Флоренция. Христос, сходящий в ад

 
   В 1842 году  Ганс- Христиан Андерсен написал сказку, которую назвал "Бронзовый кабан (быль)".

   Знаменитый  сказочник счёл нужным подчеркнуть, что это именно быль,  поскольку пишет он в ней  о реальных людях.
 
   Вкратце – это рассказ  о  маленьком  оборванце,  который становится известным художником.

   Единственной сказочной линией сюжета является необычайное ночное путешествие маленького нищего верхом на бронзовом Кабанчике, который сначала показывает малышу знаменитые скульптуры и картины во дворце  Уффицы, а потом скачет с ним к базилике Санто-Кроче  - церкви Святого Креста.
 
    Впрочем, Андерсен даёт читателю понять, что путешествие на бронзовом Кабанчике просто приснилось малышу,  который в холодную зимнюю ночь уснул на спине бронзового зверя…

    Как он даёт понять, что это был только сон?

    Очень просто, вот цитата, дающая ответ:

    "Они вступили в большую галерею, хорошо малышу известную – он и прежде там бывал;  на стенах висели картины, тут же стояли бюсты и статуи, освещённые, словно в ясный день;  но прекраснее всего стало, когда отворилась дверь в соседнюю залу;  конечно, малыш помнил всё здешнее великолепие, но этой ночью тут было особенно красиво."

    Опускаю здесь описание того, что увидел малыш  в "соседней зале" – скорее всего эта зала является знаменитой "Трибуной" – интересующиеся могут прочесть мой рассказ "Флоренция. Почти по Андерсену" ( http://proza.ru/2015/07/16/109), в котором  подробно написано об этом.

    Сейчас перехожу к главной теме настоящего репортажа. Можно сказать, что она сродни детективу.

    А в детективе очень важно ознакомиться с показаниями свидетеля, которым и является знаменитый сказочник.

    Но, как и в любых свидетельских показаниях, в  словах Андерсена имеются некоторые несоответствия.

    Итак, говорит Ганс-Христиан:

   "Впечатления сменялись, но лишь одна картина прочно запечатлелась в его (мальчика – Б.Г.) душе — на ней были изображены радостные, счастливые дети, малыш уже однажды видел их днем.
   Многие, разумеется, прошли бы мимо, не обратив на картину внимания, а в ней между тем заключено поэтическое сокровище - она изображает Христа, сходящего в ад; но вокруг него мы видим отнюдь не осужденных на вечные муки, а язычников.
   Принадлежит картина кисти флорентийца Анджело Бронзино; всего лучше воплотилась там уверенность детей, что они идут на небеса: двое малышей уже обнимаются, один протягивает другому, стоящему ниже, руку и указывает на себя, словно бы говоря: «Я буду на небесах». Взрослые же пребывают в сомнении, уповают на бога и смиренно склоняют головы перед Христом.
   На этой картине взор мальчика задержался дольше,  нежели на остальных, и бронзовый кабан тихо ждал; раздался вздох; из картины он вырвался или из груди зверя? Мальчик протянул руки к веселым детям, но зверь, пробежав через вестибюль, понес его прочь".

   Мне, конечно, захотелось посмотреть на это полотно. Я буквально обыскал все каталоги галереи Уффицы, но тщетно! Ни малейшего упоминания.

   Тогда попытался найти в интернете.
 
   Открылись сведения о десятках картин с такими  же или подобными названиями  разных  художников, но  только не об  искомом полотне.
 
   Тот же результат поначалу был и на зарубежных сайтах.
 
   Но вот промелькнуло "кликабельное" название картины в одной из заметок  об Анджело Бронзино -  его настоящее имя Аньоло (или Анджело) ди Козимо ди Мариано, 1503-1572, итальянский художник, представитель флорентийской школы.
 
   Так нашёл эту картину, но не в Уффици, а  в  Базилике Санта-Кроче!

   И почему-то на этом полотне нет мальчика "стоящего ниже", которому протягивает руку тот, который   указывает на себя, словно бы говоря: «Я буду на небесах».

   А ведь Андерсен написал, что видел этого мальчика!

   Значит, кто-то  просто  отрезал кусок полотна,  чтобы оно влезло в указанные церковным начальством рамки…

   Но лично я думаю, что полотно это в церковные рамки вообще никак не укладывается, мы видим, что и сам ад какой-то странный,  и в нём  отнюдь не осужденные на вечные муки, и только дети уверены, что Христос приведёт их на небеса, а взрослые пребывают в сомнении, но смиренно склоняют перед ним головы…
 
   И последняя загадка, почему и за какие грехи в ад брошены дети?!


   
   На моём коллаже:  картина в том виде, в котором она находится в базилике Санта Кроче; "ключ" к картине с именами персонажей;  таким  видел главный фасад  базилики Андерсен; так выглядит этот фасад работы архитектора Николо Матаса сегодня.


Рецензии
Борис!
Я не читала эту быль Андерсена. Вы меня заинтересовали!
И таинственная история картины тоже поразительна!
Долго рассматривала ваш коллаж...
Умеете вы заинтересовать!
С уважением,

Светлана Петровская   14.09.2022 22:01     Заявить о нарушении
Добрый день, Светлана! Спасибо! Сюжет "Кабанчика" очень интересен. Писал на эту тему подробней, но это детектив, который после Крыма убрал с сайта (хоть с ним там никакой связи нет). С уважением,

Борис Готман   15.09.2022 10:30   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.