то в светло-коричневой гамме. Окна - двойные. Видимо, для утепления в холодное время.
...
Почему Владимир советует Маняше обтирания?
Д-р Бланк - в его логике ярой натуропатии(лечение и укрепление природой, по- нашему еще называется ЗОЖ), воспитывал дочерей в следовании во всем природе:холодная вода - закалка, физкультура, рукоделие, чтобы не входить в лишние траты, легкая одежда в холодное время. И наверняка в тех же правилах спартанского воспитания требовал не укрываться от Солнца, никаких темных гардин и белых зонтичков от солнца! И верно:нет указаний, что М.А. когда-либо укрывалась от солнца зонтиком, во всяком случае не доводилось в кино видеть образ Марьи Александровны в тех немногих фильмах, в которых ее образ запечатлен, или читать в воспоминаниях о ней. М.А.Ульянова была слишком обремененной большим семейством; частыми подолгу отлучками супруга по работе; постоянными передрягами и переездами с места на место; ведением довольно большого хозяйства - помимо дома в Симбирске - еще и хутор Алакаевка, доставшийся ей в наследство; переписка с арендаторами насчет урожаев и оброка с крестьян(!), а бывали и неурожайные годы, а еще больше управляющие воровали... А потом в довершение ко всем испытаниям - необходимость содержать, ни много-ни мало, четырех взрослых детей, ни один из которых не работал, то есть не служил, как тогда говорили. Хотя при сем все они, в том числе дочери наравне, получили самое лучшее для своего времени и места образование, однако работать не рвались, но все четверо требовали непомерных для матушки расходов на свои нужды, и закидывали ее письмами с просьбами высылать очередные транши с ее банковского счета, который они рассматривали как личную кассу, а расходы были немалые: в числе их - поездки за границу, книги и журналы из Европы, оплачивание университета, в том числе, зарубежного, в Брюсселе, а также отправки теплой одежды, книг, питания, лекарств в ссылки, куда царское самодержавие то и дело ссылало ее детей за революционную агитацию, и т.д. Всё это навалилось на её хрупкие плечи, чтобы ещё заниматься такими пустяками, как наряды в модных изысках и продление моложавости. Последнее с помощью различных ухищрений, среди которых зонтички от солнца, веера, шляпки с широкими полями, - всё, что приличествовало скорее дамам высшего света или фрейлинам Их Величеств - к коим чья-то безудержная фантазия однажды не так давно, в 90-е гг. 20 века, приписала ей в юности к "фрейлинам царя", и пошла гулять по интернету вздорная легенда, придавая её облику несвойственную ей куртуазность и склонность к любовным приключениям, чего не было и не могло быть ни по ее складу натуры серьезной и ответственной; ни в тех обстоятельствах, в которых она развивалась и жила.
Прожила же Мария Александровна Бланк-Ульянова 81 год, никогда не жалуясь на тяжелые недуги, и скончалась в 1916 году, так и не дождавшись приезда Володи из-за границы.
01/12/2020
http://proza.ru/2015/07/18/1248
Как Ленин-полиглот учил иностранные языки
http://proza.ru/2022/04/24/949
Махатмы Ленин и Сталин. Версии
http://proza.ru/2015/07/18/1248
Как Ленин-полиглот учил иностранные языки
http://proza.ru/2022/04/23/552
Как Владимир Ульянов экстерном учился в деревне
Дом-музей Ульяновых. Рояль Марии Александровны
http://proza.ru/2020/12/01/264
http://proza.ru/2020/12/03/398
Дом-музей Ульяновых. Рабочий стол Ильи Николаевича
http://proza.ru/2021/05/16/1705
Мария Ульянова, сестра Ленина, экскурсия в Кремле
https://zera-cherkesov.livejournal.com/124411.html
Свидетельство о публикации №215071801248
Гончаренко Роман 19.02.2021 02:50 Заявить о нарушении